Роль СМИ в формировании общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:08, реферат

Краткое описание

Также в работе будет рассмотрен процесс интеграции СМИ в общественное сознание и рассмотрена сфера влияния СМИ на общество сегодня - с точки зрения самих СМИ, оценивая их культуру и вклад в общественную деятельность, и с точки зрения общества на действия СМИ.
В процессе работы определяются как положительные так и отрицательные стороны влияния СМИ на общество.
Целью работы является показать важность СМИ и интернета как СМИ в современном информационном мире и важность понимания того, что хоть эта информация зачастую интегрирована в массовое сознание, но ее нужно и можно контролировать.

Содержание

Введение 3
СМИ как фактор формирования личности в обществе 3
Влияние интернета как СМИ на людей и общество в целом 9
Интернет-дискуссии как инструмент формирования общественного мнения 12
Заключение 19
Список используемой литературы: 20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат СОЦИОЛОГИЯ ЧТО ТЕБЕ ДОЛГО СУЩЕСТВОВАТЬ!.docx

— 92.93 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Национальный минерально-сырьевой университет "Горный"»


Кафедра социологии и психологии

Реферат

По дисциплине:       _______________ Социология__________________             

                           (наименование учебной дисциплины  согласно учебному плану)

 

 

Тема:              Роль СМИ в формировании общественного мнения

 

 

Выполнил: студент гр. НГ-10-2             ______________           /Галимов Р.Р./

                                                                                                                      (подпись)                                             (Ф.И.О.)  

 

Проверил:     асс. к. С и П._к.и.н.     ___________             /Зайцева О.О./

                                                (должность)                                                    (подпись)                                       (Ф.И.О.)                                        

 

 

Санкт-Петербург

2013

Содержание

 

Введение 3

СМИ как фактор формирования личности в обществе 3

Влияние интернета как СМИ на людей и общество в целом 9

Интернет-дискуссии как инструмент формирования общественного мнения 12

Заключение 19

Список используемой литературы: 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Состояние жизни человека на сегодняшний день таково, что  он живет в обществе, принимает  или не принимает общественное мнение. Общественное мнение, как правило, все-таки не происходит ниоткуда, и бывает кем-то если не сформировано, то направлено в  нужное русло. Многие полагают, что  знают о том, что это мнение "навязано сверху", что вся "демократия" - это всего лишь слово в статье конституции и что "свобода  слова" может обернуться самой  настоящей тюрьмой.

На сегодняшний день можно  с уверенностью сказать, что информационное общество - это отдельный мир, отдельная  вселенная, которая управляет нашими мыслями, пытается подстроить под себя наше сознание и обеспечить себе дальнейшую материальную базу в виде нынешней аудитории.

Исходя из этих фактов тему, касающуюся роли Средств массовой информации (СМИ) в общественной жизни следует  считать актуальной не только сегодня, но и в последующие времена.

В работе планируется рассмотреть  понятие СМИ, уделить внимание рассмотрению истории становления СМИ. Также  будет приведена краткая классификация  имеющихся СМИ. Отдельное внимание будет отдано рассмотрению телевидения  как одному из ведущих Средств  массовой информации. Интересно отметить, что многими исследователями  в процессе работы над понятием СМИ  и роли этого явления в общественной жизни упоминается и активно  используется термин "манипуляция  сознанием". В обществе почему-то принято негативное отношение к  этому явлению, но существует положительное  влияние на общество в процессе манипуляции  его сознанием, которое направлено исключительно на достижение результатов  и на прогресс. Об этом тоже следует  помнить.

Также в работе будет рассмотрен процесс интеграции СМИ в общественное сознание и рассмотрена сфера  влияния СМИ на общество сегодня - с точки зрения самих СМИ, оценивая их культуру и вклад в общественную деятельность, и с точки зрения общества на действия СМИ.

В процессе работы определяются как положительные так и отрицательные  стороны влияния СМИ на общество.

Целью работы является показать важность СМИ и интернета как СМИ в современном информационном мире и важность понимания того, что хоть эта информация зачастую интегрирована в массовое сознание, но ее нужно и можно контролировать.

 

 

 

 

 

 

СМИ как фактор формирования личности в обществе

 

Средства массовой информации (СМИ), или масс-медиа, очень быстро превращаются в реальную власть в политической, социальной и духовной сферах. Обладая специфическими возможностями влияния, СМИ воздействуют на общественное мнение и личностное мировоззрение, а в силу своей всеобщности и всеохватности способны формировать облик каждого нового поколения. Расширение влияния и рост возможностей СМИ усугубляют и так уже осложненный кризисным состоянием современного общества процесс формирования социокультурной идентичности личности.

В последние десятилетия  одной из важнейших проблем формирования личности является проблема формирования ее идентичности. Это нашло свое отражение в появившихся за последнее  время многочисленных исследованиях  не только психологических наук (которые  традиционно занимались этой темой), но также социологии и культурологии.

Одной из значимых характеристик  современного общества является расширение технологических возможностей и  сферы влияния средств массовой информации (коммуникации). Внедрение  информационных технологий в современном  постиндустриальном обществе вызвало  широкий интерес к месту и  роли СМИ в формировании общественного  мнения как на уровне общности, группы, так и на уровне личности.

Некоторые ученые говорят  о современности как об эпохе  «медиакратии», власти средств массовой информации. Информационная революция превратила средства массовой информации в виртуальную «четвертую» ветвь власти, влияние которой на общество и личность часто оказывается несравненно большим, чем влияние других социальных институтов. Власть СМИ распространяется практически на все сферы общества в большей или меньшей степени. Наиболее ярко это проявляется в политической и социальной сферах, а также в сфере духовной жизни, и даже личная жизнь человека не остается без внимания СМИ. Революция в области коммуникаций и информации предопределила смену мировоззрения. СМИ не только отражают действительность, но и интерпретируют, и конструируют ее согласно своим интересам или интересам группы лиц, ее контролирующих — «медиакратов».

Массовая информация по своей  сути — информация социальная. Она  имеет широкую аудиторию, рассредоточенную во времени и пространстве, и распространяется с помощью технических средств. Массовая информация отражает общественные процессы и имеет свою цель —  управление обществом или его  подсистемами через управление людьми. Массовые коммуникации в силу своей  всеобщности и всеохватности  способны формировать облик каждого  нового поколения.

В соответствии с техникой и технологией передачи информации выделяют ее главные средства: прессу, радио, телевидение. Особо можно  выделить Интернет — открытую информационную среду социальных коммуникаций. Хотя СМИ не являются единственным источником наших знаний об окружающем мире, но на наши представления о мире масс-медиа влияют намного больше, чем мы можем себе представить.

Само слово media («посредник») навевает мысли, что СМИ являются связующим звеном между публикой и некоей объективной реальностью, на самом деле существующей где-то в этом мире. СМИ отражают или создают новую реальность? Конечно, в значительной мере они отражают то, что происходит вокруг. Однако СМИ проявляют изобретательность и избирательность в отношении того, что и как рассказать нам о происходящих в мире событиях (навязывание повестки дня), а мы затем принимаем эти интерпретации, которые становятся частью наших представлений и нашего опыта. СМИ «создают» мир, который затем становится реальностью. Благодаря своему продолжительному воздействию на сознание людей, СМИ становятся источником наших знаний о мире и нашей роли в нем.

В обыденном сознании средства массовой коммуникации часто ассоциируются  исключительно с развлечением и  как таковые рассматриваются  как нечто второстепенное в жизни  большинства людей. Это явная  недооценка степени их влияния на нашу жизнь. Массовые коммуникации также  связаны со многими другими (кроме  развлечения) аспектами нашей социальной деятельности. Такие средства массовой коммуникации, как газеты, телевидение, Интернет оказывают широкое влияние  на нашу жизнь и общественное мнение. Это происходит не только потому, что  они определенным образом влияют на наши воззрения, но и потому, что  они являются средством доступа  к знанию, от которого зависят многие аспекты нашей социальной и духовной жизни.

Как показывают исследования ВЦИОМ 2005—2006 гг., россияне, достаточно критически относящиеся к большинству  институтов власти и общества, в  качестве главных своих авторитетов  называют президента России и СМИ. СМИ  в целом как институт общества стабильно занимают второе место, одобрение  их деятельности колеблется в устойчивых пределах 53—55%. За последние годы ситуация мало изменилась.

Молодые и материально  обеспеченные граждане доверяют СМИ  значительно больше, чем пожилые  и бедные. Новый средний класс  ориентирован на позитивную, оптимистическую  информацию, на развлекательные передачи, а не серьезную аналитику, на современную  массовую культуру. Нынешние СМИ полностью  соответствуют данному запросу.

Существует мнение, что  молодежь сегодня не смотрит телевидение  — все «ушли» в Интернет. Это  неверно. По данным ВЦИОМ (вышеназванное  исследование) Интернет является пока не самым популярным источником информации в России. Из него предпочитает получать информацию лишь каждый десятый россиянин. Однако в крупных городах и  для молодой аудитории роль Интернета  как источника информации становится достаточно заметной. Интернетом как  основным источником сведений пользуются 21% москвичей и петербуржцев, 9—12% респондентов из других городов и 3% сельских жителей. В настоящее время  в связи с реализацией государственной  программы информатизации средних  школ число молодых пользователей  увеличилось.

Как уже было отмечено выше, СМИ задают модели культуры, поведения, модели отношений к явлениям социальной жизни, нередко имеющих мало общего с действительностью. СМИ как  проводники массовой культуры стали  определяющим образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения, особенно молодежи. Это очень важный фактор формирования социокультурной идентичности как индивидуальной, так и коллективной (групповой). Степень доверия людей к медийным персонажам достаточно высока и позволяет идентифицировать себя с ними.

Что ждет индивид от СМИ? Он ждет подтверждения и расширения своих взглядов на окружающую его  реальность, ее возможности и опасности; приобретения определенных навыков  и знаний, способных помочь в его  жизнедеятельности; найти образцы  подражания, возможности наметить социально  предпочтительную линию поведения  и действовать на основе полученной информации, развлечься и отдохнуть  от собственных проблем. СМИ готовы предоставить индивиду эту возможность, т.к. с точки зрения общества именно это и является функцией СМИ. Основной функцией массовой информации является обеспечение взаимосвязи между  обществом (или общностями), с индивидами и социальными группами путем  распространения информации о фактах, явлениях, событиях и социокультурных ценностях общества.

Таким образом, СМИ должны решать следующие задачи: создание и поддержание общей картины  мира и картины мира отдельной  общности и/или группы, передача от поколения к поколению ценностей  культуры данного общества, а также  дать возможность отвлечься от трудностей социального бытия путем введения развлекательной информации.

Современные средства массовой коммуникации и в политической, и  в социальной, и в духовной сферах становятся действенным и гибким инструментом манипулирования как  общественным сознанием, так и сознанием  отдельного индивида. Информационные технологии позволяют одну и ту же информацию оформлять и представлять таким образом, что она может  вызвать как позитивную, так и  негативную эмоциональную реакцию, следствием чего могут быть нарушения  нормального психологического состояния  человека, группы, общества. Невозможно требовать защиты от «направленных» информационных воздействий СМИ, но следует понимать, что существует реальная угроза «психологического  инфицирования» не только отдельного человека, но и всего человечества. Особенно актуально это в отношении  молодого поколения. Оно еще не обладает достаточным уровнем образования  и жизненным опытом, чтобы «фильтровать»  информацию, которую им предоставляют  СМИ. СМИ становятся одним из авторитетных агентов социализации молодого поколения.

Одним из важнейших итогов социализации является обретение социокультурной идентичности. Социокультурная идентичность — это динамическое состояние поиска согласия относительно оценок собственного поведения у членов группы или сообщества и принадлежности к определенной культуре. Идентификационный механизм — это, прежде всего, оценка действующих обстоятельств жизни или конкретной ситуации, ставших для молодого человека проблематичными, неопределенными или неизвестными. Он соотносит их с некоторыми идеальными представлениями, задающими образ поведения должного или желаемого, возможного или уже происшедшего.

Обретение идентичности молодым  человеком осложнено не только манипулятивными технологиями СМИ, но и всей социокультурной ситуацией, сложившейся в современном обществе.

В современном многополярном  и мультикультурном мире поиски личностью своей идентичности становятся самым актуальным требованием выживания и адаптации к этому быстро меняющемуся миру, требованием, определяющим складывающуюся систему ценностей.

В жизни современного российского  общества происходят кардинальные изменения, связанные с влиянием постиндустриальной трансформации практических всех сфер жизнедеятельности. Россия вступила на путь развития постиндустриального, информационного общества, и все негативные последствия этого пути, который развитые западные страны ощутили раньше, мы можем наблюдать сейчас. Постиндустриальная трансформация общества перестраивает и личностное содержание современного человека. «Было бы глупо полагать, что фундаментально изменившиеся материальные условия жизни не затрагивают личность, или, точнее, социальный характер. Изменяя глубинные структуры общества, мы также изменяем людей».

Информация о работе Роль СМИ в формировании общественного мнения