Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:42, автореферат
Цель исследования – исследовать СМИ как эффективный фактор формирования гражданского общества в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть генезис и эволюцию научных представлений о сущности феномена «гражданское общество» и отражение данных представлений в журналистике.
Определить базовые основы и сущностные признаки гражданского общества как фактора устойчивого развития социума.
Проанализировать особенности информационной политики в условиях становления глобального информационного общества, выявить взаимосвязь функциональных возможностей СМИ и журналистики в целом и их реальной роли в формировании гражданского общества.
Проанализировать реальное участие российских средств массовой информации в становлении гражданского общества в современной России.
В первом параграфе проводится анализ историко-философских исследований, в которых отражено развитие представлений о гражданском обществе. Анализируются шесть исторических периодов.
Древнегреческий и римский – до I века до н.э. Именно тогда впервые было сформулированы понятия «гражданин». Греки и римляне дали миру образцы такой системы общественного устройства, которая прославилась процветанием как материальным, так и духовным, а, следовательно, и высокой степенью устойчивости в своем развитии. В качестве стабилизирующих факторов здесь выступали: различные формы собственности, гражданские права, закрепленные в этических и юридических нормах, и личная активность граждан, которая получила свое выражение в демократическом способе принятия основных решений и свободе слова. Причем, активность граждан была направлена на защиту своей собственности и свободы, с одной стороны, и общественной (государственной) целостности с другой. В этом проявилось диалектическое единство частного и целого: гражданина и общества. Греция и Рим стали прообразом гражданского общества.
В эпоху раннего феодализма – до Х века, напротив, - отмечается социальная неустойчивость и конфликтная напряженность общественных отношений. Вышеназванных стабилизирующих факторов просто нет в реальности, как нет и философских трудов по данной тематике. Такое состояние общества длится до тех пор, пока в период становления городской феодальной культуры в Х – XVI вв. не возрождаются, причем совокупно, все те же признаки стабилизации. Наиболее целостно они описаны в трудах Г. Гроция15. Он впервые отмечает некоторое различие между государством и гражданским обществом, но они не противопоставляются друг другу и рассматриваются как единое целое.
В период становления буржуазного строя – в XVI – XVIII вв. вновь наблюдается неустойчивость общественного развития. И опять представления о более совершенном обществе связывается с наличием тех же признаков гражданского общества, которые мы наблюдали со времен Древней Греции. Новой можно считать идею общественного договора и создания гражданских союзов для эффективного взаимодействия граждан с государством. И еще - главным признаком гражданского общества все чаще называется присутствие в общественной системе фигуры гражданина как ее основного элемента.
На смену идеалистам в конце XVIII века приходят рационалисты. Они переводят теоретические дискуссии о сущности гражданского общества в анализ существующей социальной реальности. Действительность того времени демонстрирует нарастание проявлений одних признаков гражданского общества (развитие частной собственности и рыночных отношений) и подавление других (проявления активной гражданской позиции, демократических форм управления, эффективного этического регулирования). Все это делает проблематичным устойчивое развитие общества.
Гражданское общество вынуждено вырабатывать новые организационные формы социального протеста против засилья рыночной психологии и экономического диктата. Постепенно происходит отказ от сугубо рационалистической концепции гражданского общества. В проблематике темы, возникает кроме старой дихотомии «государство - гражданское общество» новая дилемма: «гражданское общество – личность».
К тому же ХХ век очень сильно меняет научную картину мира. И это существенным образом сказывается на представлениях о гражданском обществе. Новым аспектом проблематики гражданского общества как фактора, влияющего на способность социума к устойчивому развитию, становится до предела обострившаяся к концу ХХ века проблема взаимоотношений общества и окружающей среды. Формулируется идея создания ноосферы.
Серьезные изменения происходят и в области информационного обмена. Информационное пространство к концу ХХ века теряет свои границы и начинает формироваться как глобальное. Свобода информационного обмена благодаря Интернету становится практически безграничной, что является важнейшим условием для формирования всех вышеназванных признаков гражданского общества. Развитие гражданского общества в условиях глобального информационного общества становится не только возможной, но насущной задачей.
Во втором параграфе главы дается генезис идеи гражданского общества на исторической почве России. Прослеживается своеобразие российского пути, на котором, как выясняется, формируются те же сущностные признаки гражданского общества. Но делается это, как правило, не по инициативе граждан, а по воле правящей власти. Исключение составляет лишь древненовгородская республика и некоторые либеральные проявления в различные исторические периоды.
Активные проявления гражданской позиции не свойственны российскому менталитету, а чувства собственника не имеют исторически глубоких корней.
В процессе анализа генезиса гражданского общества, включая его предпосылки, на российской почве особое внимание уделяется развитию информационного обмена и конкретно - журналистики и ее участию в становлении признаков гражданского общества.
В третьем параграфе сформулирована сущность понятия «гражданское общество». При этом четко прослеживается такая закономерность: при совокупном проявлении всех признаков гражданского общества наблюдается устойчивое состояние общества и его развитие. Исходя из принципов устойчивости, сформулированных теорией систем, можно выделить системообразующие принципы для устойчивых социальных систем:
1.
Принцип активности и
2. Принцип единства субъективных индивидуальных и объективных общественных интересов.
3.
Принцип диалектической
4.
Принцип естественно-
5.
Принцип единства идеальных и
материальных процессов (
6.
Совокупность ноосферных
7.
Принцип свободного
Реализация данных принципов обеспечивает устойчивое развитие социальных систем. Причем, каждый принцип при практической реализации становится конкретным признаком общества. Таким образом, мы получили перечень признаков устойчиво развивающегося общества, которые включают:
- наличие
граждан как активных, свободных,
универсальных личностей (
- наличие структур и институтов, созданных по инициативе граждан для реализации своих и общественных потребностей (№ 2);
- наличие
демократического государства
- наличие
развитого этико-правого
- наличие различных форм собственности как необходимых условий для создания материальной базы, обеспечивающей реализацию различных, в том числе и духовных, потребностей граждан (№ 5);
- наличие механизмов реализации принципов эффективного взаимодействия общества с окружающей средой (№ 6);
- наличие
свободного информационного
Очевидно, что перечисленные признаки полностью совпадают с признаками гражданского общества, выделенными нами при помощи историко-философского анализа развития идеи гражданского общества. Таким образом, можно сделать вывод, что гражданское общество со всей совокупностью его признаков есть общество, обладающее способностью к устойчивому развитию. И не случайно, что именно в периоды кризисов в поисках наибольшей стабильности возникает потребность в такого рода общественном устройстве.
Теперь на основании сущностных признаков гражданского общества можно дать определение этому понятию. Гражданское общество есть общество, основным элементом которого является гражданин как активная универсальная личность, свободно реализующая свои потребности в тесном сотрудничестве с другими людьми и в составе различных групповых структур, которые эффективно взаимодействуют друг с другом и с государственными институтами с учетом этико-правовых норм в условиях демократического управления обществом и наличия различных форм собственности в соответствии с целевой установкой на устойчивое развитие общества в ноосферном пространстве.
Гражданским может быть все общество в целом, в этом случае исследователи называют его обществом гражданского типа. Формирование такого социума может рассматриваться нами как стратегическая задача.
Во второй главе работы «Роль СМИ в развитии демократии и гражданского общества в современной России» в первом параграфе выделены онтологические функции журналистики как массово-информационной деятельности, определяемые сущностью самого феномена информации и массовой информации как категории журналистики. Это методологические функции (информационная и аналитическая), мировоззренческие функции (духовно-идеологическая и культурно-просветительская), миросозерцательные функции (эмоционально-психологическая и социально-бытовая), а также исходная - коммуникативная и результирующая - организаторская. Дается определение журналистики как вида деятельности и ее миссии в обществе.
Журналистика – одна из форм оперативного отражения реальной действительности в периодически распространяемом для массовой аудитории информационном продукте с целью информационного обеспечения жизнеспособности и развития жизнедеятельности общества в целом и человека в частности.
Реализовав в полном объеме свои функции, журналистика, во-первых, обеспечит собственный гомеостазис и устойчивое развитие и, во-вторых, выполнит свою социальную миссию в условиях глобального информационного общества - служить теми оперативными постоянно циркулирующими информационными потоками, которые обеспечивают устойчивое развитие. А это и есть ожидаемое от нее участие в становлении гражданского общества. В этом случае мы по праву сможем называть журналистику гражданской.
Во втором параграфе «Информационная политика в аспекте анализа состояния гражданского общества в современной России» анализируется государственная политика в информационной сфере. Она рассматривается как деятельность, связанная с властными отношениями в информационной сфере, направленная на регулирование этих отношений, информационных процессов, СМИ и СМК в целом.
На основе таких документов как «Концепция построения информационного общества в России», «Доктрина информационной безопасности РФ» выделяются основные направления ее реализации. При этом подчеркивается, что одним из источников угроз информационной безопасности является «неразвитость институтов гражданского общества»16, а развитие в России основ гражданского общества выступает важным направлением обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
В Доктрине информационной безопасности говорится, что первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею. И это не случайно. Полное и адекватное информирование личности, общества есть необходимое условие объективной оценки окружающей действительности, выработки сознательного отношения к явлениям социальной реальности и адекватных действий. Исключительную значимость приобретает в этих условиях информационное взаимодействие власти и гражданского общества.
При этом чем более развитым является гражданское общество, тем более эффективным будет этот диалог. Реализовать его призваны СМИ как наиболее оперативная массовая информационная система и самостоятельный субъект информационной политики. Они же могут стать значительным фактором формирования гражданского общества, что определяет соответствующую информационную политику СМИ. Ее главные направления формируются на основе анализа реального состояния гражданского общества в современной России. Этот анализ проводится по каждому из его сущностных признаков. Выделяется ряд проблем, на решение которых должна быть ориентирована информационная политика средств массовой информации. Среди них – регулярное и компетентное освещение деятельности институтов гражданского общества; формирование политической культуры, коммуникативной компетентности граждан, развитие практики этико-правовой оценки анализируемой СМИ ситуации с опорой на гражданские ценности и нормы. Отмечается также необходимость толерантного политического плюрализма, так как в обществе есть тенденция, к сожалению, активно поддерживаемая рядом СМИ, на конфронтацию с властью, вместо конструктивной критики и организации диалога.