Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 09:39, курсовая работа
Актуальность данной темы в первую очередь обусловлена той ролью, которую реклама играет в современном мире. В наше время каждый человек сталкивается с рекламой ежедневно. Она составляет основную часть информации получаемой человеком из различных источников. Реклама затрагивает интересы миллионов людей и является неотъемлемой частью их жизни и ее развитие не стоит на месте. Обилие рекламных сообщений позволяет нам определить, каким ценностям человек отдает первостепенное значение, а какие переходят на задний план.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1.
Теоретические аспекты современной рекламы
История развития рекламы в России и ценностных ориентаций в ней………………………………………………………………………….5
Виды современной рекламы …………………………………………….13
Глава 2 .
Приемы современной рекламы
2.1 Шок и провокация в рекламе……………………………………………….17
2.2 Отечественный и зарубежный опыт применения шока и провокации в рекламе(анализ кампаний)………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………...42
Приложение……………………………………………………………………...44
Упорядоченный, кодифицированный, «нормальный» мир, вызывающий у людей чувство безопасности и комфорта – это, собственно, и есть мир внутри определенной культуры: ее правил, установлений и норм. Однако двадцать первый век помимо многих иных представлений поменял и представления о том, какой именно должна быть «правильная» реклама. Сегодня вместо «успокоительной образности» и положительных эмоций реклама все чаще ориентируется на совершенно иные творческие парадигмы; она может вызывать у аудитории беспокойство, страх, негодование, брезгливость, даже отвращение… Комплекс таких «негативных» приемов получил в профессиональной рекламной среде наименование шоковых, а применение их оказалось в последнее время настолько активным (и при этом зачастую неоправданным), что впору стало говорить о культурном шоке, с которым сталкивается современный потребитель рекламного продукта.
Само понятие «шок»
обозначает в психологии острую (в
том числе эмоциональную) реакцию
на неожиданный внешний
Заметим, что шок в рекламе
– это не просто попытка затронуть
темы, более или менее «
Зачем же реклама прибегает к подобного рода приемам? Существует мнение, что шок – это своего рода острая приправа к жизни, этакий «перчик», который активизирует восприятие, когда вся привычная информация начинает казаться пресной и перестает привлекать внимание публики. Можно сказать, что шок снимает любые блоки; он заставляет, как минимум, выслушать и досмотреть, а как максимум – задуматься... С точки зрения современных исследователей, западная цивилизация весьма близко подошла к тому, чтобы исключить неприятные и резкие вещи «из повседневной жизни, из мироощущения и культуры. Ведь культура потребления направлена прежде всего на получение удовольствия и удовлетворение потребностей. Отсюда и эмоциональный “голод” по острым ощущениям. Причем чем больше общество благоденствует, тем выше у него потребность в эмоциональной “встряске”. Таким образом, внешний, искусственно вызванный шок становится неотъемлемой частью постиндустриальной культуры». Отсюда и стремление рекламы не просто заинтриговать аудиторию, а – поразить, испугать, вызвать острую эмоциональную реакцию.
Принято считать, что наиболее
востребованными и оправданными
шоковые технологии являются в социальной
рекламе, в коммерческой же шокировать
аудиторию нельзя. Однако жизнь раз
за разом опровергает эти
По мнению рекламистов-практиков, шоковая реклама – это такая реклама, которая «заставляет забыть обо всем и переключиться – даже помимо своей воли – на восприятие заложенной информации. Эффект, разумеется, подобное рекламное обращение имеет, так как шок создает “белый лист” в сознании и этот белый лист легко заполнить чем угодно… Человек на мгновение лишается стереотипов и получает возможность посмотреть на мир свежим взглядом»[5]. Именно на такой эффект и сделала ставку, например, производящая молодежную одежду компания Benetton, прославившаяся своими знаменитыми провокационными обращениями, которые почти десять лет создавал для нее фотограф Оливьеро Тоскани и которые стали «классикой жанра» в области шоковой рекламы.
Его рекламные снимки сопровождались бурными скандалами, негодованием общественных организаций и многочисленными судами. Образы целующихся представителей католической церкви (священника и монахини), спаривающихся животных, заключенных камеры смертников и т.д., дополненные узенькой зеленой ленточкой логотипа Benetton, – все это привело, с одной стороны, к тому, что прибыль компании сильно выросла (зона продаж фирмы увеличилась в 10 раз), а с другой – к запрету рекламы Benetton в некоторых европейских странах и, в конечном счете, к разрыву контракта с Т оскани.
В руках неумелых рекламистов
сильные эмоциональные
Тем самым первичная классификация,
которую можно применить к
шоковой рекламе, видимо, подразумевает
деление такого рода обращений на
две большие группы – те, в
которых шок является осознанной
(хотя и рискованной) чертой авторского
стиля, и те, которые вызывают «незапланированный»
шок у потребителя в качестве
побочной и ненужной реакции. К сожалению,
в российской рекламной практике
довольно много примеров шоковой
рекламы именно второго типа. К
ним можно отнести, например, плакат,
появившийся однажды в мясных
магазинах одной из московских сетей
и изображавший репродукцию известной
кустодиевской картины с его
пышными, румяными красавицами. На данном
фоне слоган, включавший в себя название
фирмы и утверждение «Всегда
свежие мясопродукты», в лучшем случае
вызывал у зрителей усмешку, а
в худшем – неприязненную оторопь.
Понятно, что дизайнер имел в виду
несложную ассоциативную
Если же говорить о возможностях
разветвленной классификации
Большой толковый словарь
дает следующее определение
В табу всегда имеется способность «раздразнить амбивалентность человека и разбудить в нем искушение преступить запрет»[13]. Этим, в частности, и пользуется шоковая реклама: соблазняя человека вещью или услугой, она одновременно создает иллюзию вседозволенности («Ты – особенный, тебе – можно»). Можно сказать, что такого рода реклама играет на желаниях (связанных с сексом, агрессией и т.д.), которые цивилизованный человек привык в себе подавлять, но которые тем не менее остаются для него искушением. И это еще один механизм возникновения культурного шока, способствующий «раздвоению» личности между «можно» и «нельзя».
Заметим, что правопреемником основных этических табу первобытного мира со временем стала религия. Следствием нарушения запретов (заповедей, установлений) в ней выступает возможное наказание сверхъестественной (божественной) силы. Не случайно современные молодые исследователи отмечают, что религиозные запреты куда ближе к понятию табу, нежели законодательные (именно из-за мистического их аспекта), точно так же, как понятие «грех» ближе к понятию «табу», нежели «преступление»[13].
Каковы же основные разновидности табу, существующие в различных культурах? В трудах различных ученых – от авторов знаменитой «Британской энциклопедии» до именитых философов и этнопсихологов – можно обнаружить сходные, хотя и различающиеся в нюансах перечни основных «мистических запретов». Главная цель любого табу заключается в защите важных (священных) или слабых лиц, а также в охране жизненно важных актов (сексуальная деятельность, роды и т.д.) от разнообразных опасностей. Попробуем разобраться, какие именно виды основных табуированных действий и поступков должна изображать реклама, чтобы восприниматься индивидуумом (пусть по неосознанным мотивам) в качестве шоковой.
Одно из наиболее часто
встречающихся в различных
Что касается коммерческой
рекламы, то прямая эксплуатация темы
человеческой смерти, способная вызвать
шок, встречается в ней не так
уж часто и сопровождается, как
правило, немалыми скандалами. Известна,
например, история, когда в рекламе
кондиционеров японского
В отличие от западной традиции,
в отечественном рекламном
И все-таки, как уже было сказано, такого рода эксплуатация темы смерти в российской рекламе является скорее исключением, нежели правилом. Зато в ней стали появляться достаточно шоковые примеры, соединившие использование табу на насилие с табу на убийство животных. В системе этических запретов древних культур такие табу занимали важное место, поскольку были обусловлены тотемизмом – верой в покровительство над племенами различных животных. Конечно, в современной социальной рекламе, посвященной теме защиты природы, рекламные обращения, изображающие убийство животных, не редкость – сама тема диктует здесь выбор приема. Многим запомнился, например, небольшой плакат, размещенный в вагонах метро, с изображением грубого сапога, наступившего на оскаленную в мучении морду дикого зверя – слоган «Выбирай: тебе шуба или ему – жизнь» в совмещении с жестким зрительным рядом наверняка заставил задуматься многих любителей мехов… Однако в коммерческой рекламе такого рода приемы зачастую выглядят неоправданными и чрезмерно рискованными, тем более что иногда они существуют буквально на грани закона.