Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 18:08, курсовая работа
Арифметические задачи в обучении математике в 5-6 классах занимают важное место: это и цель, и средство обучения. Умение решать задачи -показатель обученности и развития учащихся. Научиться решать математические задачи очень важно, т. к., зная подходы к решению математических задач, учащиеся тем самым обучаются взаимодействию с любой задачей, которых достаточно много в других школьных предметах и в жизни вообще. Тем самым формируется жизненная позиция ученика как активной, самостоятельной личности. Функции задач в обучении математики таковы, каковы функции, цели обучения самой математики: воспитание, развитие, обучение молодого поколения. Отдельная задача может нести в себе различную информацию из различных областей знаний, расширять кругозор, воздействовать на познавательные возможности, может нести эстетическую нагрузку. А в целом воспитательное воздействие оказывает общий подход к решению задач: система задач, место, методы и формы ее решения, стиль общения учителя и учащихся и учащихся между собой при решении задач.
Введение
1 Историческая справка
2 Виды арифметических задач
3 Способы решения арифметических задач
4 Роль задач в обучении математики
Заключение
Список литературы
Подтверждением тому служит фрагмент из книги И. Бёшенштейна (1514 г.), в котором сначала дается «определение» тройного правила, формулируется правило, потом приводится задача и рецепт ее решения по правилу.
«Тройным правилом называется regula magistralis, или regulo aureo ( т. е магистерское правило, или золотое правило), с помощью которого совершаются все торговые расчеты всех ремесленников и купцов; оно называется в гражданском обиходе de try или de tree, ибо содержит в себе три величины, при помощи которых можно вычислить всё.
...Заметь еще
числа, стоящие сзади и
Далее то же правило дано в зарифмованном виде и приведен пример на его применение:
Я купил 100 фунтов шерсти за 7 гульденов. Что стоят 29 фунтов?
Фунты фунты гульдень
29 100 7
Помножь 29 на 7, затем раздели на 100, что получится и будет стоимостью 29 фунтов.
Это была обычная практика. По-другому в те времена учить не умели. Не случайно в «Арифметике» Л.Ф. Магницкого (1703 г.), вобравшей в себя переводы лучших иностранных авторов того времени, мы находим аналогично построенный учебный текст. Обучение «по правилам» было обычным и для России.
В 1923 г. В. Беллюстин описывал старинную практику обучения решению текстовых задач.
Одной из причин большого внимания к задачам заключается в том, что исторически долгое время целью обучения детей арифметике было освоением ими определенным кругом вычислительных умений, связанных с практическими расчетами. При этом основная линия арифметики - линия числа - еще не была разработана, а обучение вычислениям велось через задачи.
Вторая причина повышенного внимания к использованию текстовых задач в России заключается в том, что в России не только переняли и развили старинный способ передачи с помощью текстовых задач математических знаний и приемов рассуждений, но и научились формировать с помощью задач важные общеучебные умения, связанные с анализом текста, выделением условий задачи и вопроса, составлением плана решения, постановкой вопроса и поиском условий, из которых можно получить на него ответ. Проверкой
полученного результата. Немаловажную роль играло также приучение школьников к переводу текста на язык арифметических действий, уравнений, неравенств, графических образов. Использование арифметических способов решения задач способствовало общему развитию учащихся, развитию не только логического, но и образного мышления, лучшему освоению естественного языка, а это повышало эффективность обучения математике и смежных дисциплин. Именно поэтому текстовые задачи играли столь важную роль в процессе обучения в России, и им отводилась так много времени при обучении математике в школе.
К середине XX века в СССР сложилась развитая типология задач, включавшая задачи на части, на нахождение двух чисел по их сумме и разности, по их отношению и сумме (разности), на дроби, на проценты, на совместную работу и т. д. Методика обучения решению задач была разработана достаточно хорошо, но ее реализация на практике не была свободна от недостатков. В процессе обучения решению текстовых задач школьников учили способам действий, которые не применяются или почти не применяются в жизни.
Например, из программы 5-6 классов задач исключили задачи па совместную работу ввиду их «нежизненности»!
К середине 50-х годов XX в.
текстовые задачи были хорошо систематизированы,
методика их применения в учебном
процессе разработана, но при проведении
реформы математического
2 Виды арифметических задач
Виды арифметических задач.
Все арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их
решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо
выполнить один раз арифметическое действие, называется простой. Задача, для
решения которой надо выполнить несколько действий называется составной.
Простые задачи в системе обучения математике играют чрезвычайно важную
роль. С помощью решения простых задач формируется одно из центральных
понятий начального курса математики – понятие об арифметических действиях и
ряд других понятий. Умение решать простые задачи является подготовительной
ступенью овладения учащимися умением решать составные задачи, так как
решение составной задачи сводится к решению ряда простых задач. При решении
простых задач происходит первое знакомство с задачей и её составными
частями.
В связи с решением простых задач дети овладевают основными приемами
работы над задачей.
На первом этапе знакомства детей с простой задачей перед учителем
возникает одновременно несколько довольно сложных проблем:
1) Нужно, чтобы в сознание
детей вошли и укрепились
к определенным понятиям, связанным с задачей;
2) Выработать умение видеть в задаче данные числа и искомое число;
3) Научить сознательно выбирать действия и определять компоненты этих
действий. Разрешение указанных проблем нельзя расположить в
определенной
приходится добиваться результатов не одного за другим, а идти к
достижению нескольких целей одновременно, постепенно развивая и
расширяя достигнутые успехи в нескольких направлениях.
При знакомстве с задачами и их решением нельзя избежать специфических
терминов, но дети должны их понимать, чтобы осознавать смысл задачи. Работа
с детьми по усвоению ими терминологии начинается с первых дней занятий в
школе и ведётся систематически на протяжении всех лет обучения.
Составная задача включает в себя ряд простых задач, связанных между
собой так, что искомые одних простых задач служат данными других. Решение
составной задачи сводится к расчленению её на ряд простых задач и к
последовательному их решению. Таким образом, для решения составной задачи
надо установить систему связей между данными и искомым, в соответствии с
которой выбрать, а затем выполнить арифметические действия.
Рассмотрим в качестве примера задачу: «В школе дежурили 8 девочек, а
мальчиков на 2 больше. Сколько детей дежурило в школе?»
Эта задача включает 2 простых:
1) В школе дежурили 8 девочек, а мальчиков на 2 больше. Сколько
мальчиков дежурило в школе?
2) В школе дежурили 8 девочек и 10 мальчиков. Сколько всего детей
дежурило в школе?
Как видим, число, которое было искомым в первой задаче, стало данным
во второй.
Последовательное решение этих задач является решением составной
задачи: 1) 8 + 2 = 10; 2) 8 + 10 = 18.
Запись решения составной задачи с помощью составления по ней выражения
позволяет сосредоточить внимание учащихся на логической стороне работы над
задачей, видеть ход решения её в целом. В то же время дети учатся
записывать план решения задачи и экономить время.
Запись решения многих составных задач и составление по ним выражения
связаны с использованием скобок. Скобки – математический знак,
употребляемый для порядка действий. В скобки заключается то действие,
которое нужно выполнить раньше.
В решении составной задачи появилось существенно новое сравнительно с
решением простой задачи: здесь устанавливается не одна связь, а несколько,
в соответствии с которым вырабатываются арифмети-ческие действия. Поэтому
проводится специальная работа по ознакомлению детей с составной задачей, а
также по формированию у них умений решать составные задачи.
Роль задачи в начальном курсе математики.
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно
подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые
задачи. При рассмотрении смысла арифметических действий, связи существующей
между действиями, и взаимосвязи между компонентами и результатами действий
непременно используются
соответствующие простые
решаемые одним арифметическим действием). Текстовые задачи служат также
одним из важнейших средств ознакомления детей с математическими отноше-
ниями, выражаемыми словами «быть на столько-то больше (меньше)», «быть на
столько-то раз больше (меньше)». Они используются и в целях уяснения
понятия доли (задачи на нахождение доли величины и искомого значения
величины по доле). Текстовые задачи помогают и при формировании ряда
геометрических понятий, а также при рассмотрении элементов алгебры.
Если мы хотим сформировать у школьников правильное понятие о сложении,
необходимо, чтобы дети решили достаточное количество простых задач на
нахождение суммы, практически выполняя каждый раз операцию объединения
множеств без общих элементов. Выступая в роли конкретного материала для
формирования знаний, задачи дают возможность связать теорию с практикой,
обучение с жизнью. Решение задач формирует у детей практические умения,
необходимые каждому человеку в повседневной жизни. Например, подсчитать
стоимость покупки, вычислить в какое время надо выйти, чтобы не опоздать на
поезд и т.п.
Использование задач в качестве конкретной основы для ознакомле-ния с
новыми знаниями и для применения уже имеющихся у детей знаний играет
исключительно важную роль в формировании у детей элементов
материалистического мировоззрения. Решая задачи, ученик убеждается, что
многие математические понятия, имеют корни в реальной жизни, в практике
людей.
Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и
воспитательном отношении фактами. Так, содержание многих задач, решаемых в
начальных классах, отражает труд детей и взрослых, достижения нашей страны
в области народного хозяйства, техники, науки, культуры.
Сам процесс решения задач при определенной методике оказывает весьма
положительное влияние на умственное развитие школьников, поскольку он
требует выполнения умственных операций: анализа и синтеза, конкретизации и
абстрагирования, сравнения, обобщения. Так, при решении любой задачи ученик
выполняет анализ: отделяет вопрос от условия, выделяет данные и искомые
числа; намечая план решения, он выполняет синтез, пользуясь при этом
конкретизацией (мысленно рисует условие задачи), а затем абстрагированием
(отвлекаясь от конкретной ситуации, выбирает арифметические действия); в
результате многократ-ного решения задач какого-либо вида ученик обобщает
знания связей между данными и искомым в задачах этого вида, в результате
чего обобщается способ решения задач этого вида.
Задачи выполняют очень важную функцию в начальном курсе математики –
они являются полезным средством развития у детей логического мышления,