Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 18:08, курсовая работа
Арифметические задачи в обучении математике в 5-6 классах занимают важное место: это и цель, и средство обучения. Умение решать задачи -показатель обученности и развития учащихся. Научиться решать математические задачи очень важно, т. к., зная подходы к решению математических задач, учащиеся тем самым обучаются взаимодействию с любой задачей, которых достаточно много в других школьных предметах и в жизни вообще. Тем самым формируется жизненная позиция ученика как активной, самостоятельной личности. Функции задач в обучении математики таковы, каковы функции, цели обучения самой математики: воспитание, развитие, обучение молодого поколения. Отдельная задача может нести в себе различную информацию из различных областей знаний, расширять кругозор, воздействовать на познавательные возможности, может нести эстетическую нагрузку. А в целом воспитательное воздействие оказывает общий подход к решению задач: система задач, место, методы и формы ее решения, стиль общения учителя и учащихся и учащихся между собой при решении задач.
Введение
1 Историческая справка
2 Виды арифметических задач
3 Способы решения арифметических задач
4 Роль задач в обучении математики
Заключение
Список литературы
Простые задачи, т.е. задачи, решаемые одним действием (сложением или вычитанием), принято делить на следующие группы.
К первой группе относятся простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий, т. е. какое арифметическое действие соответствует той или иной операции над множествами (сложение или вычитание). Это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка.
Ко второй группе относятся
простые задачи, при решении которых
надо осмыслить связь между
а) нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому («Нина вылепила из пластилина несколько грибков и мишку, а всего она вылепила 8 фигур. Сколько грибков вылепила Нина?»);
б) нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому («Витя вылепил 1 мишку и несколько зайчиков. Всего он вылепил 7 фигур. Сколько зайчиков вылепил Витя?»);
в) нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности («Дети сделали на елку несколько гирлянд. Одну из них уже повесили на елку, у них осталось 3 гирлянды. Сколько всего гирлянд сделали дети?»);
г) нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности («Дети, сделали 8 гирлянд на елку. Когда они повесили на елку несколько гирлянд, у них осталась одна гирлянда. Сколько гирлянд повесили на елку?»).
К третьей группе относятся простые задачи, связанные с понятием разностных отношений:
а) увеличение числа на несколько единиц («Леша вылепил 6 морковок, а Костя на одну больше. Сколько морковок вылепил Костя?»);
б) уменьшение числа на несколько единиц («Маша вымыла 4 чашки, а Таня на одну чашку меньше. Сколько чашек вымыла Таня?»).
Имеются и другие
разновидности простых задач,
в которых раскрывается новый
смысл арифметических действий,
но с ними, как правило, дошкольников
не знакомят, поскольку в детском
саду достаточно подвести
В зависимости от
используемого для составления
задач наглядного материала
задачи-драматизации
задачи-иллюстрации
задачи-картинки
Каждая разновидность
этих задач обладает своими особенностями
и раскрывает перед детьми те или
иные стороны (роль тематики, сюжета, характера
отношений между числовыми
Особенность задач-
В задачах-драматизациях
наиболее наглядно
Задачи этого вида
особенно ценны на первом
Особое место в системе
наглядных пособий занимают
Для иллюстрации задач
широко применяются различные
картинки. Основные требования к
ним: простота сюжета, динамизм
содержания и ярко выраженные
количественные отношения
Но задачи-картинки
могут иметь и более
Сделать задачу-картинку
может и сам воспитатель.
Указанные наглядные пособия способствуют усвоению смысла арифметической задачи и ее структуры.
Обучение вычислительной деятельности и знакомство дошкольников с задачами осуществляют поэтапно, давая детям знания небольшими дозами.
На первом этапе
необходимо научить детей
Дети учатся давать
полный, развернутый ответ на
вопрос задачи. Числовой материал
в этот период либо
В процессе формирования
элементарных математических
Моделирование - наглядно-практический
приём, включающий создание
Задача развития
Для ребёнка дошкольного
возраста оптимальными
Модель помогает раскрыть
смысл вводимых математических
понятий посредством их
Моделирование в процессе
обучения создаёт
Комплексное использование
всех приёмов, методов, форм
обучения решению задач
Задачи, которые предлагаются
детям, должны быть
Заключение
В ходе своей работы я узнала, что обучение детей решению арифметических задач является одной из наиболее важных задач в развитии детей.
Полученные мной знания буду использовать в работе с детьми, направлять их на развитие общего представления о множествах, умение формировать множества, учить, на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, при решении задач пользоваться знаками действий. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. Обеспечивать детям свободное составление и решение задач, ответов на вопросы, формулированию их.
Таким образом, обучение детей решению арифметических задач приводит к формированию у детей навыков вычислительной деятельности, умственного развития и подготовке к обучению в школе.
Заключение
Проанализировав научную, учебную, методическую литературу по теме «Текстовые задачи в курсе математики 5-6 классов» можно сделать вывод, что умение решать текстовые задачи имеет важное место, это показатель обученное и развития учащихся. Умение решать задачи разными методами способствует решению задач, как в других школьных предметах, так и в жизни.
Немаловажную роль в обучении играют разнообразные методы и приемы обучения. Такие как алгебраический, арифметический, геометрический, логический, комбинированный, аналитический, синтетический. Именно они вызывают активность мыслей у учащихся, и оптимально способствуют его умственному развитию, воспитывают настойчивость, активность, формируют жизненную позицию ученика как активной и самостоятельной личности.
Решая задачи, у учащихся
вырабатывается умение применять теорию
на практике, сопоставлять известное
с неизвестным и отвечать на вопрос
задачи. Применять для решения
задачи известные им уже факты, с
помощью мотивации и
Решением задач достигаются следующие цели: