Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 21:16, курсовая работа
Современное развитие российского общества поставило перед школой задачу
воспитания личности, которая могла бы самостоятельно и критически мыслить,
сопоставлять и анализировать факты, находить различные варианты решения
возникающих проблем, выбирать из них оптимальные, учитывая различные условия и
конкретные ситуации
Учитель вызывает трёх учеников Наташу, Серёжу, Борю. Они садятся у доски на стулья. По команде «День!» ребята встают и могут передвигаться. По команде « Ночь!» они садятся на стулья, но так, чтобы каждый раз порядок расположения был другой. Все остальные дети записывают в тетради расположение вызванных учеников по первым буквам имён и следят за тем,
чтобы играющие выполняли поставленное условие. Игра продолжается до тех пор, пока не обнаружатся все возможные варианты. Их шесть:
1. Н.С.Б.
2. С.Н.Б.
3. Б.Н.С.
4. Н.Б.С.
5. С.Б.Н.
6. Б.С.Н.
В процессе игры возникают ситуации, когда играющие повторяют расположение или не могут найти новое. Тогда им помогают ребята класса. Возникают вопросы: « Можно ли играть без ошибок? Как нужно действоватьдля этого?»
В процессе осуществления игровой деятельности ученики осознают необходимость введения правила, которого надо придерживаться в игре.
Анализируя полученные расположения, они замечают, что нужно каждому садиться на первое место дважды, а двум остальным при этом меняться местами.
Итак, одно из направлений – это задачи – игры, другое – задачи, показывающие некоторые доступные детям аспекты применения комбинаторики в повседневной деятельности человека.
Предлагаю следующую задачу комбинаторного характера: «Малярам нужно покрасить 6 дачных домиков для малышей детского сада (красят крышу, стены и дверь). У них есть синяя, голубая и белая краски. Могут ли маляры покрасить все дома по – разному, чтобы малыши по цвету узнавали свой дом?» Учащимся предлагается нарисовать 6 домиков, взять цветные карандаши и показать, как нужно выполнить работу малярам.
Младшие школьники решают комбинаторные задачи методом, используя приём перебора (хаотичного или системного). В процессе решения таких задач учащиеся приобретают опыт хаотичного перебора возможных вариантов. И на основе этого опыта в дальнейшем можно будет обучать детей организации систематического перебора. На следующем этапе формирования умения решать комбинаторные задачи происходит переход от предметных действий к использованию схематизации.
Накопленный на предыдущем этапе практический опыт дети обобщают, переходя к более рациональным средствам организации перебора: таблицам и графам. Это позволяет учащимся более чётко строить ход своих рассуждений, учитывать все возможные ситуации перебора. Таблицы и графы позволяют расчленить ход рассуждений, чётко провести перебор, не упустив каких – либо имеющихся возможностей.
Учащимся была предложена такая задача: «Встретились пятеро друзей. Здороваясь, они пожали друг другу руки. Сколько всего рукопожатий было сделано?» Сначала выясняется, как можно обозначить каждого человека.
Рассматривая разные предложения, дети приходят к выводу, что удобнее изображать людей точками. Учитель советует расположить точки по кругу. Дети придумывают, как показать, что два человека пожали друг другу руки.
От двух точек навстречу друг другу проводятся чёрточки – «руки», которые, встречаясь, образуют одну линию. Так происходит переход к символическому изображению рукопожатия. Сначала составляются все рукопожатия одного человека (точка соединяется со всеми остальными). Потом переходят к другому человеку. И так действуют до тех пор, пока все не «поздороваются» друг с другом. По получившемуся графу подсчитывается число рукопожатий (их всего 10).
Для решения комбинаторных задач дети знакомятся граф – деревом. Граф – дерево можно использовать в процессе решения такой задачи:
« Сколько трёхзначных чисел можно записать, используя цифры 2, 7, 4? Запишите все такие числа».
При выполнении этого задания учащиеся осуществляли хаотичный перебор возможных вариантов и, запутавшись, не смогли найти все возможные варианты решения задачи. Тогда детям был предложен следующий вид интерпретации – граф.
Данная работа очень увлекает учащихся, и они составляют задачи самостоятельно и выполняют в группах аналогичные задания.
С целью формирования умения изображать схематическую модель к задаче, было предложено задание следующего содержания: каждом столбце ( а их 3), в каждой строке (их тоже 3), по каждой диагонали (их2)? (47 делится на 3 только с остатком: 47 : 3 = 15 (ост.2), т.е. нельзя получить в трёх столбцах одинаковые суммы, если общая сумма чисел в трёх столбцах равна 47).
Методика обучения решению комбинаторных задач строится с учётом психологических особенностей детей младшего школьного возраста и направлена на развитие мышления. Способы действия не даются «в готовом виде», а дети сами приходят к их «открытию», накапливая опыт. Рассмотрение разнообразных комбинаторных задач и различных возможностей их решения (разный ход рассуждений, средства организации перебора, способы обозначения объектов) обеспечивает ученику выбор путей и средств решения в соответствии с его индивидуальными особенностей.
Методы решения комбинаторных задач.
Комбинаторные задачи можно использовать как средство усвоения программного содержания, не перегружая учащихся дополнительной информацией, а включение комбинаторных задач в процесс усвоения программного содержания способствует повышению качества знаний учащихся и формированию у них умения решать комбинаторные задачи неформальными методами.
Существуют следующие методы решения комбинаторных задач:
Метод перебора (подбираются задачи на развитие мышления)
Табличный метод (здесь все условия вносятся в таблицу, возникает решение)
Дерево вариантов (дети получают начальные знания о графах)
Методы решения комбинаторных задач вводятся по нарастающей траектории от простого к сложному. В 1–2 классе решаются задачи с помощью перебора и таблиц, а в 3–4 с помощью построения дерева вариантов и графов, тем самым позволяя в основной школе при изучении некоторых тем теории вероятности использовать знакомые понятия и способы решения.
Комбинаторные задачи являются средством:
1. Реализации методической
концепции, выражающей необходимость
целенаправленного и
2. Овладения способом
3. Расширения у учащихся
представлений о различных
4. Развития таких свойств мышления как гибкость, вариативность, креативность.
В конце изучения курса математики в начальной школе учащиеся владеют способами решения комбинаторных задач, умеют составлять математически
Комбинаторные задачи, составленные на жизненном материале, помогают младшим школьникам лучше ориентироваться в окружающем мире, учат рассматривать все имеющиеся возможности и делать оптимальный выбор.
Рассмотрим одну из них.
Учащимся предлагается следующая проблема: « У тебя 60 рублей. Родители отпустили ебя в парк покататься на каруселях.
Предлагаются следующие расценки.
Вход в парк – 5 рублей «Колесо обозрения” – 10 рублей , «Сюрприз – 35 рублей. «Американские горки” – 45 рублей «Комната смеха” – 25 рублей. Какой выбор ты сделаешь, если ни один из аттракционов нельзя посетить дважды?
Ребенок, анализируя задачу, приходит к построению такой математической модели: Реальность – постановка условий – составление возможных вариантов – выбор варианта. Тем самым ребенок ставит следующие условия:
Затем у ребят возникают следующие варианты.
Делая свой выбор, ребенок останется на конкретном варианте и воплощает его в реальности.
Кроме очевидной связи комбинаторных задач с практикой или с реальностью наблюдаются положительные эмоции у детей, интерес, волнение, радость, удивление. Все это облегчает для ребенка волевое усилие, необходимое для решения стоящей перед ним задачи, стимулирует его деятельность.
Таким образом, решение комбинаторных задач положительно влияет на формирование приемов умственной деятельности, расширяются представления о задаче.