Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 01:38, курсовая работа
Используя вариант предыдущего контрольного задания необходимо:
к прямой задаче планирования товарооборота, решаемой симплексным методом, составить двойственную задачу линейного программирования;
установить сопряженные пары переменных прямой и двойственной задач;
согласно сопряженным парам переменных из решения прямой задачи получить решение двойственной задачи, в которой производится оценка ресурсов, затраченных на продажу товаров.
Введение………………………………………………………….…………4
Теоретическая часть…………………………………………………………6
Понятия линейного программирования……………………………6
Общая задача линейного программирования……………..….……6
Симплекс-метод……………………………………………..………7
Алгоритм Симплекс-метода: ………………………………………8
Метод искусственного базиса: ………………………………….…8
Двойственный симплекс-метод………………………………….…9
Практическая часть………………………………………………………12
Решение задачи линейного программирования…………………12
графический метод……………………………………………………….12
метод симплекс-таблица…………………………………………………26
Решение задачи на определение планового объёма и структуры товарооборота……………………………………………………………………36
Решение двойственной задачи линейного программирования…39
составление двойственной задачи линейного программирования……39
установка сопряженных пар переменных прямой и двойственной задач……………………………………………………………………………...39
решение двойственной задачи…………………………………..….……39
Заключение………………………………………………………..………44
Использованная литература……………………………………...………45
.
Столбец коэффициентов в ограничениях задачи с наименьшим отношением назовём «разрешающим».
Существует целый класс задач
(типа задачи о диете), условия которых
естественным образом формулируются
сразу во 2-й стандартной форме.
Для решения таких задач
Построим область допустимых решений, т.е. решим графически систему неравенств. Для этого построим каждую прямую и определим полуплоскости, заданные:
x1 |
0 |
2 |
x2 |
3 |
1 |
x1 |
2 |
3 |
x2 |
4 |
6 |
x1 |
4 |
4 |
x2 |
0 |
3 |
x1 |
0 |
7 |
x2 |
5 |
5 |
- ось Ох2
- ось Ох1
Рассмотрим целевую функцию задачи Z = 2x1+x2 → max.
Построим прямую, отвечающую значению функции Z = 0: Z = 2x1+x2 = 0. Будем двигать эту прямую параллельным образом. Поскольку нас интересует максимальное решение, поэтому двигаем прямую до последнего касания обозначенной области.
Так как точка D получена в результате пересечения прямых (2) и (3), то ее координаты удовлетворяют уравнениям этих прямых:
Решив систему уравнений, получим: x1 = 2.75, x2 = 2.25
Откуда найдем максимальное значение целевой функции:
Zmax = 2·2.75 + 1·2.25 = 7.75
Рассмотрим целевую функцию задачи Z = 2x1+x2 → min.
Построим прямую, отвечающую значению функции Z = 0: Z = 2x1+x2 = 0. Будем двигать эту прямую параллельным образом. Поскольку нас интересует минимальное решение, поэтому двигаем прямую до первого касания обозначенной области.
Так как точка A получена в результате пересечения прямых (1) и (4), то ее координаты удовлетворяют уравнениям этих прямых:
Решив систему уравнений, получим: x1 = 0.4286, x2 = 0.8571
Откуда найдем минимальное значение целевой функции:
Zmin = 2·0.4286 + 1·0.8571 = 1.71
Ответ: Zmax = 7.75; Zmin = 1.71
Для построения первого опорного плана систему неравенств приведем к системе уравнений путем введения дополнительных переменных (переход к канонической форме).
В 1-м неравенстве смысла (≥) вводим базисную переменную x3 со знаком минус. В 2-м неравенстве смысла (≤) вводим базисную переменную x4. В 3-м неравенстве смысла (≤) вводим базисную переменную x5. В 4-м неравенстве смысла (≥) вводим базисную переменную x6 со знаком минус.
Введем искусственные переменные x: в 1-м равенстве вводим переменную y1; в 4-м равенстве вводим переменную y2;
Из уравнений выражаем искусственные переменные y1,y2:
y1== 3-x1-3x2+x3
y2=0-2x1+x2+x6
Составим новую линейную функцию h=-(y1+y2) .
h=-(3-x1-3x2+x3+0-2x2+x6)=-(3-
h=-3-(-3x1-2x2+x3+x6)
Для постановки задачи на максимум целевую функцию запишем так:
Z=0-(-2x1-x2) => max
Базисные переменные это переменные, которые входят только в одно уравнение системы ограничений и притом с единичным коэффициентом.
Решим систему уравнений относительно базисных переменных:
y1, x4, x5, y2,
Полагая, что свободные переменные равны 0, получим первый опорный план:
X1 = (0,0,0,6,5,0,3,0)
Базис |
Свободные член |
Переменные |
Оценочные отношения | |||||||
x1 |
x2 |
x3 |
x4 |
x5 |
x6 |
y1 |
y2 | |||
y1 |
3 |
1 |
3 |
-1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
3 |
x4 |
6 |
3 |
-1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
x5 |
5 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
5 |
y2 |
0 |
2 |
-1 |
0 |
0 |
0 |
-1 |
0 |
1 |
0 |
z |
0 |
-2 |
-1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
h |
-3 |
-3 |
-2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Базисное решение называется допустимым, если оно неотрицательно.
Переходим к основному алгоритму симплекс-метода.
Итерация №1.
1. Проверка критерия оптимальности.
Текущий опорный план не оптимален, так как в индексной строке находятся отрицательные коэффициенты.
2. Определение новой базисной переменной.
В индексной строке h выбираем максимальный по модулю элемент. В качестве ведущего выберем столбец, соответствующий переменной x1, так как это наибольший коэффициент.
3. Определение новой свободной переменной.
Вычислим значения Di по строкам как частное от деления: bi / ai2
и из них выберем наименьшее:
max=[3, 2,5,0]=0
Следовательно, 4-ая строка является ведущей.
Разрешающий элемент равен (2) и находится на пересечении ведущего столбца и ведущей строки.
Базис |
Свободные член |
Переменные |
Оценочные отношения | |||||||
x1 |
x2 |
x3 |
x4 |
x5 |
x6 |
y1 |
y2 | |||
y1 |
3 |
1 |
3 |
-1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
3 |
x4 |
6 |
3 |
-1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
x5 |
5 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
5 |
y2 |
0 |
2 |
-1 |
0 |
0 |
0 |
-1 |
0 |
1 |
0 |
z |
0 |
-2 |
-1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
h |
-3 |
-3 |
-2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
4. Пересчет симплекс-таблицы.
Формируем следующую часть симплексной таблицы.
Вместо переменной y2 в план 1 войдет переменная x1
Строка, соответствующая переменной x1 в плане 1, получена в результате деления всех элементов строки y2 плана 1 на разрешающий элемент =0
На месте разрешающего элемента в плане 1 получаем 1.
В остальных клетках столбца x2 плана 1 записываем нули.
Таким образом, в новом плане 1 заполнены строка x1 и столбец x1 .
После преобразований получаем новую таблицу:
Базис |
Свободные член |
Переменные |
Оценочные отношения | |||||||
x1 |
x2 |
x3 |
x4 |
x5 |
x6 |
y1 |
y2 | |||
y1 |
3 |
0 |
3,5 |
-1 |
0 |
0 |
0,5 |
1 |
-0,5 |
|
x4 |
6 |
0 |
0,5 |
0 |
1 |
0 |
1,5 |
0 |
-1,5 |
|
x5 |
5 |
0 |
1,5 |
0 |
0 |
1 |
0,5 |
0 |
-0,5 |
|
x1 |
0 |
1 |
-0,5 |
0 |
0 |
0 |
-0,5 |
0 |
0,5 |
|
z |
0 |
0 |
-2 |
0 |
0 |
0 |
-1 |
0 |
1 |
|
h |
-3 |
0 |
-3,5 |
1 |
0 |
0 |
-0,5 |
0 |
1,5 |