Курсовая работа по "Численным методам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 01:38, курсовая работа

Краткое описание

Используя вариант предыдущего контрольного задания необходимо:
к прямой задаче планирования товарооборота, решаемой симплексным методом, составить двойственную задачу линейного программирования;
установить сопряженные пары переменных прямой и двойственной задач;
согласно сопряженным парам переменных из решения прямой задачи получить решение двойственной задачи, в которой производится оценка ресурсов, затраченных на продажу товаров.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………4
Теоретическая часть…………………………………………………………6
Понятия линейного программирования……………………………6
Общая задача линейного программирования……………..….……6
Симплекс-метод……………………………………………..………7
Алгоритм Симплекс-метода: ………………………………………8
Метод искусственного базиса: ………………………………….…8
Двойственный симплекс-метод………………………………….…9
Практическая часть………………………………………………………12
Решение задачи линейного программирования…………………12
графический метод……………………………………………………….12
метод симплекс-таблица…………………………………………………26
Решение задачи на определение планового объёма и структуры товарооборота……………………………………………………………………36
Решение двойственной задачи линейного программирования…39
составление двойственной задачи линейного программирования……39
установка сопряженных пар переменных прямой и двойственной задач……………………………………………………………………………...39
решение двойственной задачи…………………………………..….……39
Заключение………………………………………………………..………44
Использованная литература……………………………………...………45

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_po_ChM_Shapakov.docx

— 216.11 Кб (Скачать файл)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Пересчет симплекс-таблицы.

Формируем следующую часть  симплексной таблицы.

Вместо переменной x5 в план 3 войдет переменная x3

Строка, соответствующая  переменной x3 в плане 4, получена в результате деления всех элементов строки x5 плана 3 на разрешающий элемент =0.4

На месте разрешающего элемента в плане 4 получаем 1.

В остальных клетках столбца x3 плана 4 записываем нули.

Таким образом, в новом  плане 4 заполнены строка x3 и столбец x3 .

Представим расчет каждого  элемента в виде таблицы:

Базис 

Свободные

член

Переменные

Оценочные

Отношения

x1

x2

x3

x4

x5

x6

y1

y2

x2

2.25

0

1

0

-0.25

0.75

0

0

0

 

x6

3.25

0

0

0

0.75

-0.25

1

0

-1

 

x3

6.5

0

0

1

-0.5

2.5

0

-1

0

 

x1

2.75

1

0

0

0.25

0.25

0

0

0

 

z

2.25

0

1

0

-0.25

0.75

0

0

0

 

h

3.25

0

0

0

0.75

-0.25

1

0

-1

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Проверка критерия  оптимальности.

Среди значений индексной  строки нет отрицательных. Поэтому  эта таблица определяет оптимальный  план задачи.

Окончательный вариант симплекс-таблицы:

Базис 

Свободные

член

Переменные

Оценочные

отношения

x1

x2

x3

x4

x5

x6

y1

y2

x2

2.25

0

1

0

-0.25

0.75

0

0

0

 

x6

3.25

0

0

0

0.75

-0.25

1

0

-1

 

x3

6.5

0

0

1

-0.5

2.5

0

-1

0

 

x1

2.75

1

0

0

0.25

0.25

0

0

0

 

z

2.25

0

1

0

-0.25

0.75

0

0

0

 

h

3.25

0

0

0

0.75

-0.25

1

0

-1

 



 

Оптимальный план можно записать так: [2.75;2,25;6.5;0;0; 3.25]

Zmax = 2·2.75 + 1·2.25 = 7.75

Для постановки задачи на минимум  целевую функцию запишем так:

Z=0-(-2x1-1x2) => min

Базисные переменные это переменные, которые входят только в одно уравнение системы ограничений и притом с единичным коэффициентом.

Решим систему уравнений  относительно базисных переменных:

y1, x4, x5, y2

Полагая, что свободные переменные равны 0, получим первый опорный план:

X1 = (0,0,0,0,4,5,0,9,2)

Базис 

Свободные

член

Переменные

Оценочные

отношения

x1

x2

x3

x4

x5

x6

y1

y2

y1

3

1

3

-1

0

0

0

1

0

 

x4

6

3

-1

0

1

0

0

0

0

 

x5

5

1

1

0

0

1

0

0

0

 

y2

0

2

-1

0

0

0

-1

0

1

 

z

0

-2

-1

0

0

0

0

0

0

 

h

-3

-3

-2

1

0

0

1

0

0

 



 

 

 

 

 

 

 

Базисное решение называется допустимым, если оно неотрицательно.

Переходим к основному  алгоритму симплекс-метода.

Итерация №1.

1. Проверка критерия  оптимальности.

Текущий опорный план не оптимален, так как в индексной  строке находятся положительные  коэффициенты.

2. Определение  новой базисной переменной.

В индексной строке h выбираем максимальный по модулю элемент. В качестве ведущего выберем столбец, соответствующий переменной x1, так как это наибольший коэффициент.

3. Определение  новой свободной переменной.

Вычислим значения Di по строкам как частное от деления: bi / ai2

и из них выберем наименьшее:

max=[3, 2,5,0]=0

Следовательно, 4-ая строка является ведущей.

 

Разрешающий элемент равен (2) и находится на пересечении  ведущего столбца и ведущей строки.

Базис 

Свободные

член

Переменные

Оценочные

отношения

x1

x2

x3

x4

x5

x6

y1

y2

y1

3

1

3

-1

0

0

0

1

0

3

x4

6

3

-1

0

1

0

0

0

0

2

x5

5

1

1

0

0

1

0

0

0

5

y2

0

2

-1

0

0

0

-1

0

1

0

z

0

-2

-1

0

0

0

0

0

0

 

h

-3

-3

-2

1

0

0

1

0

0

 



 

 

 

 

 

 

 

4. Пересчет симплекс-таблицы.

Формируем следующую часть  симплексной таблицы.

Вместо переменной y2 в план 1 войдет переменная x1

Строка, соответствующая  переменной x1 в плане 1, получена в результате деления всех элементов строки y2 плана 1 на разрешающий элемент =0

На месте разрешающего элемента в плане 1 получаем 1.

В остальных клетках столбца x2 плана 1 записываем нули.

Таким образом, в новом  плане 1 заполнены строка x1 и столбец x1 .

После преобразований получаем новую таблицу:

Базис 

Свободные

член

Переменные

Оценочные

отношения

x1

x2

x3

x4

x5

x6

y1

y2

y1

3

0

3,5

-1

0

0

0,5

1

-0,5

 

x4

6

0

0,5

0

1

0

1,5

0

-1,5

 

x5

5

0

1,5

0

0

1

0,5

0

-0,5

 

x1

0

1

-0,5

0

0

0

-0,5

0

0,5

 

z

0

0

-2

0

0

0

-1

0

1

 

h

-3

0

-3,5

1

0

0

-0,5

0

1,5

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итерация №2.

1. Проверка критерия  оптимальности.

Текущий опорный план не оптимален, так как в индексной  строке находятся положительные  коэффициенты.

2. Определение  новой базисной переменной.

В индексной строке h выбираем максимальный по модулю элемент. В качестве ведущего выберем столбец, соответствующий переменной x2, так как это наибольший коэффициент .

Информация о работе Курсовая работа по "Численным методам"