Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 09:01, курсовая работа
Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений.
Детский сад осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей и активизирует их действия по воспитанию и развитию ребенка.
1. Теоретическая часть ………………………………………………
1. 1. Значение работы с родителями по вопросу математического развития дошкольников …………………………………………………
1. 2. Методика диагностики уровня математического развития детей. Способы оформления результатов диагностики ……………………….
1. 3. Особенности понимания и использования алгоритмов детьми дошкольного возраста ……………………………………………………..
1. 4. Учет результатов диагностики в педагогической работе с детьми
2. Практическая часть …………………………………………………
2.1. Диагностика уровня сформированности математических представлений дошкольников …………………………………………..
2.2. Результаты анкетирования родителей по вопросу математического развития детей ……………………………………………………………..
2.3. Консультация для родителей по математическому развитию детей
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Приложения ……………………………………………………………
Ф.И.О ребенка |
Счет |
Простран-ственные представ-ления. |
Представ-ления времени |
Форма |
Величина |
Всего |
Аля Е. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Борис В. |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2,6 |
Варя Р. |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2,4 |
Даша У. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2,6 |
Ева К. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1,8 |
Зина К. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2,6 |
Ира Н. |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
Оля Н. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1,8 |
Паша В. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1,8 |
Рита К. |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2,4 |
Саша Г. |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1,6 |
Света И. |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2,4 |
Толя Ш. |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2,4 |
Таня Ц. |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2,6 |
Федя Г. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Уля Б. |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2,6 |
Яна Щ. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Всего |
2,41 |
2,64 |
1,94 |
2,29 |
2,64 |
11,9 |
Проведем анализ сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Уровень развития математических представления дошкольников представлен на рис. 1:
Рис. 1. Уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, анализ диагностики сформированности математических представлений у старших дошкольников свидетельствует, что у детей преобладает средний уровень развития – выявлен у 58,9% детей, наименее представлен высокий уровень, который имеют 17,6% детей, остальные 23,5% детей имеют средний уровень.
Выделим основные проблемные зоны математических представлений старших дошкольников. Среднегрупповые показатели по параметрам диагностики математического развития представлены на рис.2:
Рис. 2. Показатели математического развития старших дошкольников.
Анализ данных, представленных на рис. 2 свидетельствует, что наиболее сформированы у дошкольников пространственные представления (показатель 2,64) и представления о величине (показатель 2,64).
Слабо сформированы представления о форме (показатель 2,29) и не сформированы представления о времени (показатель 1,94).
2.2. Результаты анкетирования родителей по вопросу математического развития детей
С целью выяснения мнения и выявления проблем родителей по проблемам формирования математических представлений нами было проведено анкетирование, в котором принимали участие 20 родителей (75% - матери, 25% - отцы).
Проведем анализ анкетирования родителей по вопросам математического развития детей в условиях ДОУ.
60% родителей с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка элементарных математических представлений не знакомы. При этом, 50% родителей считают, что дети в ДОУ получают достаточное развитие по математике и подготовку к дальнейшему обучению в школе.
65% родителей считают, что их
ребенку необходимы
На вопрос «Как Вы считаете, какова основная цель РЭМП у детей в детском саду» ответы распределились следующим образом:
- научить считать, решать задачи, выучить цифры (80% ответов);
- подготовить к обучению в школе (55% ответов);
- научить ориентироваться в пространстве и во времени (20% ответов);
- Развивать психические функции мышления, внимания, памяти, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации (15% ответов).
Большинство родителей (70% родителей) дают оценку математических представлений у своего ребенка - «хорошо» («4»).
Отличную оценку дали 30% родителей. Никто из родителей не оценил математическое развитие своих детей неудовлетворительно.
Интерес детей к математике вне условий ДОУ отметили 75% родителей, остальные родители не видят интереса к математике в условиях дома и других местах. С целью поддержания интереса к математике 50% родителей постоянно создают ситуации, в которых необходимы математические знания; 35% родителей специально задают задания математического характера; 20% родителей занимаются с детьми в процессе прогулок, 25% родителей поддерживают интерес к математики на примере книг, и преобладающее большинство поддерживают интерес детей к математике с помощью игровых заданий на компьютере. планшете. 10% родителей ничего не делают для подержания интереса.
К сожалению, только 35% родителей выполняют домашние задания по математике. которые рекомендует воспитатель.
На вопрос « В Вашей группе имеется наглядная информация по РЭМП? Насколько она полезна для Вас?» ответы распределились следующим образом:
- наглядная информация интересна и полезна для меня (35% ответов).
- информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание (20% ответов).
- Информация интересная, но для меня не имеет практической значимости (20% ответов).
- Я не обращаю на нее внимания (15% ответов).
- Информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное (5% ответов).
- информация есть, но крайне скудная (5% ответов).
Со стороны педагогов по математическому развитию детей родители ждут следующей помощи:
- информированности о состоянии математического развития детей (40% родителей)
- выявление и информирование основных проблемных зон в развитии ребенка (35% родителей)
- рекомендаций по
- конкретных игр и упражнений для занятий дома. (20% родителей).
- в помощи не нуждаются (10% родителей)
Таким образом, родителей волнует проблема математического развития детей, удовлетворены математическим развитие в ДОУ только половина родителей, при этом более полвины родителей не знакомы с требованием программы математического развития детей, готовы заниматься дополнительно, считают, что педагоги ДОУ должны оказывать консультативную помощь в математическом развитии ребенка.
2.3. Консультация для родителей по математическому развитию детей
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Понятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.
В ДОУ проводилось исследование уровня сформированности математических представлений у детей. К сожалению, только несколько детей нашей группы имеют высокий уровень сформированности математических представлений, вызывают затруднения представления о времени, о форме, у некоторых детей трудности в усвоении счета.
Поэтому основной задачей является реализация взаимодействия семьи и ДОУ в решении проблемы математического развития детей.
Важно не столько дать знания по математике, сколько научить детей логически мыслить, развивать математическое мышление. В ДОУ хорошо известны и широко используются в практике игры и упражнения на развитие логико – математических представлений и умений.
Педагоги в своей работе используют разнообразный развивающий дидактический материал. В ходе игр решаются задачи, способствующие развитию у дошкольников простейших логических операций (сравнение, синтез, анализ, классификация, обобщение, вывод,...) Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи.
работа по развитию у ребенка навыков счета вызывает определенную трудность у родителей. Она также является сложной и для самих детей. В процессе обучения математике дети приобретают различные знания и умения, учатся анализировать, обобщать, запоминать, сравнивать, делать простейшие выводы.
Если вы занимаетесь с ребенком, помните о следующих принципах:
- обучение дошкольников началам
математики должно происходить
в контексте практической и
игровой деятельности детей в
процессе решения детьми
- ребенку должны быть созданы
условия для применения
- в ходе выполнения заданий у ребенка должно возникнуть желание узнать что-то новое.
Кроме этих принципов в основу работы положен принцип дифференцированного подхода к обучению, которое осуществляется с учетом возраста детей, уровня усвоения математических знаний, умений и навыков каждого ребенка в отдельности.
Прежде чем заниматься, необходимо провести собеседование с ребенком с целью выявления объема имеющихся на данный момент знаний. Полученные данные позволят определить содержание и особенности математических представлений, а также наметить план изучения с ребенком тем.
Обучение должно проходить в контексте практической и игровой деятельности, когда создаются условия, при которых знания, полученные ранее, становятся необходимыми детям, так как помогают решать практическую задачу, а поэтому усваиваются легче и быстрее.
Занимайтесь с ребенком в достаточно быстром темпе, живо, эмоционально. Для развития мышления дошкольника необходимо использовать такие методы, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.
Чтобы избежать умственного утомления детей в течение занятия, целесообразно менять характер их деятельности.
Ваша роль во время обучения будет разной: активной, когда вы станете сообщать знания и задавать вопросы, и пассивной, когда будете наблюдать за деятельностью самих детей в процессе выполнения заданий. Если ребенок затрудняется в выполнении, не спешите оказать ему помощь. Дайте возможность подумать самому. После того, как станет очевидным, что ребенок самостоятельно не может решить ту или иную задачу, выполнить то или иное действие, помогите сами.
Подсказывая ребенку, старайтесь, чтобы у него сложилось мнение, что это его «собственное приобретение».
Большое внимание следует уделять речи ребенка. Вопросы задавайте четко, эмоционально. Если ребенок не может или не хочет отвечать - не настаивайте. Но в дальнейшем обязательно обратитесь к нему, чтобы привлечь его к активному участию в играх и занятии.
В старшем дошкольном возрасте ребенок не только дает ответы на поставленные вопросы, но и сам может задавать вопросы, самостоятельно рассказывать о своих действиях.
На успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и материал, с которым работает ребенок. Напоминаем, что в старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно готовят свое рабочее место к занятию, поддерживают порядок на столе, не отвлекаются и не играют с пособиями, а после занятия самостоятельно убирают их.