Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 01:22, курсовая работа
Так, к логическим универсальным действиям относятся:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
&1 Проблема изучения нумерации чисел на уроках математики в начальных классах……………………………………………………………...6
&1.1 Понятие натурального числа……………………………………………7
&2 Различные методические подходы изучения нумерации чисел на уроках математики в начальных классах…………………………………..12
&2.2 Методика изучения нумерации чисел в концентре…………………15
&2.3 Развивающие приемы обучения на уроках математики…………...23
&3 Приёмы сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроках математики в начальных классах……………………………...28
&4 Комплекс учебных заданий……………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 39
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………
Последующая
работа связана с
Для формирования
умения читать и записывать
четырехзначные числа детям
1) на выявление признаков
сходства и различия
2) на запись четырехзначных чисел определёнными цифрами;
3) на сравнение чисел;
на классификацию; на
Таким образом,
ребенок постепенно постигает
состав числа, правила его
&2 Различные методические подходы изучения
В методике
начального обучения
Выделяются 3 основных
этапа изучения нумерации:
На подготовительном
этапе необходимо сформировать
у учащихся психологическую
При ознакомлении
с нумерацией упражнения
Проведен отбор вопросов и определен порядок изучения в каждом концентре:
а) на знании принципа образования натуральной последовательности вводятся случаи вида а + 1, где а - любое натуральное число;
б) на знании разрядного состава чисел (упражнения в сложении разрядных чисел и обратные упражнения в замене неразрядных чисел суммой разрядных, а также вычитание из неразрядных чисел отдельных, составляющих их разрядных чисел) например:
+ 70 + 3 = 473; 506 = 500 + 6; 842 - 40 = 800;
- 800 = 42; 842 - 2 = 840.
При ознакомлении
с нумерацией необходимо
После введения
проводится целенаправленная
Даются
задания на анализ типичных
ошибок, на сравнение, классификацию,
обобщение для характеристики
любого числа. Схема (план) разбора
чисел, начиная с однозначного,
до многозначного будет
1. Чтение числа.
2. Место числа при счете.
3. Десятичный состав.
4. Запись числа с помощью цифр.[16], [17]
Таким образом,
при изучении нумерации в
&2.2 Методика изучения нумерации чисел в концентре
При характеристике содержания
и системы построения
В качестве первого такого
концентра выделен "Десяток".
При изучении этой темы дети
знакомятся с первыми десятью
числами натурального ряда и
действиями сложения и
Уже на этом весьма
Так, именно на этом этапе обучения учащиеся должны осознать количественное и порядковое значение числа. Они должны научиться пользоваться усвоенным ими отрезком натурального ряда чисел для получения ответа на вопрос, сколько элементов входит в состав предложенного им множества, понять, что с помощью той же числовой последовательности можно расположить элементы этого множества в определенном порядке, перенумеровав их.[15],[16]
На примере первых десяти чисел натурального ряда дети знакомятся с принципами его построения. Они осознают и усваивают, что для получения числа, следующего за данным, достаточно прибавить единицу к данному числу и что поэтому числа в натуральном ряду возрастают (каждое число ряда больше всех чисел, встречающихся при счете раньше этого числа, и меньше любого числа, которое называется при счете после него). Эти знания они применяют для сравнения чисел. Они узнают далее что каждое число (кроме единицы) может быть представлено в виде суммы двух или нескольких слагаемых.
Так, переходя к рассмотрению чисел в пределах 100, дети впервые встречаются с тем фактом, что десять единиц образуют новую счетную единицу - десяток. Они узнают, что названия чисел, больших 10, образуются уже с использованием названий, принятых для первых десяти чисел (один-на-дцать, две-на-дцать, два-дцать один и т.д.), что запись чисел в пределах 100 производится с использованием тех же самых десяти цифр, но с помощью двух цифр, значение которых зависит от места, которое занимает цифра в записи. Здесь впервые дети встречаются с понятием разрядных слагаемых и учатся представлять число в виде суммы его разрядных слагаемых. В неразрывной связи с этим изучаются и соответствующие случаи сложения и вычитания (вида 20 + 7, 27 - 7, 27 - 20). [15],[16]
Рассмотрение этих вопросов связывается
с введением новой единицы
измерения - дециметра. Весьма полезным
оказывается при этом провести аналогию
между получением двузначных чисел
с помощью счета десятков и
единиц и измерением отрезка сначала
с помощью откладывания дециметра,
а затем для измерения
Каждое дальнейшее расширение области чисел, как правило, всегда связывается с введением новых единиц измерения величин и установления соотношения между ними. Это создает условия, необходимые для того, чтобы подмеченная аналогия в получении чисел при счете и при измерении могла быть в дальнейшем использована при рассмотрении действий с именованными числами. Каждый раз рассматриваются новые случаи действий, основанные на знании десятичного состава чисел.
Выделение концентра "Тысяча" дает
возможность не только закрепить
все приобретенные ранее знания
нумераций, но и познакомить детей
с новой счетной единицей - сотней.
При этом важно показать детям
общий принцип образования
Таким образом
Итак, выделение концентров в начальном
курсе математики дает возможность
неоднократно возвращаться к рассмотрению
основных вопросов, связанных с особенностями
десятичной системы счисления, устной
и письменной нумерации чисел, закрепляя
знания детей. Это, как было только,
что показано, создает условия
и для формирования соответствующих
обобщений. Благодаря концентрическому
построению программы возникает
также возможность
Отметим здесь и другие принципиальные моменты, которые должны учитываться в работе над нумерацией, о какой бы области чисел ни шла речь.
Первое, на что следует обратить внимание учителя, - при изучении нумерации большое значение имеет богатейший речевой опыт, которым располагают многие дети уже ко времени поступления в школу и который быстро обогащается в школьные годы.[15]
Названия чисел, особенности образования
соответствующих числительных дети
воспринимают не только со слов учителя.
Огромную роль играет при этом интуиция
(чутье), основанная на владении родным
языком. Дети легко самостоятельно
(а иногда лишь при небольшом намеке
со стороны учителя) подмечают принцип
образования названий чисел и
сами догадываются, как будут называться
следующие числа, если только дать им
для примера два-три