Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 01:22, курсовая работа
Так, к логическим универсальным действиям относятся:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
&1 Проблема изучения нумерации чисел на уроках математики в начальных классах……………………………………………………………...6
&1.1 Понятие натурального числа……………………………………………7
&2 Различные методические подходы изучения нумерации чисел на уроках математики в начальных классах…………………………………..12
&2.2 Методика изучения нумерации чисел в концентре…………………15
&2.3 Развивающие приемы обучения на уроках математики…………...23
&3 Приёмы сравнения и классификации при изучении нумерации чисел на уроках математики в начальных классах……………………………...28
&4 Комплекс учебных заданий……………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 39
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………
Учитывая это обстоятельство, в процессе обучения нужно стремиться к тому, чтобы усвоение последовательности соответствующих числительных всегда несколько опережало ту область чисел, которая рассматривается в данный момент более основательно.
Так, приступая к изучению чисел
первого десятка, дети должны уже
к этому времени более или
менее уверенно знать названия этих
чисел, порядок их следования при
счете. Изучая тему "Десяток", полезно
уже заранее в устных упражнениях
использовать счет предметов и в
тех случаях, когда он выходит
за пределы 10. Это не значит, что нужно
требовать от всех детей прочного
усвоения соответствующей
Во-первых, при этом легче усваивается устная нумерация на уроках, специально посвященных этим вопросам.
Во-вторых, знание названий чисел, к рассмотрению которых дети приступают (даже если и не все эти названия усвоены одинаково уверенно всеми учениками), позволяет учителю опереться на анализ самих этих названий (числительных) для раскрытия принципа образования чисел, их состава из разрядных слагаемых. Например, если ученик знает, что после двадцати идет число двадцать один, затем двадцать два и т.д., то достаточно обратить его внимание на то, что "-дцать" в названии числа двадцать означает "десять" ("десяток"), как десятичный состав любого из чисел в пределах 100 становится понятным по одному его названию: тридцать четыре - 3 десятка и 4 единицы и т.п. (исключение составят только числа от 40 до 49 и от 90 до 99).[15],[16]
Наконец, в-третьих, некоторое забегание вперед в усвоении счета предметов за пределом изучаемой области чисел помогает сформировать у детей правильное представление о том, что всегда можно назвать число, которое больше самого большого из известных уже к этому времени чисел. Дети перестают в этих условиях думать, что, например, на числе 10 (или 100, или 1000) счет обрывается.[16]
Такое забегание вперед создает, кроме того, условия для переноса изученных операций (в частности, операции счета предметов, приема присчитывания по 1 и др.) на несколько расширенную область чисел. Это очень важно в качестве психологической подготовки детей к работе с большими числами.[21]
Далее, как это было показано выше, концентризм в изучении нумерации создает такие условия, при которых в каждой новой теме дети вновь возвращаются к рассмотрению всех тех вопросов, которые рассматривались раньше.[16]
Это обязывает особенно внимательно
следить за тем, чтобы не нарушить
одно из основных педагогических требований
- не объяснять как новое то, что
уже известно, всячески стимулировать
самостоятельное перенесение
В упражнениях, направленных
на усвоение
Отрабатывая усвоение ряда чисел, необходимо, поэтому включать соответствующие упражнения наряду с выделением наиболее трудных пунктов этого ряда, связанных с переходом к новой счетной единице (97, 98, 99..., 998, 999,. .) или с введением числительного, представляющего собой исключение из общего правила (например, "сорок").[15],[16]
В результате изучения нумерации чисел дети должны не только усвоить соответствующие общие положения, но и овладеть важнейшими умениями и навыками.
Поэтому в учебниках математики для начальных классов намечена система упражнений, необходимых для сознательного усвоения детьми всех основных вопросов, связанных с изучением нумерации. Для формирования прочных навыков в данном случае необходимо такие упражнения давать специально почти на каждом уроке, составляя упражнения по образцу данных в учебнике и включая их небольшими порциями на уроках, следующих за изучением данной темы (по 2-3 упражнения).[15],[16]
Изучение нумерации, как известно,
является основой работы над арифметическими
действиями. Здесь применяются все
знания, умения и навыки, которые
дети получают, знакомясь с десятичной
системой счисления и нумерацией.
Поэтому в ходе изучения действий
происходит естественное закрепление
и совершенствование
&2.3 Развивающие методы обучения при изучении «нумерации чисел»
В настоящее время в некоторых
экспериментальных курсах сделаны
попытки преодолеть недостатки
традиционного обучения. Наиболее полно
вопросы обозначения чисел
Изложим суть подхода, который, как показывает многолетняя опытная проверка, вполне доступен каждому учителю. Основу его составляют осознание детьми общей проблемы обозначения знаний и проблемы обозначения чисел; осознание гуманитарных, общекультурных аспектов знания о числе и способах его обозначения.
Числовые представления
При изучении чисел сразу же должна вставать проблема их обозначения. Первоначально эта проблема возникает при обобщении и уточнении числовых представлений первоклассников. Средством такого обобщения и уточнения может быть конструирование способов количественного сравнения предметов и групп предметов по различным качествам — признакам, свойствам, а также конструирование способов обозначения результатов этого сравнения в речи и на письме.
Количественное сравнение
- установление отношений «
- установление кратного
Количественное сравнение проводится после установления общего качества - признака, по которому возможно количественное сравнение. Например, книгу и тетрадь можно количественно сравнивать по длине каких-либо сторон, по массе, по объему, по числу страниц, по стоимости, по площади каких-либо поверхностей, по площади общей суммарной поверхности каждого предмета. Несколько кружков и несколько квадратов количественно можно сравнивать по длине составленных из них рядов, по ограничиваемой ими площади поверхности, по количеству отдельных предметов в группах (по количеству «штук» кружков и квадратов), по массе, по объему.[47]
Уже при установлении отношений
«больше», «меньше» или «столько же»
(«равно») полезно поставить перед
детьми проблему обозначения результатов
сравнения: «Мы вчера с вами сравнивали
(по количеству «штук»), чего в этой
коробке больше: квадратов или
треугольников. Но я не помню результат.
Плохо, что мы вчера никак не записали,
никак не обозначили его. Придется заново
сравнивать. Как бы вы предложили обозначить,
записать, что квадратов меньше,
чем треугольников?» Полезно
Действенным средством осознания различий между содержанием знания и способом его выражения, осознания роли способа выражения в овладении этим знанием является отыскание детьми различных способов выражения одного и того же знания, различных способов его обозначения в речи, в предметных действиях, на письме. Покажем, как это средство может быть использовано при формировании понятия числа.[37],[44]
Например, учащимся предлагаем сравнить
две группы предметов, пересчитать
которые они еще не в состоянии.
С помощью составления пар
дети устанавливают, что в обеих
группах предметов поровну (по количеству
отдельных предметов, «штук»). Учитель
предлагает обозначить количество отдельных
предметов в одной из групп
каким-либо словом, рисунком, графическим
знаком (произвольным), какой-либо буквой.
Принимается несколько
- Они знают, что этих предметов
столько же, сколько этих (показывает
вначале первую, обозначенную группу,
затем вторую). Количество этих
предметов мы обозначили так
... (показывает первый набор
Не было еще случая, чтобы дети не догадались, что для обозначения одинакового количества целесообразно использовать одинаковые обозначения.
- Почему по этим обозначениям можно сразу же догадаться, что предметов поровну?
Затем они демонстрируют еще одну группу предметов, подобранную им так, что предметов в этой группе столько же, сколько их в каждой из ранее рассмотренных.
Нам известно, что из этих предметов
столько же, сколько и этих (показывает
на одну из ранее рассмотренных групп).
Кто не верит, может проверить, составив
пары. Обозначьте их количество словом,
рисунком, знаком так, чтобы сразу
было ясно, что их столько же, сколько
и этих предметов (показывает на одну
из ранее рассмотренных групп).[
Объясните, почему вы обозначили так? (Если количество этих предметов обозначено так то и количество этих предметов, поскольку их столько же, обозначу тем же словом, знаком, рисунком, буквой.)
- А теперь сосчитайте (посчитаем
вместе) количество отдельных
- Значит, придуманные нами слова,
знаки — это «заменители»
Рассмотрение разных способов обозначения
результатов количественного