Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 20:21, курсовая работа
Проверка знаний учащихся в виде контроля является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения.
Введение………………………………………………………………….….…...3
Глава I. Теоретическое обоснование организации проверки знаний учащихся на уроках математики…………………………………………………….…......5
1.1. Цели, формы, методы проверки знаний учащихся……………..…………5
1.2. Виды и способы организации проверки знаний, умений учащихся на уроках математики……………………….……………………………………..12
1.3. Средства осуществления контроля………………………………………..21
Глава II. Методика реализации проверки знаний учащихся на примере тем: “Тела вращения”…………………………………………………………………26
2.1. Организация проверки при изучении материала…………………………27
2.2. Организация устной проверки при изучении материала………………...30
Заключение……………………………………………………………………....34
Литература.……………………………………………………………………....60
V Сообщение домашнего задания.
V. Подведение итогов урока.
Урок 2. Тема “Сечения конуса. Усеченный конус”
Цели урока:
1. Развить пространственное воображение.
2. Совершенствовать навыки решения задач.
3. Проверить навыки решения задач по теме “Сечения, основные элементы конуса ”.
4. Проверить
практическое усвоение
Ход урока:
I Оргмомент
II Проверка домашнего задания
III Практическая работа.
Каждому ученику выдается подставка, штырь и проволока.
Задание: Выгнуть фигуру, при вращении которой получается конус с радиусом равным 5см и образующей равной 13 см.
IV Решение
задач по теме “Сечения конуса”
На этом уроке решаются задачи на сечение конуса, проходящего через вершину конуса, а так же сечения конуса плоскостью перпендикулярной оси симметрии конуса. В ходе решения задач ученикам задаются следущие вопросы:
площадь, что и его основание.
V Сообщение домашнего задания.
VI Самостоятельная
работа по теме “Сечения
С целью улучшения качества решения задач используются тесты при проведении самостоятельной работы.
Учащимся выдаются карточки, в которых предлагается решить задачи по готовому чертежу, заполнив пропуски в первой задаче, и ответить на вопросы во второй задаче.
Приведем пример этой работы:
Задача 1. Образующая конуса, равная 12 см, наклонена к плоскости основания под углом . Найдите площадь основания конуса, если = 30 .
Дано: конус, SA=SB=12 см, SBO=30
Найти: S
Решение:
ОВ = R (радиус основания)
Ученики на листках записывают ответы с 1 по 5. После этого карточка ответов выглядит следующим образом:
Задача 2. Осевое сечение конуса – правильный треугольник, со стороной 2r . Найти площадь сечения проведенного через две образующие конуса, угол между которыми равен 60 .
Дано: SAB – правильный, SA=SB=AB=2r,
CSD = 60
Найти: S CSD
Решение:
VII Подведение итогов
Урок 3. Тема “Конус”
Цели урока:
1. Развить пространственное воображение.
2. Закрепить понятия по теме “Вписанные, описанные пирамиды”.
3. Решить задачи по теме “ Вписанные, описанные пирамиды ”.
4. Проверить навыки решения задач по теме “Сечения цилиндра”.
5. Проверить
практическое усвоение
Ход урока:
I Оргмомент
II Проверка домашнего задания
III Подготовка к изучению нового материала.
Перед тем, как решать задачи по теме “Вписанные, описанные пирамиды”, учащиеся отвечают на следующие вопросы:
IV Применение учащимися знаний в различных конкретных ситуациях.
Каждому ученику выдается подставка, штырь и проволока.
Задание: Выгнуть фигуру, при вращении которой получается усеченный конус; фигуру при вращении которой получается конус, поставленный на цилиндр.
V Решение задач
На этом уроке решаются задачи по темам “Сечения конуса”, “Вписанные, описанные пирамиды ”.
VI Сообщение домашнего задания
VII Самостоятельная работа
В конце урока проводится самостоятельная работа общепринятого характера по теме “Сечения конуса”. В этой работе учащимся предлагается самим решить задачи без помощи учителя.
С целью развития навыков самообразования и самоконтроля учащимся сразу даются ответы к задачам.
VIII Подведение итогов
Тема: “Шар. Сфера”
На решение задач по теме “Шар. Сфера” отведено 3 часа.
Из них:
Урок 1. Тема “Сечение шара”
Цели урока:
1. Развить пространственное воображение.
2. Проверить
знания по теме “Основные
3. Научить учащихся применять полученные знания к решению задач.
Ход урока:
I Оргмомент
II Проверка домашнего задания
III Подготовка к решению задач.
Перед тем, как решать задачи, необходимо выяснить как учащиеся усвоили теорию по теме “Шар. Сфера”(определения, основные элементы, сечения). С этой целью проводится викторина. Учитель предлагает ученикам ответить на следующие вопросы:
Ученики отвечают на вопросы с места, обсуждая каждый вопрос викторины. За более правильный, точный ответ учащиеся получают красный жетон, если же в ответе есть какие-то неточности, то выдается зеленый жетон. В том случае, если ученик дополнял ответы, то ему выдается синий жетон. В конце урока подводится итог. Наиболее активным ученикам выставляются оценки в журнал.
IV Расширение и углубление знаний, умений и навыков учащихся.
Каждому ученику выдается подставка, штырь и проволока, из которой предлагается выгнуть полуокружность с радиусом 15 см.
Закрепив фигуру на штыре они вращают ее вокруг диаметра. Вращая ее так, они получают наглядное представление о сфере.
V Решение задач по теме “Сечения шара”.
В ходе решения задач учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
(S = , p = )
VI Сообщение домашнего задания.
VII Подведение итогов урока.
Урок 2. Тема “Касания шара”
Цели урока:
1. Развить пространственное воображение.
2. Проверить навыки решения задач по теме “Сечение шара”.
Ход урока:
I Оргмомент
II Проверка домашнего задания
На дом учащимся было задано 4 задачи по теме “Сечение шара”. Для проверки усвоения этой темы, а также правильности выполнения домашнего задания, проводится самостоятельная работа, содержащая такие же задачи, как в домашнем задании.
Приведем один из вариантов.
I Вариант
Задача 1. Сечение шара плоскостью имеет площадь 36 (м ). Радиус шара 10м. Найти расстояние от центра шара до плоскости сечения.
Дано: шарS(O,OX) S = 36 (м ) , R = OX = 10 м
Найти: ОО
Решение:
1. Любое сечение шара плоскостью есть круг. S = r 36 = r r = 36 (м )
2. ОО Х – прямоугольный
ОО = h , O X = r , OX = R
h = R - r - т. Пифагора
h =100 – 36 =64, h = 8 м
Ответ: h = 8м
Задача 2. На поверхности шара даны три точки, кратчайшее расстояние между которыми равно 6 см. Определить площадь сечения, проходящего через эти точки.
Решение:
1. Пусть А, В, С – три данных точки. Рассмотрим сечение шара плоскостью. Это будет круг, окружность которого описана около АВС; R – радиус окружности, описанной около АВС R =
2. S = p = ; p = = 9(см)
S = = 9 (см )
3. R = = (см)
S = R S = = 12 (см )
Ответ: S = 12 (см )
После того, как ученики сдали листочки с ответами, учитель открывает на доске ответы. Учащиеся проверяют решения в тетрадях друг друга. Все оценки за эту работу выставляются в журнал.
III Практическая работа.
Каждому ученику выдается подставка, штырь и проволока разных цветов.
Задание: Из проволоки разных цветов выгнуть фигуру при вращении которой получится сфера и вписанный в нее цилиндр.
Закрепив фигуру на штыре, они вращают ее вокруг оси. Вращая ее так, они получают наглядное представление о вписанном цилиндре.
IV Решение задач по теме “Касательная плоскость к шару”.
В ходе решения задач учащимся задаются следующие вопросы:
V Сообщение домашнего задания
VI Подведение итогов урока
Урок 3. Тема “Вписанные и описанные многогранники”
Цели урока:
Информация о работе Проверка знаний учащихся на уроках математики