Развитие количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 21:19, дипломная работа

Краткое описание

Дошкольное образование должно обеспечить равные стартовые возможности для детей, имеющих разноуровневую подготовку, и бескризисный переход дошкольника к обучению в школе.

Содержание

Введение………………………………………………….……………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста в малокомплектном детском саду…………………………………………………………………………….………..8
1.1 Особенности организации обучения математике дошкольников в малокомплектном детском саду……………..…………………………………………..8
1.2 Анализ современных программ для дошкольных образовательных учреждений по развитию количественных представлений у старших дошкольников…………………………………………………………...………………………17
1.3 Дидактические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста в процессе обучения…………………………….28
1.4 Средства развития количественных представлений у дошкольников в малокомплектном детском саду ……………………………………...…………...32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду…………………………………………….……………………………...47
2.1 Определение уровня сформированности количественных представлений у старших дошкольников …………………………………….…………………....47
2.2 Практическая работа по развитию количественных представлений у старших дошкольников в процессе обучения в разновозрастной группе….….52
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы………………………....65
Заключение………………………………………………………………………...69
Список использованной литературы…………………………………………..72
Приложение………………………………………………………………………..77

Вложенные файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Характеризуя  педагогическую работу в разновозрастной  группе детского сада, В.Н. Аванесова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова, М.В. Минкина, Е.Г. Батурина отмечают, что она, прежде всего, зависит от умения воспитателя одновременно руководить деятельностью детей разного возраста.

В основу работы по математике в группах смешанного возраста положена идея индивидуализации и дифференциации обучения, которые зависят от возраста детей, а также от уровня усвоения знаний, умений и навыков каждого ребёнка.

Авторы предлагают  два варианта организации коллективных занятий: начало занятия одновременно во всех трёх (четырёх) подгруппах, а  окончание последовательное (через 15 минут - у младших, через 20 – у средних и т.д.); последовательное начало занятия (занятие начинается с одной подгруппой, потом через 5-7 минут подключается вторая, потом третья).

Безусловно, наиболее важная область в организации  всей работы по формированию элементарных математических представлений  в  разновозрастной  группе – планирование. Трудности заключаются в том, что воспитатель должен правильно сочетать общие требования дидактики с особенностями работы в таких группах.

В.Н. Аванесова  предложила три типа организации детей на занятиях в малокомплектном детском саду. Опыт работы показал правомерность этого предположения на занятиях в разновозрастной группе: 1 – все дети заняты одним видом деятельности, например математикой; 2 – комбинированные занятия; 3 – занятия с одной подгруппой по общепринятой методике. Эти занятия обеспечивают правильное выполнение режима дня в разновозрастной группе, глубокое усвоение знаний, влияют на успешное решение образовательных задач.

Е.И Щербакова  полагает, что «педагогический опыт даёт возможность разнообразить варианты каждого типа занятий. Учёт этих вариантов при планировании и организации обучения математике в разновозрастной группе, включение в педагогический процесс разных дидактических игр и упражнений  способствует эффективному решению программных заданий для каждой возрастной подгруппы» (53, 95-99).

Ниже дано описание возможных вариантов каждого  из трех типов занятий по математике в разновозрастной группе.

I тип — все дети заняты одним видом деятельности — математикой. Этот тип предусматривает разнообразие вариантов.

Вариант первый, начало занятий одновременное, все три подгруппы работают по одной теме с усложнением для старших детей, потом детям подготовительной и старшей подгрупп дается самостоятельное задание, а дети средней подгруппы работают с воспитателем (вторая половина занятия). На этом занятие с детьми средней подгруппы заканчивается. Воспитатель переходит к детям старшей подгруппы, работает с ними над третьим программным заданием. Окончив с ними занятие, воспитатель еще 5—8 минут продолжает работать с детьми подготовительной подгруппы.

Вариант второй: начало занятия также одновременное, в первой части занятия все три подгруппы работают с воспитателем по одной теме с усложнением для старших детей, потом предлагается самостоятельная работа детям средней и младшей подгрупп, а дети подготовительной подгруппы продолжают работать с воспитателем. Предложив самостоятельную работу детям подготовительной подгруппы, воспитатель 1,5—2 минуты отводит для проверки выполнения самостоятельного задания детьми средней подгруппы (старшие в это время продолжают работать самостоятельно) и отпускает их играть. После этого воспитатель переходит к детям старшей подгруппы, проверяет выполнение самостоятельного задания, работает с ними над решением третьего программного задания, после чего отпускает их играть, а сам продолжает работу с детьми подготовительной подгруппы.

Вариант третий: в первой части занятия организация детей такая же, как в первом и втором вариантах; во второй части занятия воспитатель работает с детьми старшей подгруппы, а самостоятельной работой заняты дети средней и подготовительной подгрупп. В третьей части занятия дети старшей подгруппы работают самостоятельно, а воспитатель сначала проверяет самостоятельную работу детей средней подгруппы и отпускает их играть, потом проверяет самостоятельную работу детей подготовительной подгруппы и работает с ними над решением третьего программного задания. После этого дети подготовительной группы получают задания для самостоятельного применения знаний по третьей программной задаче, и они работают самостоятельно, а воспитатель 1,5—2 минуты отводит для проверки самостоятельной работы старших детей и отпускает их играть. Заканчиваются занятия проверкой самостоятельной работы детей подготовительной группы.

Вариант четвертый используется в основном во время контрольных, итоговых занятий. В первой части занятия дети всех трех подгрупп работают совместно по одной теме с усложнением для старших детей, во второй части всем им предлагаются самостоятельные задания. Проверка самостоятельной работы начинается со средней подгруппы, после чего дети идут играть. Потом проверяется выполнение самостоятельного задания детьми старшей и подготовительной подгрупп. В третьей части занятия дети старшей и подготовительной подгрупп работают вместе с воспитателем по одной теме с усложнениями для детей подготовительной подгруппы.

Вариант пятый: занятие начинается с детьми подготовительной подгруппы, через 7—10 минут приглашаются дети старшей, а еще через 5—7 минут — средней подгруппы. Во второй части занятия детям подготовительной подгруппы дается большая по объему самостоятельная работа на 12—14 минут. Это могут быть задания с использованием продуктивной деятельности детей: рисования, аппликации, конструирования и др. За это время воспитатель может успеть поработать с детьми старшей подгруппы и подготовить их к самостоятельной работе, пригласить детей средней подгруппы и провести с ними первую часть занятия. В последней части все три подгруппы работают по одной теме с усложнением для старших подгрупп.

Вариант шестой отличается от пятого тем, что в последней части занятия детям средней подгруппы воспитатель может дать самостоятельное задание, а с детьми старшей и подготовительной работает по одной теме, после чего они идут играть, а воспитатель проверяет работу детей средней подгруппы и заканчивает с ними занятие.

Вариант седьмой: занятие начинается с детьми подготовительной группы, через 5—7 минут присоединяется старшая подгруппа, а еще через 5—7 минут — средняя. В то время как подготовительная группа работает самостоятельно над решением второй программной задачи, воспитатель проводит первую часть занятия с детьми старшей подгруппы. Потом дети средней, старшей и подготовительной подгрупп работают по одной теме. Для детей подготовительной подгруппы эта задача последняя, третья часть занятий, для старшей — вторая, а для детей средней подгруппы — первая. После этого дети средней и старшей подгруппы работают по схожей теме (можно одной из подгрупп дать самостоятельную работу, а другая в это время работает с воспитателем).

Вариант восьмой: занятия начинаются с детьми подготовительной и старшей подгрупп. Они работают с воспитателем по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни. На занятие приглашаются дети средней подгруппы. Решив первую задачу вместе с воспитателем, они приступают к самостоятельной работе. Воспитатель в это время работает с детьми старшей подгруппы, после чего они идут играть. Воспитатель выделяет 2—3 минуты для проверки самостоятельной работы детей средней подгруппы и отпускает их играть. С детьми подготовительной группы работает еще 5—7 минут.

Вариант девятый: занятие начинается с детьми подготовительной и старшей подгрупп. Они работают с воспитателем по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни. Во второй части занятия дети подготовительной подгруппы работают самостоятельно, а дети старшей — с воспитателем, или наоборот. На третью часть занятия приглашаются дети средней подгруппы, все три подгруппы работают по одной теме с усложнением для детей старших групп. Потом дети старшей и подготовительной групп уходят с занятия, а воспитатель продолжает работу с детьми средней подгруппы.

В первые дни, организуя  занятия в смешанной группе, воспитатель  может приобщать для помощи помощника воспитателя или методиста (заведующую). Со временем дети привыкают к спокойной тихой игре, и воспитателю помощь не требуется. Следует также отметить, что детям в это время очень хорошо предложить настольно-печатные игры, строительный материал и др. Большое значение имеет правильное размещение мебели в комнате. Место для игр рекомендуется отделять специальной ширмой с комнатными растениями. Таким образом, игровой уголок будет в стороне, и дети, которые играют, не отвлекают внимания тех, которые занимаются.

Е.И. Щербакова  делает вывод, что «этот тип организации  детей на занятиях можно периодически использовать на протяжении всего учебного года. При этом обеспечивается активность детей на занятии, дети приучаются самостоятельно выполнять отдельные задания. Как показали контрольные проверки в конце квартала и в конце учебного года, такая организация занятий обеспечивает качественные знания, умения детей» (53, 97).

II тип — комбинированное занятие: две подгруппы заняты математикой, третья — изобразительной деятельностью, или наоборот.

Вариант первый: занятие начинается с организации изобразительной деятельности с детьми средней подгруппы. Воспитатель объясняет детям задание, напоминает о технических приемах его выполнения. Убедившись, что дети приступили к работе, воспитатель начинает занятие по математике с детьми старшей и подготовительной подгрупп. Проводит с ними первую часть занятия по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни и дает задания для самостоятельной работы. В это время воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям средней группы, наблюдая за работой всех остальных. После анализа работ детей средней подгруппы воспитатель продолжает работу с двумя подгруппами. У детей старшей подгруппы занятия заканчиваются на 4—5 минут раньше, чем в подготовительной.

Вариант второй отличается от первого тем, что варьируются объединения детей. Например, дети средней подгруппы заняты математикой, а старшая и подготовительная — изобразительной деятельностью. Этот вариант занятия проводится в тот же самый день вторым занятием.

Вариант третий, одна из подгрупп занимается изобразительной деятельностью, но в других подгруппах занятие по математике начинается последовательно.

Занятия второго  типа дают возможность воспитателю больше внимания уделять детям, занимающимся математикой. Кроме того, при третьем варианте организации занятия появляется возможность сообщения нового материала обеим подгруппам.

Следует также  отметить, что желательно по-разному  объединять подгруппы при организации их математической деятельности. Например, на одной неделе математикой объединены старшая и подготовительная подгруппы, а на другой — средняя и старшая или подготовительная и средняя. Такое варьирование организации занятия способствует более полному усвоению детьми учебного материала.

III тип организации детей связан с неодинаковым количеством занятий по математике для разных возрастных групп в неделю (например, в подготовительной подгруппе). Определилось два варианта организации детей на занятии.

Вариант первый: занятия с двумя подгруппами — старшей и подготовительной.

Вариант второй: занятия по математике воспитатель проводит только с детьми подготовительной подгруппы по общепринятой методике. В это время, если в детском саду есть отдельная комната или утепленная веранда, музыкальный руководитель проводит музыкальное занятие или занятие по физической культуре с детьми старшей группы.

Варианты занятий  этого типа обычно организационно проще. Вот почему именно на эти занятия  воспитатель планирует самые сложные темы, особенно на занятиях второго варианта. Как правило, на этих занятиях излагается новый материал детям подготовительной подгруппы.

Такое количество вариантов организации детей  на занятиях по математике в разновозрастной группе не исключает возможности и других вариантов. Однако опыт показывает, что наибольший эффект для развития дает применение не какого-нибудь одного варианта разработанных занятий, а их сочетания. Большое значение имеет подбор дидактического материала для занятий. Воспитатель тщательно продумывает и подбирает дидактический материал для каждой возрастной подгруппы, особенно для самостоятельной работы детей.

Развитие элементарных математических представлений у  детей разновозрастной  группы осуществляется на занятиях с помощью тех же методов и приёмов, что и у детей одновозрастной группы.  Но есть определённые трудности, которые приходится преодолевать педагогу, работающему в малокомплектном детском саду.  При организации занятий по математике педагогу  важно не только знать основные задачи обучения, но и реализовывать их с учётом  возможностей  каждой возрастной подгруппы.

Васильева М.А. отмечает, что «в малокомплектном  детском саду занятия по формированию элементарных математических представлений  проводятся либо с отдельными возрастными подгруппами, либо сразу со всеми детьми. Очень важно найти оптимальный вариант сочетания этих двух способов организации. Целесообразно принципиально новые программные задачи решать с каждой подгруппой отдельно, а закреплять знания и совершенствовать умения в ходе фронтальных занятий» (19, 10).

Проанализировав литературу по проблеме исследования, пронаблюдав работу педагогов, работающих в разновозрастных группах, мы пришли к выводу, что до сих пор существуют трудности в формировании и развитии математических представлений у детей дошкольного возраста. Особенно ощутимы они в работе с воспитанниками малокомплектного детского сада.

Причинами этого, на наш взгляд, является недостаточное  знание педагогами: а) специфики воспитания и обучения детей в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада и б) возрастной динамики овладения детьми дошкольного возраста математическими представлениями. Специальное изучение учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе малокомплектного детского сада показало, что в условиях дошкольного учреждения существенным оказывается фактор комплектования групп.

Информация о работе Развитие количественных представлений у старших дошкольников в малокомплектном детском саду