Содержание концепции по организации уроков математики в Ι классе национальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 23:43, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения обучение математике в национальной начальной школы рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста и приобретает особую актуальность. В каждом образовательном учреждении необходимо создать гуманистическую и эффективную систему организации уроков математики. Этот ресурс позволит школе достичь нового качества образования. Обучение математике на родном языке позволяет ребенку развить свои способности более эффективно, создает возможность для гармоничного развития в сфере национальной культуры. В начальной школе нужно уделить особое внимание именно развитию общения на родном языке, в том числе на уроке математике. Школа совместно с родителями должна стремится решать эту непростую задачу.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Требования организации уроков математики в начальной школе в свете требований стандартов ΙΙ поколения ……………………….. ..………….…8
1.2 Обучение младших школьников математике на основе системно – деятельностного подхода …………………………………………..……….14
1.3 Особенности организации уроков математики в национальной начальной школе …………………………………………………………………………20
Выводы по Ι главе………………………………………………………………..24
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В Ι КЛАССЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1 Содержание концепции по организации уроков математики в Ι классе национальной школы……………………………………………………………26
2.2 Этапы и основное содержание опытно - педагогической работы по организации уроков математики в Ι классе национальной школы…………...32
2.3 Подведение итогов опытно – педагогической работы и разработка для учителей начальных классов………………………………………………....…35
Выводы по ΙΙ главе…………………………………………………………...….38
Заключение ………………………………………………………………………40
Литература ………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 913.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1  ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    1. Требования организации уроков математики в начальной школе в свете требований стандартов ΙΙ поколения ……………………….. ..………….…8
    2. Обучение младших школьников математике на основе системно – деятельностного подхода …………………………………………..……….14
    3. Особенности организации уроков математики в национальной начальной школе …………………………………………………………………………20

Выводы по Ι главе………………………………………………………………..24

ГЛАВА  2  ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В Ι КЛАССЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2.1 Содержание концепции по организации  уроков математики в Ι классе  национальной школы……………………………………………………………26

2.2 Этапы и основное содержание опытно - педагогической работы по организации уроков математики в Ι классе национальной школы…………...32

2.3 Подведение итогов опытно  – педагогической работы и  разработка для учителей начальных  классов………………………………………………....…35

Выводы по ΙΙ главе…………………………………………………………...….38

Заключение ………………………………………………………………………40

Литература ………………………………………………………………………43

Приложение

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения обучение математике в национальной начальной школы  рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста и приобретает особую актуальность. В каждом образовательном учреждении необходимо создать гуманистическую и эффективную систему организации уроков математики. Этот ресурс позволит школе достичь нового качества образования. Обучение математике на родном языке  позволяет ребенку развить свои способности более эффективно, создает возможность для гармоничного развития в сфере национальной культуры. В начальной школе  нужно уделить особое внимание именно развитию общения на родном языке, в том числе на уроке математике. Школа совместно с родителями должна стремится  решать эту непростую задачу.

Актуальность исследования обуславливается противоречием, который существует между требованием Федеральных государственных образовательных стандартов и возможностями осуществления качественного обучения математике в национальных начальных школах. Причина не соответствия заключается в том, что у учителя нет учебников переведенных на родной язык. Процесс перевода требует не менее одного года, чтобы обеспечить и младших школьников и учителей необходимыми учебными пособиями. Помимо этого работа осложняется тем, что на курсах переподготовки не всегда можно найти ученого, который способен излагать теоретические основания новых стандартов на родном языке. В результате многие учителя оказываются неподготовленными к работе по новым стандартам.

Проблема исследования: Как осуществить эффективное обучение первоклассников в национальных школ математике в условиях нехватки учебников и учебно-методических пособий на родном языке?

Выбранная проблема определила тему исследования: «Особенности организации уроков математики в Ι классе национальной школы ».

Цель исследования: выявить  особенности организации уроков математики в национальной начальной школе  и разработать концепцию по организации уроков математики в Ι классе национальной школе.

Объект исследования: процесс обучения математике младших школьников в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта 

Предмет исследования: организация обучения первоклассников математике в условиях национальной школы.

Гипотеза исследования. Организация уроков математики в национальной начальной школе в соответствии с ФГОС НОО второго поколения  может быть эффективно организована, если:

-  выделены особенности, определена сущность и организация урока математики  при реализации ФГОС;

- созданы условия и методические разработки для реализации уроков математики в национальной школе;

- выработан ряд математической терминологии для обучения детей на родном языке по предмету.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

- проанализировать требования организации уроков математики по новым стандартам, изучая нормативные документы и методические материалы;

- выявить особенности в  организации уроков математики в национальной начальной школе  в свете реализации ФГОС НОО;

- разработать концепцию  по организацию уроков математики в Ι классе национальной школы с учетом новых требований.

Теоретической основой исследования является:

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Методологической основой исследования является: Различные аспекты проблемы теоретико-методологического обоснования на уровне отдельных направлений исследования методики обучения математике отражены в работах А.М.Абрамова, Ф.САвдеева, И.К.Андронова, А.К.Артемова, М.Б.Воловича, Я.И.Груденова, В.А.Гусева, В.А.Далингера, Г.В.Дорофеева, А.Л.Жохова, М.И.Зайкина, Т.А.Ивановой, Дж.Икрамова, Н.Б.Истоминой, В.Н.Келбакиани, Ю.М.Колягина, B.И.Крупича, Г.Г.Левитаса, Г.Л.Луканкина, Е.И.Лященко.

Методы исследования:

- анализ и обобщение научной  и учебно-методической литературы, отражающей состояние проблемы;

- изучение нормативных документов по организации уроков математики;

- изучение справочного материала  на татарском языке; 
         Теоретическая значимость заключается в изучении материалов по организации уроков математики в первом классе национальной школы.  
          Практическая значимость заключается  разработке концепции по организации уроков математики в первом классе национальной школы.

 Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, глоссария по категориальному аппарату, глоссария по персоналиям, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, выявляется противоречие, определяются проблема, цель и задачи исследования, объект и предмет, выдвигается гипотеза, описывается теоретическая и методологическая основа исследования, методы, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Теоретико-методологические основания организации уроков математики в начальной школе» раскрыты требования организации уроков математики в начальной школе в свете ФГОС второго поколения, обучение младших школьников математике на основе системно-деятельностного подхода, а также особенности организации уроков математики в национальной начальной школе.

Во второй главе «Опытно-педагогическая работа по организацию уроков математики в Ι классе национальной школы », разработана концепция по организацию уроков математики в первом классе национальной школы и даны рекомендации для учителей начальных классов по организации уроков математики в национальной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретика – методологические основания организации уроков математики в начальной школе

    1. Требования организации уроков математики в начальной школе в свете стандартов ΙΙ поколения

Современный мир меняется быстрыми темпами. Объём информации каждый  год в мире удваивается. Знания, полученные в школе, через устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в  виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня  всё более востребованными. Исходя из всего этого   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Самой важной задачей современного образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают младшим школьникам умение учится , способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования содержат описание целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций обучающегося, освоившего основную образовательную программу начального общего образования, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Требования  задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

К личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

К предметным результатам обучающихся относятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

     Математика важна  в формировании речевых умений. Она неразрывно связана с личностными  результатами ,потому что развитие  речи и мышления является основой  формирования человека как личности. Исходя из этого , все задания  в учебнике ориентированы на достижения личностных результатов. Они предлагают не только найти решения , но и обосновать его, основываясь на фактах. Работая с математическим текстом младшие школьники учатся уважать и принимать чужое мнение. Также повышается самооценка ,формируется чувство собственного достоинства.  

    В курсе математике  большинство уроков построены  на проблемно – диалогических  технологиях. Это дает педагогу  возможность продемонстрировать  ценность мозгового штурма перед  детьми, как форма эффективного  интеллектуального взаимодействия. Если работать таким методом, то у ребенка формируется ценности человеческого взаимодействия, человеческие сообщества.

    Курс математики ориентирован  на развитие коммуникативных  умений. На уроках дети общаются, формируя этические нормы. У детей формируется также толерантность, терпение во взаимоотношениях, представление о ценности человеческой личности.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Математические текстовые задачи развивают регулятивные умения. Решая эти задачи ребенок достигает поставленной цели.

Работа над системой учебных заданий является следующим этапом развития организаторских умений. В первом классе предлагаются  проблемные вопросы для обсуждения. На желтом поле со значком «!» сделаны выводы, которые позволяют проверить правильность. Так ребята учатся проверять действия с целью. Также в учебнике включены проблемные ситуации. Дети выбирают деятельность вместе с учителем. Таким образом, проблемная ситуация строятся  на затруднение в выполнении новых заданий, основываясь на знания дети могут вывести новый алгоритм действия для нового задания , с поставленной целью, затем оценить результат  и проверить его.

      Познавательные универсальные  учебные действия.

       Большинство математических  задач могут быть понятны и решены только после создания восприятия вспомогательной модели. Исходя из этого, задания  учебника в первом классе знакомит общепринятыми в математике моделями. А 2- 4 классов дополняют и учат самостоятельному созданию и применению при решении предметных задач.

     Широкое использование  продуктивных заданий развивает  такие мыслительные операции  как: анализ, синтез, классификация , сравнение  и аналогия. Также есть задания, которые учат школьников самостоятельному  применению знаний в новых  ситуациях.

       Коммуникативные универсальные учебные действия.

В начальной школе курс математики можно выделить взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений:

    • развитие устно научной речи
    • развитие комплекса умений

Основой развития коммуникативных умений в данном курсе математики является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:

а) диалог в большой группе (учитель – ученики);

б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);

в) диалог в паре (ученик – ученик).

     На сегодняшний день образовательные программы, учебники, количество часов останутся прежними. Изменится подход к их изучению. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта - формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций.

Информация о работе Содержание концепции по организации уроков математики в Ι классе национальной школы