Сочетание принципов историзма, занимательности и воспитания на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 20:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель: обосновать необходимость сочетания принципов научности, историзма и занимательности для развития интереса к предмету.
Задачи:
1) Изучить педагогическую литературу .
2) Проанализировать отдельные принципы, как средства развития интереса к предмету, а так же выявить методические возможности каждого из принципов.
3) Разработать и апробировать применение принципов историзма, научности и занимательности.
4) Экспериментально проверить эффективность принципов научности, историзма и занимательности на практике.

Содержание

Введение……………………………………………….…………………...2
Глава 1 Развитие познавательного интереса при обучении математики.
1.1 Актуальность проблемы развития познавательного интереса………..6
1.2 Понятие о познавательном интересе……………………………………8
1.3.Пути формирования познавательного интереса……………………...12
Глава 2 Психолого-педагогические особенности принципов научности, занимательности и историзма.
2.1 Использование принципа научности при обучении математики……18
2.2 Использование принципа историзма при обучении математики……21
2.3 Использование принципа занимательности при обучении…………..28
математики.
Глава 3 Экспериментальное исследование.
3.1 Содержание и ход эксперимента………………………………………29
3.2 Анализ полученных результатов………………………………………40
Заключение……………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 104.02 Кб (Скачать файл)

                                         Оглавление

Введение……………………………………………….…………………...2  

 Глава 1 Развитие познавательного интереса при обучении математики.                                                                                                                              

1.1 Актуальность проблемы  развития познавательного интереса………..6  

1.2Понятие о познавательном  интересе……………………………………8

1.3.Пути формирования познавательного интереса……………………...12

Глава 2  Психолого-педагогические особенности принципов научности, занимательности и историзма.

2.1Использование принципа  научности при обучении математики……18

2.2Использование принципа  историзма при обучении математики……21

2.3Использование принципа  занимательности при обучении…………..28

математики.

Глава 3 Экспериментальное исследование.                                     

3.1Содержание и ход эксперимента………………………………………29

3.2Анализ полученных результатов………………………………………40

Заключение……………………………………………………….42

Список литературы………………………………………………44

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         

  Актуальность. Одним из важных способов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Еще на рубеже ХХ века  известный методист С.И.Шорох-Троицкий в книге «Чему и как учить на уроках арифметики» написал, что для «…обогащения интеллекта учащихся математическими знаниями необходимо, чтобы учащиеся   испытывал живые эмоции интереса и удовольствия как по поводу удовлетворения этого интереса, так и по поводу движения работы вперед и преодоления ее трудностей».

Поддерживать интерес на уроке математики учителя стремятся по- разному: одни используют для этой цели занимательное задания, загадки, другие – литературных персонажей и сказочных  героев.

Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умения ими управлять,  сознательно их регулировать

 Поэтому владение принципами  научности, историзма и занимательности  необходимо будущему учителю  математики для того, чтобы правильно  организовать свои труд, грамотно, квалифицированно анализировать  различные учебные пособия, которыми  ему придется пользоваться в  своей работе. Для повышения уровня познавательного интереса на уроке математики.

Объект: процесс обучения математике.

Предмет: влияние научности, историзма и занимательности  на процесс обучения математики.

Цель: обосновать необходимость сочетания  принципов научности, историзма и занимательности для развития интереса к предмету.

Задачи: 

1) Изучить педагогическую  литературу .

2) Проанализировать  отдельные  принципы, как средства развития  интереса к предмету, а так  же выявить методические возможности  каждого из принципов.

3) Разработать и апробировать  применение принципов историзма, научности и занимательности.

4) Экспериментально проверить  эффективность  принципов научности, историзма и занимательности  на практике.

Гипотеза: на уроках математики сочетание принципов историзма, научности и занимательности будет   способствовать развитию познавательного интереса.

Теоретическое обоснование: Так как проблема развития познавательного интереса всегда привлекала внимание ученых,  в своей работе я опираюсь на работы знаменитых педагогов, психологов и математиков. Таких как: А.В. Кухарь, Ю.М. Комелин, Н.В. Бордовская и др.

Теоретическая значимость: Теоретической и методической основой исследования являются исследования Истоминой Н.Б., Моро М.И., Пышкало А.М., Стойловой Л.П., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. посвященные проблемам методики изучения величин и обучению измерению величин в начальной школе.

В исследовательской работе были использованы методы и диагностической методики: теоретический анализ литературы по проблеме познавательного интереса к математике в школе, анализ программ и учебников, наблюдение, педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности учащихся.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап – поисково–теоретический. В процессе анализа методико-математической литературы были определены методология, методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, задачи, методы, гипотеза исследования.

2 этап – опытно экспериментальный. На этом этапе проведен анализ программно-методического обеспечения уроков математики в средней школе, апробированы отдельные уроки с привлечением исторического материала и занимательных заданий, осуществлялась проверка рабочей гипотезы, проводилась обработка полученных результатов.

3 этап – заключительно-обобщающий. Этот этап включал обработку и систематизацию материала, апробацию и внедрение результатов в практику.

База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Марфинска СОШ». Испытуемые - ученики 5 «б» класса в количестве 17 учащихся.

 Практическая значимость  исследования состоит в разработке  и апробации развивающих заданий  и исторического материала, с  целью развития интереса к  предмету.

Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 20 наименований. Текст иллюстрируется таблицами и диаграммами, включает приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Развитие познавательного интереса при обучении математике

1.1      Актуальность проблем развития

 

             Как  известно, процесс усвоения содержания образования , развития интеллекта не  является непосредственным отражением педагогических воздействий. Педагогические внешние воздействия преломляются через внутренние условия субъекта обучения, через его личность. Важнейшей характеристикой личности являются его  отношения с окружающими условиями, его  интересы.

Познавательный интерес  к учебно-познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика , усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Равнодушный ученик  нуждается в постоянном  стимулировании его деятельности.

Интерес тесно связан с эмоциональной жизнью человека. Невозможность удовлетворить какой-либо интерес вызывает  неприятие, отрицательные эмоции. А в  случае, когда интерес  человека доступен ему, является предметом его познавательной или трудовой деятельности, у него возникают положительные эмоции.

Познавательный интерес - один из самых значимых мотивов  учения. В общей структуре мотивации познавательной деятельности этот мотив раньше других осознается учеником, который, не задумываясь, указать на интересный и на не  интересный предмет, на интересный или не интересный  урок.

Действие познавательного интереса как  мотива учения бескорыстно. Если это реально  действующий мотив, то ему подчиняется деятельность на уроке, досуг, общение. Познавательная деятельность становится воодушевленной, свободной и лёгкой. Снимается проблема школьной перегрузки.

Познавательный интерес, взаимодействуя  с социальным, нравственными мотивами, мотивом самовоспитания. Обогащает личность. Обособленность же познавательных мотивов от других ценностных мотивов может неблагоприятно сказаться на формировании личностных качеств ученика.

Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать.

Развитие специфического познавательного интереса к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяющей выбор профессии. Наличие такого интереса стимулирует стремление к расширению и углублению таких знаний и умений  в  соответствующей области.

 Влиянием на познавательный интерес  учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю  личность школьника в целом.

 Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения познавательного интереса, т.к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к  предмету, к процессу познания – важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Проблема познавательного интереса является необходимым компонентом разработки таких проблем  как совершенствование в организации урока, написание учебных  пособий, воспитании самостоятельности учащихся, повышение мастерства учителя, развитие мышления учащихся.

 

1.2  Понятие о познавательном интересе

 

Под  познавательном интересом различные его исследователи понимают особую избирательную направленность личности на процесс познания,  избирательный характер которой выражается в той или  иной предметной области (С.Л.Рубинштейн); стремление человека обращать на что - то внимание, познавать какие   либо предметы и  явления( Ф.Н.Гоноболин); особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношения личности к окружающему миру, к его  объектам, явлениям, процессам   (Г.И.Щукина);  эмоционально окрашенную потребность,  прошедшую стадию мотивации и придающей деятельности человека  увлекательный характер (И.Ф.Харламов).

Как можно видеть, разные авторы с различных позиций определяют познавательный интерес, не противореча  друг  другу, подчеркивая разные грани этого феномена, взаимно его обогащая.

Для более глубокого изучения понятия познавательного интереса  рассмотрим различные подходы к  его классификации,  к выделению уровней познавательного интереса.

Интерес к  какому – либо предмету,  к занятию, отрасли знаний, как и внимание, может быть прямым (непосредственным ) и косвенным ( опосредованным ). В случае прямого интереса человека привлекает сам предмет, деятельность определенного вида. Но редко случается так, что прямого интереса, например, к математике ученик  не испытывает, но интересуется физикой и понимает, что без математики в этой области ничего сделать нельзя. В этом случае к математике проявляется косвенный интерес. Знание учителем непосредственных и косвенных интересов  учащихся помогает осуществлению  индивидуального подхода.

В развитие познавательного интереса можно выделить ряд уровней: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес, творческий интерес. Эти уровни определяют разную степень избирательной направленности, избирательного отношения ученика к предмету и, соответственно степень влияния познавательного интереса на личность.

Любопытство - элементарная стадия познавательного интереса. Оно обусловлено чисто внешними обстоятельствами, привлекающими  внимание человека.  На этой стадии отсутствует подлинное стремление к познанию. Но любопытство может быть его начальным толчком.  Человек при этом является пассивным объектом внешнего воздействия. Любопытство – есть реакция на изменение обстановки, на появление нового в окружающем мире.

Интерес этого уровня- поверхностный,  фрагментарный, ситуативный, связанный с переживанием своего отношения к предмету в данный момент. Любопытство особенно характерно для младшего школьного возраста, когда вступающему в жизнь интересно все.  Но интерес этот не глубок. Любопытство в подростковом возрасте совсем не исчезает. Оно приобретает другую форму.  После его действия суживаются. Появляется более высокий уровень познавательного интереса- любознательность. Там, где для любопытства уже нет материала, для любознательного только начинается работа. Это работа мысли ;разбуженной случайным  фактом. Это стремление к  более  глубокому анализу явлений действительности, к познанию новой неизвестной закономерности.  Для любознательного при решении задачи исчезает время и пространство.

На этапе  любознательности интерес еще в полной мере  не освободился от интереса к фабуле, описанием.  И тем не менее он  уже носит поисковый характер, связанный с желанием проникнуть в более глубокие основание знаний. При этом импульс активности исходит уже не со стороны, а от самого человека, что в корне меняет характер интереса. Такой интерес не угасает с окончанием той или иной ситуации, он заставляет все глубже погружаться в интересную деятельность. Постоянное погружение в деятельность предполагает наличие возможностей  самостоятельной работы. Ученик становится  субъектом деятельности. А познавательный интерес с  уровня любознательности переходит на более высокий уровень собственного познавательного интереса.

Под творческим интересом понимают такой уровень  познавательного  интереса, когда ученик стремится осуществить самостоятельную, творческую, поисковую  деятельностью то, в основном, узкий интерес к определённой отрасли знаний, переходящий в профессиональный интерес.

В разные периоды жизни  можно выделить предпочтительный уровень развития познавательного интереса, хотя переход  с более  низкого на  более высокий уровень очень индивидуален.

Информация о работе Сочетание принципов историзма, занимательности и воспитания на уроках математики