Сочетание принципов историзма, занимательности и воспитания на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 20:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель: обосновать необходимость сочетания принципов научности, историзма и занимательности для развития интереса к предмету.
Задачи:
1) Изучить педагогическую литературу .
2) Проанализировать отдельные принципы, как средства развития интереса к предмету, а так же выявить методические возможности каждого из принципов.
3) Разработать и апробировать применение принципов историзма, научности и занимательности.
4) Экспериментально проверить эффективность принципов научности, историзма и занимательности на практике.

Содержание

Введение……………………………………………….…………………...2
Глава 1 Развитие познавательного интереса при обучении математики.
1.1 Актуальность проблемы развития познавательного интереса………..6
1.2 Понятие о познавательном интересе……………………………………8
1.3.Пути формирования познавательного интереса……………………...12
Глава 2 Психолого-педагогические особенности принципов научности, занимательности и историзма.
2.1 Использование принципа научности при обучении математики……18
2.2 Использование принципа историзма при обучении математики……21
2.3 Использование принципа занимательности при обучении…………..28
математики.
Глава 3 Экспериментальное исследование.
3.1 Содержание и ход эксперимента………………………………………29
3.2 Анализ полученных результатов………………………………………40
Заключение……………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.doc

— 104.02 Кб (Скачать файл)

 

 

В классе прибавилось учащихся с высоким уровнем, что составило  23% всех испытуемых, 11 человек со средним – 65%  и 2 человека с низким уровнем -12 % .

Результаты контрольного этапа эксперимента отражены в диаграмме на рисунке 2.

                                                                                                Рис. 2                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.2. Анализ полученных  результатов

По итогам эксперимента было проведено сопоставление данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента, показывающих, что на контрольном этапе число справившихся с заданием увеличилось, а число не справившихся с заданием уменьшилось. На основе полученных данных делаем вывод, что задания на формирующем этапе были посильны всем учащимся, поэтому произошел переход нескольких учащихся на более высокий уровень.

Таким образом, мы можем сказать, что использование на уроке исторического материала и занимательных заданий, способствует более эффективному усвоению учебного материала и развитию познавательного интереса.  Можем  констатировать, что наша гипотеза полностью  подтвердилась.

 

Сопоставление результатов констатирующего и       контрольного эксперимента.

                                                                                              Рис.3   

Выводы  к главе.

 

В данной главе мы выявили возможности развития познавательного интереса на уроках математики, необходимость дополнительного комплекса упражнений по развитию интереса школьников.

Было проведено экспериментальное исследование поставленной проблемы, которое проходило в три этапа:

-констатирующий;

-формирующий;

-контрольный.

Эксперимент проводился во время преддипломной практики в МБОУ «Марфинская СОШ» в 5 «б» классе. После чего полученные результаты эксперимента были проанализированы.

Из полученных результатов мы можем сделать вывод, что подобранный нами комплекс упражнений на развитие познавательного интереса дал положительные результаты. Уровень интереса учащихся повысился, что, по словам учителя, заметно отразилось на их дальнейшей учебе.

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Заключение

 

 

Интерес тесно связан с эмоциональной жизнью человека. Невозможность удовлетворить какой-либо интерес вызывает неприятие, отрицательные эмоции. А в случае, когда интересное человеку доступно ему, является предметом его познавательной или трудовой деятельности, у него возникают положительные эмоции.

Познавательный  интерес- один из самых значимых  мотивов учения. В общей структуре мотивации познавательной деятельности этот мотив  раньше других осознается  учеником, который, не задумываясь, может указать на интересный  и  на не интересный предмет, на  интересный или не интересный урок.

Познавательный  интерес, взаимодействуя  с  социальным,  нравственным мотивам, мотивам самовоспитания, обогащает личность.  Развитие познавательного  интереса способствует росту сознательного  отношения к учению,  развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать.

Влияние на познавательный интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом.

Важнейшей предпосылкой воспитания интереса к школьному предмету является личность учителя, взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения, организация взаимоотношений между учащимися на уроке.

Являясь образцом нравственного поведения, учитель решает множество воспитательных задач, влияет на формирование личности ученика: на нравственность, положительные мотивы  деятельности, устойчивый интерес к учению. Учитель должен видеть в каждом ребенке личность, приходить к нему на помощь в случае необходимости, поддерживать добрым словом. Бестактность учителя, неправильная оценка  деятельности ученика неизбежно приводит к конфликтам.

Что касается содержания школьного предмета математики, то он таинственно и романтично, увы, не для всех учащихся, для многих математика кажется сухой наукой.

Поэтому не стоит упускать возможности сделать ее ярче и привлекательней.

Использование принципов научности, историзма и занимательности воздействует на познавательный интерес к предмету и является пусть скромным, но  вкладом в формирование межпредметных связей, в гуманитаризацию математического  школьного образования, в повышение общей культуры учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред.Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 2006г.-572 с.

2. Багаев Е. Г. Старые русские меры в истории и речи народа // Начальная  школа. 2007г.-43 с. № 6.

 3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 2008г.-235 с.

4. Борода Л. Я., Борисова A. M. Некоторые формы работы по привитию интереса к математике. //  Начальная школа. 2005г.-45 с. №4.

5. Босоногов Р. Б. Познавательная деятельность ученика в ходе решения задач. – Начальная школа, 2006г.-46 с. №3.

6.  Виноградова Л. В. Взаимосвязь проблем развития мышления и воспитания познавательного интереса в процессе обучения. // Развитие учащихся в процессе обучения математике. Н. Нон город, 2008г.- 340 с.

7.  Выгодский М. Я. Арифметика и алгебра в древнем мире. М., 2005г.-178с.

8.  Глейзер Г. И. История математики в школе. (По классам), М., 2005.-325 с.

9.  Гладкий А. В. Как работать с одаренными детьми // Математика в школе. 2006г.-348 с. № 2.

10. Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М., 2008г.-230 с.

11. Груденов Я. И. Психолого-педагогические основы методики обучения математике. М.: 2007 г.-359 с.

12. Занимательная математика / Под ред. Л.К. Крез. – Мозырь: Белый ветер, 2007. –  150 с.

13. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя / Под редакцией П.И Пидкасистого. -  М.: Просвещение, 2009. – 144 с.

14. Депман И. Я. Рассказы о математиках. Л., 2009г.-423 с.

15. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. – М.: Просвещение, 2005.-346 с.

16. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. – М.,2006. – 215 с.

17. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – Кн. 1. – 576 с.

18. Хабиб Р.А. Организация коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике // О совершенствовании методов обучения математике. – М.: Просвещение, 2002г. – 427 с. 122-126.

19. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 2003г. – 560 с.                  20.  Чеботаревская Т.М., Катасонова А.Т.,      Касабуцкий Н.И., Дрозд В.Л.- . – М.: Просвещение, 2002г. – 427 с. 122-126.

21.  А.А. Математика: Учебник для второго класса общеобразовательной школы с русским языком обучения. – 2-е издание. – Мн.: Народная асвета, 2000. – 286 с.

22. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М.: Просвещение, 2004г. –  158 с.

23.   Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, 2003г. – 255 с.

24. Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников // Начальная школа. – 2005г. – 329 с. 81-85.

25.   Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.,2001г. – 210 с.

    Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга 2: книга для учителя / Под ред. М.С. Соловейчика. – М.: Издательство «Первое сентября», 2008г. –  256 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сочетание принципов историзма, занимательности и воспитания на уроках математики