Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 20:12, дипломная работа
Цель: обосновать необходимость сочетания принципов научности, историзма и занимательности для развития интереса к предмету.
Задачи:
1) Изучить педагогическую литературу .
2) Проанализировать отдельные принципы, как средства развития интереса к предмету, а так же выявить методические возможности каждого из принципов.
3) Разработать и апробировать применение принципов историзма, научности и занимательности.
4) Экспериментально проверить эффективность принципов научности, историзма и занимательности на практике.
Введение……………………………………………….…………………...2
Глава 1 Развитие познавательного интереса при обучении математики.
1.1 Актуальность проблемы развития познавательного интереса………..6
1.2 Понятие о познавательном интересе……………………………………8
1.3.Пути формирования познавательного интереса……………………...12
Глава 2 Психолого-педагогические особенности принципов научности, занимательности и историзма.
2.1 Использование принципа научности при обучении математики……18
2.2 Использование принципа историзма при обучении математики……21
2.3 Использование принципа занимательности при обучении…………..28
математики.
Глава 3 Экспериментальное исследование.
3.1 Содержание и ход эксперимента………………………………………29
3.2 Анализ полученных результатов………………………………………40
Заключение……………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………44
Можно выделить
три аспекта реализации
2.2 Использование принципа историзма при обучении математике
В последние годы все большую остроту приобретают проблемы создания эффективных средств, повышения уровня интеллектуального развития учащихся и формирования их творческих способностей.
Психологами убедительно доказано, что для решения этих проблем необходимо включить учащихся в такую учебную деятельность, которая требует акцентуации этих способностей. На это обстоятельство указывают ряд авторов: Дж. Брунер (1962), Л.А. Гордон (1940), Р.М. Грановская (1994), Е.В. Заика (1990), К.Г. Кожабаев (1988), В.А. Крутецкий (1968), К.А. Малыгин (1963), Л.М. Митина (1994), Н.Г. Морозова (1961), П.А. Просецкий (1989), Л.С. Славина (1958), С.Л. Соловейчик (1968), В.А. Сухомлинский (1952), П.Ф. Чубурин (1968), Г.И. Щукина (1971) и др.
Таким образом, для развития творческих потенций учащихся необходимо включить их в творческую учебно-познавательную деятельность. Эффективным средством организации такой деятельности при изучении математики, с нашей точки зрения, является исторический материал. Определиться с выбором данной гипотезы, в частности, помогла работа с самим понятием эффективности. Итак , эффект (лат. effectus – исполнение, действие) – результат, следствие каких-либо причин, действий. Эффективный (лат. effectivus) – достигающий определенного эффекта, нужного результата.
Но что же тогда эффективность учебно-воспитательной работы? Ясно, что эффективность какой-либо деятельности определяется ее результатами – это напрямую следует из определения эффекта и эффективности. А результатом учебно-воспитательной деятельности является человек. Насколько обучаемый овладел определенным объемом знаний, умений и навыков, насколько у него развилось мышление, совершенствовалась память и речь, сформировались нравственные качества, ценностные ориентации, эстетические вкусы, разумные потребности как в духовной, так и в материальной сфере человеческого бытия, настолько мы и можем судить об эффективности учебно-воспитательной работы.
Для указания эффективных путей совершенствования математического образования в школе необходимо определить желаемые результаты образования, т. е. ответить на вопрос: «Каким должен быть выпускник школы?»
Особый интерес в этой связи представляет ответ участников проекта «Образование-2000» (Education-2000), реализованного в муниципалитете Йорка (Торонто, Канада) в 1985–1988 гг. под руководством исследовательской группы В. Трэнтера, выделивших качества и характеристики идеального выпускника, успешно прошедшего через школьную систему.
По их мнению, он должен:
быть творческим, по-новому смотрящим на привычные вещи и ценящим инновационность;
уметь самоопределяться, беря на себя ответственность за свое образование;
уметь решать проблемы, выбирая и используя различные способы и стратегии их решения;
быть уверенным в своих возможностях и иметь высокую самооценку;
быть толерантным, эмпатийно, приязненно относиться к многообразию жизни.
Выработанные в процессе образования ценности должны выражаться у выпускника в следующих характеристиках:
гуманизм, любовь и забота обо всем живом вокруг;
чувство благополучия, основанное скорее на там, каков он, нежели на том, что он делает;
уровень грамотности (т. е. базовых умений в языковой и математической сферах), достаточный для коммуникации и принятия решений в критические моменты жизни;
способность к межличностному взаимодействию как истинно человеческие умения, обеспечивающие коммуникацию, разрешение конфликтов и эмпатию.
Таким образом, беря во внимание вышеуказанные критерии оценки качественного уровня знаний и воспитания учащихся, были сделаны некоторые предположения насчет целесообразности использования в школьном математическом образовании элементов историзма.
1. Вводимый на
уроках исторический материал
усиливает творческую
2. С помощью
исторических уходов в уроке,
педагог может дать
3. Тщательно продуманные
и организованные учителем
4. Математическое развитие человека невозможно без повышения общей культуры, говорил В.А. Крутецкий. Исторический материал способен лучше, чем что-либо на уроке, воспрепятствовать однобокому развитию математических способностей.
5. Исторический
материал призван повышать
Основой для формирования всех выше перечисленных черт желаемого «личностного» образа выпускника является познавательный интерес учащихся.
Познавательный интерес – это одно из личностных свойств школьника, черта его характера, проявляющаяся в виде пытливости, любознательности, активности: интерес проявляется в виде избирательного отношения ученика к тому или иному учебному предмету. Познавательный интерес и воспитательные функции обучения взаимосвязаны: с одной стороны, познавательный интерес есть источник обеспечения воспитательных задач обучения, обогащающий и направляющий поступки ученика; с другой стороны, познавательный интерес есть результат воспитательных воздействий, способствующих процессу освоения и добывания знаний по тому или иному учебному предмету.
Познавательный интерес представляет собою совокупность важнейших для развития личности психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется:
– активный поиск;
– логика;
– исследовательский подход;
– готовность к решению задач.
Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес:
– эмоции удивления;
– чувство ожидания нового;
– чувство интеллектуальной радости;
– чувство успеха.
В этом своеобразном сплаве психических процессов, лежащих в основе познавательного интереса, важнейшим элементом является волевое усилие.
Решение проблемы формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения связано с двумя главными задачами:
1) содействовать
наиболее полноценному
2) на этой основе побуждать, поддерживать и подкреплять такое отношение к знаниям, к учению в школе, которое наполнено готовностью овладеть знаниями, стремлением не скользить по поверхности, а углубляться все более и более в процесс познания.
Итак, в процессе обучения и воспитания школьника познавательный интерес выступает в многозначной роли:
– как средство живого, увлекающего ученика обучения;
– как сильный
мотив отдельных учебных
– как устойчивая
черта личности школьника, в конечном
итоге способствующая ее
Важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект школьных знаний (историзм). При этом, с одной стороны, познавательный интерес опирается на менее известный, иногда совсем неизвестный материал, овладевая которым учащиеся в еще большей мере осознают то, что им дает школа, урок, учитель. С другой стороны, исторический подход в изучении учебных предметов в какой-то мере приближает процесс учения к научному познанию. Узнать, каким было соответствующее знание у своих истоков, как оно развивалось, соприкоснуться с научными поисками, ощутить и испытать их трудности и радости – это значит приблизиться и к осознанию собственного познавательного процесса, пусть не открывающего, а усваивающего научные положения, но сопряженного все же с поисками истины.
Определив цели и выбрав историзм как одно из эффективных средств достижения этих целей, учитель должен хорошо знать психологическую основу внедрения этих средств в обучение школьной математики. А такой основой, несомненно, является познавательный интерес. Предложенная психологическая характеристика интереса как сложного психического образования, анализ эффективных путей формирования познавательного интереса и его стимулирования помогут учителю опереться на реальную психологическую базу в поиске наиболее эффективных путей повышения качества математических знаний своих учеников.
Понятно стремление нашего общества к эффективному образованию. Но теперь уже нельзя считать, что основная цель преподавания вообще, и математики в частности, состоит в том, чтобы сообщить школьнику как можно больше конкретных знаний, новых понятий, теорем, теорий. «Многознание уму не научает», – говорил Гераклит. Многие математические теории при формальном изложении кажутся искусственными, оторванными от жизни, просто непонятными. Если же подойти к этим проблемам с позиции исторического развития, то станет виден их глубокий жизненный смысл, их естественность, необходимость.
2.3 Использование принципа занимательности при обучении математике
В методической литературе нет общепринятого определения понятия «занимательность обучения математике». Оно считается интуитивно ясным.
Под занимательностью на уроке понимают те компоненты урока (способы подачи учебного материала, а иногда и организации обучения), которое содержит в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановке учения.
В дидактике и методике математике уже выдвинуты и обоснованы основные положения, касающиеся занимательности обучения.
Во-первых, всю занимательность обучения, следуя К.Д. Ушинскому, принято делить на «внешнюю» (не связанную с содержанием урока) и «внутреннюю», причем «внутренняя» занимательность предпочтительней «внешней» и удельный вес ее должен постепенно увеличиваться.
Во-вторых, все материалы занимательного характера обычно разбивают на три группы: материалы, занимательные по содержанию; материалы, занимательные по форме; материалы, занимательные и по форме, и по содержанию.
В-третьих, основу занимательности, используемой на уроках, должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом.
Добиться от учащихся глубокого и осознанного овладения большим количеством математических понятий нелегко, придерживаясь все время академического стиля строгих определений. Поэтому для лучшего запоминания того или иного правила, определения я на уроке использую стихи, сказки.
Глава 3.Экспериментальное исследование
3.1. Содержание и ход эксперимента
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Марфинская СОШ». Испытуемые – ученики 5 «Б» класса, в составе 17 человек. Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Констатирующий этап: на этапе был проведен адаптированный тест «Карта интересов», целью которого является выявление познавательного интереса у школьников на уроках математики. После выполнения этого теста мы проанализировали результаты и выявили уровень познавательного интереса.
Испытуемым предлагается выполнить тест, состоящий из 2 частей. В тест включены вопросы разных типов. Время выполнения теста ограничено- 15 минут. Результатом выполнения теста считается количество баллов, за вопросы.
Информация о работе Сочетание принципов историзма, занимательности и воспитания на уроках математики