Становление современной математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 12:22, реферат

Краткое описание

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года поставила перед образовательной школой ряд задач, одна из которых — формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности — совокупность сведений о деятельности, которая включает описание предмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

1 ш группа.docx

— 41.14 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет»

Кызылский педагогический колледж

 

 

Реферат:

 

Становление современной математики

 

 

 

 

 

 

Студента 1 курса «ш» группы КПК

Долгар О.В

Научный руководитель

Оюн О.М

 

 

 

 

 

 

Кызыл 2014

 

 

Введение

Джон Равен пишет: «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и социального, должна это учитывать. <…> Те, кто заинтересован в развитии компетентности, обязаны помочь людям задуматься о том, как должны функционировать организации и как они функционируют на самом деле, задуматься о своей роли и о роли других людей в обществе». 

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года поставила перед образовательной школой ряд задач, одна из которых — формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности — совокупность сведений о деятельности, которая включает описание предмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности. 

Таким образом, в настоящее время всё более актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании. Современный заказ общества на образовательные услуги претерпевает множество изменений. Одним из таких изменений является требование к реализации компетентностного подхода в процессе обучения — т.е. от педагогов требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни. Естественно, что реализовываться данный подход должен на всех ступенях школьного образования.

В связи с этим уместен вопрос «Существует ли и реализуется ли компетентностный подход в современной  школе?» — данный вопрос встал передо мной при изучении психологической, дидактической и методической литературы. Я решила найти ответ на этот вопрос на конкретном уровне — уровне уроков математики.

В ходе работы я поставила перед собой цель — найти и выделить приёмы работы на уроках математики, которые способствовали бы реализации компетентностного подхода.

Для решения изложенной проблемы и реализации поставленной цели я выдвинула перед собой следующие задачи: 

  • изучить психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме исследования;
  • найти и обозначить критерии компетентностного подхода на предметном уровне — уровне урока математики;
  • выделить приёмы реализации компетентностного подхода на уроках математики;
  • реализовать выделенные приёмы.
  1. Реализация компетентностного подхода

2.1 Теоретическое  обоснование компетентностного подхода в школе

Природа компетентностного подхода

Компетентностное образование — очень противоречивая тема, которая на сегодняшний день остается недостаточно исследованной.

Само понятие возникло в США в процессе изучения опыта работы выдающихся учителей, стало результатом многочисленных попыток проанализировать его, разработать концептуальную основу. Таким образом, теория компетентностного образования основана на опыте, исходит из лучшего опыта. Не всякому термину уготована участь быть многозначным. «Компетентность» — один из этих немногих. Что он определяет с «точностью, которая никогда не бывает лишней», в современном научно-педагогическом пространстве, сказать трудно. Каждый вкладывает в него свое собственное понимание. Несмотря на некоторые разногласия в подходах, специалисты США определяют три основных компонента в компетентностном образовании. Это знания, умения и ценности.

«Компетенция» — этот термин употребляется в совершенно разных смысловых контекстах, зачастую противоположных. Причем нередко это делает один и тот же автор. В случае со словом «компетенция» складывается ощущение, что ведется обсуждение термина, у которого нет реальности! Термин уже есть, а реальность еще нужно найти! И причина этого проста: термин «компетенция» появился в инструктивных указаниях министерства как модное иностранное слово, а не как попытка обозначить некую объективно существующую и требующую осмысления педагогическую проблему.

Доманский Евгений Витальевич обратил внимание на тот факт, что разрабатываемые в России понятия компетенций имеют не только внешнюю схожесть с европейскими, но и существенное различие в их содержательной части. Природа расхождений на его взгляд имеет восточные тенденции, с их традициями и стремлением к созерцательности, развитию интуиции, познания себя.

В связи с такими наблюдениями, можно предложить некоторые российские авторские определения и разграничения понятий «компетенция» и «компетентность».

По мнению С.Е. Шишова и В.А. Кальнея, компетентность — это способность (умение) действовать на основе полученных знаний. В отличие от ЗУНов (предполагающих действие по аналогии с образцом) компетентность предполагает опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний. Представление о компетенции меняет мышление, об оценке и квалификации. Важно не наличие у индивида внутренней организации чего-то, а возможность использования того, что есть.

Понятие «компетенция» авторами выделяется через термин «умение»: «Умение — это действие в специфической ситуации. Умения представляются как компетенция в действии. Компетенция — это то, что порождает умение».

Хуторской А.В. отличает часто синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность»: компетенция — совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Так же Андрей Викторович выделяет как отдельную структуру образовательную компетенцию, определяя её как совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Он подчёркивает, что следует отличать просто «компетенцию» от «образовательной компетенции».

Доктор педагогических наук Исаак Фрумин пишет: «Самое глупое, чем можно было бы сейчас заняться, — начать обсуждать определение компетентности, искать разницу между компетентностью и компетенцией, рыскать по словарям и добиваться максимальной строгости. Нас интересуют рабочие представления, с которыми можно начинать разумно обновлять содержание образования. И на этом этапе дискуссий я предложил бы ограничиться рабочим представлением о компетентностях как о способностях (наличие возможности) решать сложные реальные задачи». В то же время, он отмечает, что в результате многочисленных дискуссий деятелей образования компетентность сводится к типу образовательного результата, не сводимому к простой комбинации сведений и навыков и ориентированному на решение реальных задач.

Таким образом, видно как противоречиво понимание авторами природы компетентностного подхода, противоречива сама его суть, противоречивы определения его компонентов и составляющих.

Содержание ключевых образовательных компетенций        

Проанализировав все выше сказанное, можно сделать следующие выводы:

  • Суть компетентностного подхода заключается в практической направленности;
  • Под компетентностным подходом в образовании можно понимать интегрированную целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовать на практике свою компетентность, а также мотивационно – волевая сфера личности;
  • Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни;
  • Особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств.

На основе полученного определения компетентностного подхода в образовании можно сформулировать ключевые образовательные компетентности, каждая из которых основывается на приобретенных знаниях, умениях, навыках и опыте, на развитии мотивационной и эмоционально – волевой сферы личности, на развитии ценностной сферы личности.

    • Общая или универсальная компетентность - способность человека мобилизовать в ходе деятельности приобретенные знания, умения и навыки, а также использовать их в практической деятельности;
    • Социальная компетентность – способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, проявление сопряженности личных интересов с потребностями других, толерантность к разным религиям и людям;
    • Коммуникативная компетентность – владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования;
    • Социально – информационная компетентность – владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой средствами массовой информации;
    • Когнитивная или персональная компетентность – готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;
    • Межкультурные компетентности;
    • Компетентность в сфере самостоятельной и познавательной деятельности;
    • Социальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда. 
    1. Реализация компетентностного подхода на уроках математики  

В настоящее время одной из главных задач образования является развитие компетенций учащихся. Главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы».

Слова “компетентностный подход” с течением времени все более привычны для учителя. Но от этого, увы, не становятся более понятными. Должны ли педагоги предлагать компетентности вместо ЗУНов? Или вместе с ЗУНами? И вообще хорошо бы, наконец, понять, что это такое. И каким образом компетентностный подход можно применять в условиях классно-урочной системы, которую пока еще никто не отменял.

По мнению А.В. Хуторского, образовательные компетенции – совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладевать набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.    

 Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.   

 Еще недавно решить  эти задачи не представлялось  возможным в силу отсутствия  реальных условий для их выполнения  при традиционном подходе к  образованию, традиционных средствах  обучения в большей степени  ориентированных на классно-урочную  систему занятий. В настоящее  время такие условия создаются  в разных школах с разной  степенью успешности.

Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, это возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс.        

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий  ее компетентности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата» (Б.И. Додонов).

Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что «интерес» (по И. Герберту) - это синоним учебной мотивации. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Информация о работе Становление современной математики