Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 18:33, курсовая работа
Цель исследования:
– исследование методики обучения табличному умножению и делению;
– формирование навыков табличного умножения и деления у учащихся младших классов;
– использование метода развивающего обучения при изучении табличного умножения и деления.
Цель: закрепить знание таблиц умножения и деления
Задачи:
– совершенствовать вычислительные навыки (сложение и вычитание в пределах 100, табличное умножение и деление), умение решать задачи, выражения;
– развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать; развивать память, логическое мышление учащихся;
– совершенствовать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
– воспитывать активность, ответственность, самостоятельность.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи.
2.1 Задания на развитие внимания.
На доске и на столе у детей двуцветная картинка с числами:
Что интересного в записанных числах? (Записаны разными цветами: все «красные» числа – четные, а «синие» – нечетные.)
Какое число лишнее? (10 – круглое, а остальные нет; 10 – двузначное, а остальные однозначные; 5 – повторяется два раза, а остальные – по одному.)
– Закрою число 10. Есть ли лишнее среди остальных чисел? (3 – у него нет пары до 10. а у остальных есть.)
Найдите сумму всех «красных» чисел и запишите ее в красном квадрате. (30.)
Найдите сумму всех «синих» чисел и запишите ее в синем квадрате. (23.)
На сколько 30 больше, чем 23? (На 7.)
На сколько 23 меньше, чем 30? (Тоже на 7.)
Каким действием искали? (Вычитанием.)
2.2 Задания на развитие памяти и речи. Актуализация знаний
– Повторите по порядку слова, которые я назову: слагаемое, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность. (Дети пытаются воспроизвести порядок слов.)
Компоненты каких действий назвали? (Сложение и вычитание.)
С каким новым действием мы познакомились? (Умножение.)
Назовите компоненты умножения. (Множитель, множитель, про изведение.)
Что обозначает первый множитель? (Равные слагаемые в сумме.)
Что обозначает второй множитель? (Число таких слагаемых.)
Запишите определение умножения. (а + а + ... + а = а * n)
n раз
– Рассмотрите записи. Какое задание будете выполнять?
12 + 12 + 12 + 12 + 12 33 + 33 + 33 + 33 а + а + а
(Заменить сумму произведением.)
– Что получится? (В первом выражении 5 слагаемых, каждый из которых равен 12. поэтому оно равно 12 × 5. Аналогично – 33 × 4. а × 3)
– Назовите обратную операцию. (Заменить произведение суммой.)
– Замените произведение суммой в выражениях:
99 × 2, 8 × 4. b × 3. (99 + 99. 8 + 8 + 8 + 8, b + b + b.)
– На доске записаны равенства: 81 + 81 = 81 × 2 21 × 3 = 21 + 22 + 23
44 + 44 + 44 + 44 = 44 + 4 17 + 17 – 17 + 17 – 17 = 17 × 5
Учитель рядом с каждым равенством помещает картинки соответственно цыпленка, слоненка, лягушонка и мышонка.
– Зверюшки лесной школы выполняли задание. Правильно ли они его выполнили?
Дети устанавливают, что слоненок, лягушонок и мышонок ошиблись, объясняют, в чем их ошибки.
– Сравните выражения:
8 × 5...5 × 8 34 * 9...31 * 2
5 × 6...3 × 6 а × 3...а × 2 + а
(8 × 5 = 5 × 8. так как от перестановки слагаемых сумма не изменяется; 5 × 6 > 3 × 6, так как слева и справа по 6 слагаемых, но слева слагаемые больше: 34 × 9 > 31 × 2. так как слева слагаемых больше и сами слагаемые больше: а × 3 = а × 2 + а. так как слева и справа по 3 слагаемых, равных а.)
– Какое свойство умножения использовали в первом примере? (Переместительное.)
Физкультминутка.
Закрепление.
– Сегодня в гости к нам придет один герой, а как его зовут вы узнаете, расшифровав запись:
[Р] (18 + 2) - 8 [О] (42 + 9) + 8
[А] 14 – (4 + 3) [Н] 48 + 26 – 26
[Ф] 9 + (6 + 1) [Т] 15 + 23 – 15
16
59
12
23
12
7
48
У каждого ученика – карточка с заданием. Дети самостоятельно выполняют вычисления и расшифровывают запись:
16 Ф
59 О
12 Р
23 Т
12 Р
7 А
48 Н
– К кому же мы приглашены в гости? (К Фортрану.)
– Профессор Фортран – знаток компьютеров. Отправляемся к нему в гости.
– Нас встречает профессор Фортран со своими учениками. Его лучшая ученица – гусеница – приготовила для вас задание: «Я задумала число, вычла из него 7, прибавила 15, потом прибавила 4 и получила 45. Какое число я задумала?»
– 7 +15 +4
– Обратные операции надо делать в обратном порядке:
45 – 4 – 15 + 7 = 31.
– А сам профессор Фортран предложил нам поиграть в игру «Вычислительные машины».
Таблица в тетрадях у учеников. Они самостоятельно выполняют вычисления и заполняют таблицу. Выигрывают первые 5 человек, которые справляются с заданием правильно.
Гусеница предложила решить еще несколько заданий на карточках для самостоятельного выполнения на отдельных листках. После его выполнения сдаем
1. Запиши числа в виде произведения с множителем 2 (двумя способами):
8 = 4 × 2 = 2 × 4 6 = ? × ? = ? × ?
12 = ? × ? = ? × ? 18 = ? × ? = ? × ?
16 = ? × ? = ? × ? 14 = ? × ? =? × ?
10 = ? × ? = ? × ? 2 = ? × ? = ? × ?
2. Ластик стоит x руб. Сколько стоят 2 ластика? Составь выражение и найди его значение для x = 4, x = 9.
3. Реши уравнения:
18 : х = 3 12 : у = 4
– Кто решил задания кладет их на край стола и после урока сдаем их.
Итог урока.
– Фортран говорит вам спасибо за хорошую работу на уроке. Ему очень понравилось у нас, и он сказал, что снова придет к вам с новыми заданиями.