Формы индивидуальной учебной деятельности на уроке математики в базовой школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение индивидуальных форм работы на уроках математики и выявление их влияния на развитие личности ребёнка, на усвоение им математических знаний и умений, на классный коллектив в целом.
В соответствии с целью исследования были определены следующие основные задачи: На основе анализа литературы по данной проблеме раскрыть сущность индивидуальной формы организации работы на уроках математики в базовой школе, указать достоинства и недостатки. Определить значение индивидуальной формы работы, остановиться на особенностях, подчеркнув отрицательные и положительные моменты. Разработать учебные материалы и провести экспериментальное исследование на уроках различных типов и на определённых его этапах.

Содержание

введение 4
Глава 1. Теоретические основы организации индивидуаль-ной формы учебной деятельности при обучении математике в базовой школе 7
1.1 Основные формы организации индивидуальной учебной деятельности при обучении математике в базовой школе 7
1.2 Индивидуальная форма организации учебного процесса 10
1.3 Групповая форма организации обучения 16
Глава 2. Использование индивидуальных форм обучения при обучении математике в базовой школе 23
2.1 Констатирующий эксперимент 23
2.1.1. Характеристика экспериментального класса 23
2.1.2. Выявление уровня математических знаний 28
учащихся 28
2.2. Обучающий эксперимент 40
2.3. Результаты экспериментального исследования 53
2.4 Разработка фрагментов уроков математики с использованием индивидуальной учебной деятельности для учащихся 7 – 11 классов 54
2.5 Анализ опытного преподавания 58
Заключение 64
Список использованной литературы 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 69

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная Дичковская оконч..docx

— 347.48 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

введение 4

Глава 1. Теоретические основы  организации   индивидуаль-ной формы учебной деятельности при обучении математике в базовой школе 7

1.1 Основные формы организации индивидуальной учебной деятельности при обучении математике в базовой школе 7

1.2 Индивидуальная форма организации учебного процесса 10

1.3 Групповая форма организации обучения 16

Глава 2. Использование индивидуальных форм обучения при обучении математике в базовой школе 23

2.1 Констатирующий эксперимент 23

2.1.1. Характеристика экспериментального класса 23

2.1.2. Выявление уровня математических знаний 28

учащихся 28

2.2. Обучающий эксперимент 40

2.3. Результаты экспериментального исследования 53

2.4 Разработка фрагментов уроков математики с использованием индивидуальной учебной деятельности для учащихся 7 – 11 классов 54

2.5 Анализ опытного преподавания 58

Заключение 64

Список использованной литературы 66

ПРИЛОЖЕНИЕ 69

 

 

 

 

введение

 

Усиление влияния математики на развитие науки и производства, расширение сферы применения математических знаний и умений, процесс математизации  основных областей человеческой деятельности усиливает значение математического  образования.

Прогресс во всех сферах общественной жизни идёт большими темпами, и это требует от современного человека умения теоретически мыслить, самостоятельно ставить и решать принципиально новые задачи, ориентироваться  в огромном потоке научной информации, приспосабливаться к постоянно  меняющимся условиям труда.

Для того чтобы интерес  к учению не пропал, чтобы ученики  хотели, а главное умели получать знания, необходимо активизировать деятельность самих учащихся на уроке. Учебный  процесс должен строиться так, чтобы  ученики сами получали знания, а  учитель являлся бы организатором  этой деятельности. Учитель должен применять различные формы организации  деятельности, варианты их оптимального сочетания. Включая учеников в активную учебную работу, используя при  этом разнообразные формы, методы, учителя  значительно расширяют  возможности  урока.

Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное  внимание к каждому ученику, его  творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы. Говоря об индивидуальном подходе, следует отметить, что он динамичен. Динамичность состоит  в учёте индивидуальных особенностей, склонностей и интересов на различных  этапах обучения.

Индивидуальный подход предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий  для повышения качества обучения и развития каждого ученика. В  наибольшей степени этой цели отвечает индивидуальная форма организации  обучения. В настоящее время она  достаточно быстро внедряется в практику работы школы, Препятствием для широкого внедрения индивидуальной деятельности в учебный процесс является главным образом то, что необходима тщательная и большая предварительная работа по её организации. Однако учителя, осуществляющие такую деятельность, на своём опыте убеждаются в эффективности этой формы работы, в её влиянии на все стороны личности ребёнка, а главное – на активное и сознательное усвоение знаний.

Этой проблемой занимаются такие педагоги математики, как М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Ф.А. Хабиб, Г.Ф. Суворова, А.И. Попова, В.К. Дьяченко Границкая А.С. и др. Успех и эффективность реализации индивидуальной формы работы в базовой школе, по мнению учёных, во многом зависит от их организации. При этом особая роль принадлежит учителю, который должен тщательно продумать методику их осуществления.

Особое значение уделяется  сочетанию различных форм организации  учебного процесса, их влиянию на усвоение детьми теоретических и   практических умений и навыков, применяемых в  математике.Актуальность данной проблемы, необходимость её практической разработки и определила выбор темы исследования.

Объектом нашего исследования является процесс обучения математике в базовой школе.

Предмет исследования - индивидуальные формы обучения математике в базовой школе.

Цель исследования - изучение индивидуальных форм работы на уроках математики и выявление их влияния на развитие личности ребёнка, на усвоение им математических знаний и умений, на классный коллектив в целом.

В соответствии с целью  исследования были определены следующие  основные задачи:

  1. На основе анализа литературы по данной проблеме раскрыть сущность индивидуальной формы организации работы на уроках математики в базовой школе, указать достоинства и недостатки.                                 
  2. Определить значение индивидуальной формы работы, остановиться на особенностях, подчеркнув отрицательные и положительные моменты.
  3. Разработать учебные материалы и провести экспериментальное исследование на уроках различных типов и на определённых его этапах.
  4. В ходе экспериментальной работы провести уроки, на которых используются в различных сочетаниях формы индивидуального обучения.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • анализ педагогической и методической литературы;
  • наблюдение за учебным процессом;
  • анкетирование;
  • педагогический эксперимент;
  • Базой исследования являлся 10 “а” класс средней школы №1 г. Микашевичи.

 

Глава 1. Теоретическиеосновыорганизации индивидуальной формы учебной деятельности при  обучении математике в базовой школе

 

1.1 Основные формы  организации индивидуальной учебной  деятельности при обучении математике  в базовой школе

 

Наш традиционный учебно-воспитательный процесс, безусловно, имеет право  на существование, он отработан и  во многом решает задачу обеспечения  хорошего уровня образования, но он характеризуется  рядом противоречий. К ним относятся  противоречия между фронтальными методами обучения и индивидуальными формами  и темпом учения, в основном, информационной функцией учителя и деятельностным характером учения. В связи с этим возникает необходимость в применении новых технологий обучения математике с использованием методики педагогики сотрудничества.

Технологию педагогики сотрудничества разработал профессор  А.В. Ефремов. Под педагогикой сотрудничества понимается составная часть общей  педагогики, позволяющая организовать учебный процесс, способствующий целостному представлению об изучаемом предмете и сочетающий в себе деятельность обучаемых и учителей. Педагогика сотрудничества – это сближение  основ наук с методами обучения, она побуждает учащегося к  творчеству, помогает усвоению знаний учащимся вместе со всеми учащимися. К основным принципам педагогики сотрудничества относят: непременное  сочетание индивидуальной деятельности обучающегося с парной, групповой  и фронтальной деятельностью  учащихся [1].

Основной организационной  формой массового обучения математике в современной школе всегда был  и остается урок, имеющий немало педагогических достоинств. Специфичность  науки выделяет урок математики из всей системы уроков, которая предлагается в современном школьном учебно-воспитательном процессе. Урок математики обладает целым рядом специфичных особенностей. Для него характерны и являются существенными следующие признаки [2, c.133]:

  • содержание урока математики не является автономным, оно разворачивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для освоения новых знаний, что связано со строгой логикой построения курса математики;
  • в процессе овладения системой математических знаний уделяется внимание развитию у учащихся логического мышления, умений рассуждать и доказывать;
  • при обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на уроке главное в изученном материале, поскольку без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека;
  • в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин;
  • в процессе обучения математике теоретический материал осознается и усваивается в процессе решения задач, потому на уроках математики теория чаще всего не изучается в отрыве от практики.

В базовой школе сложились три основные формы учебной работы на уроке: индивидуальная, фронтальная (общеклассная), групповая.

С целью оптимальной  занятости учащихся на уроке используются индивидуальные формы занятий. Индивидуальная форма учебной работы на уроке  характеризуется высоким уровнем  самостоятельности учащихся. Её преимущества состоят в том, что обучение в  максимальной степени соответствует  уровню развития, способностям и познавательным возможностям каждого ученика. Индивидуальная форма работы наиболее целесообразна  при выполнении различных упражнений и решении задач. Она успешно  применяется при программированном  обучении, а также с целью углубления знаний и восполнения, имеющихся  у учащихся пробелов в изучении материала, при формировании умений и навыков. Успех индивидуальной работы определяется правильным подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своеобразной помощи в разрешении возникающих у учащихся затруднений.

Фронтальной работе уделяется  в дидактике большое внимание. Необходимость таких занятий  обуславливается едиными учебными программами, обязательными для  изучения всеми учащимися, и развитием  индивидуальных способностей и дарований, учащихся класса. При фронтальной  работе ученик проявляет себя как  личность, демонстрирует свои знания, эрудицию, память, желание и умение трудиться в коллективе. Учитель  при этом ставит перед учащимися  одну или несколько общих, единых задач. В процессе их решения учитель  имеет возможность наблюдать  и оценивать общий настрой  учащихся в работе, их отношение  к изучаемому материалу и взаимоотношения  друг с другом [5, c.68].

Однако эта форма работы имеет и свои слабые стороны, так  как она в определенной степени  усредняет задания по объему и  рассчитана на единый темп работы. Наиболее страдают при этом учащиеся, выполняющие  задания значительно быстрее  остальных (остается время), а также  те, кто работает в замедленном  темпе (у них создается нравственный дискомфорт). Не всегда на пользу фронтальная  работа и учащимся, которые не хотят  напрягать свои умственные усилия и  пользуются готовыми, прокомментированными решениями, сделанными товарищами по классу. Фронтальная работа при неудачной  ее организации, создает видимость  коллективного труда хотя и силами части учащихся, а не всеми учениками  класса. Все это показывает, что  необходимо сочетание фронтальной  работы с другими формами (индивидуальной и групповой) на различных этапах разных типов уроков. Поскольку в  условиях большой наполняемости  классов общеклассная работа применяется широко, необходимо искать пути ее дальнейшего совершенствования, например при одном и том же задании классу помощь при его выполнении оказывать различную, привлекать к этому учеников-консультантов и т.д.

Таким образом, основной формой индивидуальной работы является правильный подбор дифференцированных заданий, систематический контроль учителя за их выполнением, оказание своеобразной помощи в разрешении возникающих у учащихся затруднений.

1.2 Индивидуальная форма  организации учебного процесса

 

В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации  выполнения заданий: индивидуальную и  индивидуализированную.

индивидуальная



 

индивидуальная


индивидуализированная



 

 

 

Рисунок 1.1

Первая характеризуется  тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе, вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий [20, c.162].

Именно она позволяет  регулировать темп продвижения в  учении каждого школьника сообразно  его подготовке возможностям. Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, энциклопедии, и т.д.); построение чертежей, написание рефератов, докладов; выполнение тестов и т.д.

Таким образом, индивидуальная форма позволяют при меньшей  затрате времени значительно  увеличить объем эффективной  самостоятельной работы. Однако этого  недостаточно. Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причём для слабоуспевающих  учеников разноуровневость должна проявляться не столько в разноуровневых заданиях, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они работали правильными приёмами, даёт советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие ученики не справляются с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и дать всему классу дополнительное разъяснение.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных  дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для  формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и  повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским  методом и т.д [20, c.145].

Информация о работе Формы индивидуальной учебной деятельности на уроке математики в базовой школе