Формы работы на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 02:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение возможности осуществления фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы на уроках математики в начальных классах и выявление их влияния на развитие личности ребёнка, на усвоение им математических знаний и умений, на классный коллектив в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава I. Теоретические основы использования различных форм
организации обучения …………………………………………………..….7
1.1. Сущность и виды организационных форм обучения…………….....7
1.2. Фронтальная форма организации обучения…………………..…….10
1.3. Индивидуальная форма организации обучения………………..…...14
1.4. Групповая форма организации обучения..….…………………...….20
1.5. Сочетание форм организации обучения………………………….....25
Глава II. Использование различных организационных форм при
обучении математике в 3 классе…………………………………………..29
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………….……......29
2.1.1. Характеристика экспериментального класса …………...…….29
2.1.2. Выявление уровня математических знаний учащихся...….….33
2.2. Обучающий эксперимент……………….………………..……….….40
2.3. Результаты экспериментального исследования…………………….56
Заключение……………………………………………………………………...59
Список использованной литературы…………………………………………..61

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная Талерчик3.doc

— 742.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 4

 
 
 
 
 
 
 
 

    Также ученикам данного класса была предложена методика «Необязательное домашнее задание».

    С помощью неё мы определяли степень устойчивости интереса к математическим заданиям.

    В конце обычного предметного урока  учащимся задаётся домашнее задание, состоящее из стандартных заданий, целью которых является закрепление изучаемой темы, и двух заданий нестандартного типа.

    Пример  нестандартного задания:

    1. Тест «Проверь себя» 

      Условие Соответствующий знак
      1.  Увеличить на…  
      2.  Умножить на …  
      3.  Найти сумму чисел  
      4.  Найти разность  
      5.  Найти произведение  
      6.  Найти частное  
      7.  Увеличить в … раз  
      8.  Уменьшить в … раз  
      9.  На… больше   
      10.В  … раз больше  
      11.на  меньше …  
      12.В  раз … меньше  
 

2. Задача:

    Лена  спросила Веру: «Сколько лет твоей сестре?» - «А вот догадайся сама, - ответила Вера. – Если сложишь наибольшее однозначное число с наименьшим однозначным числом, то ты узнаешь возраст моей сестры». Лена догадалась. А Вы догадались? (Ответ: 11 лет)

    Мы  делали оговорку о том, что дополнительное задание можно не выполнять, оно не оценивается, но можно и выполнить, ведь это интересно.

    Нас интересует результат деятельности учащихся, осуществление ими свободного выбора. Проанализируем данные, отражённые в таблице 5.

    Таблица 5 

    Осуществление выбора Количество  учащихся
    В абсолютных числах В процентах (%)
    В пользу выполнения задания 11 55
    Не  в пользу задания 9 45

      

    Как видим, большая часть класса осуществила  свой выбор в пользу выполнения задания. Это говорит о том, что у  этой группы учащихся интерес к математическим заданием устойчивый. К ним относятся: Лашкевич Ф., Тарантук П., Старовойтова А., Пиньчук К., Паршнёв А., Лисовский К., Козлова И., Каблукова С., Алексейчикова Е., Анекеева И., Шакун К.  

    Методика  «Интересное после уроков» 

    Цель: определить степень устойчивости интереса к математическим заданиям.

    В один из учебных дней в конце последнего урока мы предложили учащимся задержаться, сказав: «А теперь – интересное после уроков … Кто желает принять участие в нашем сборе, может остаться, кто не желает – может идти домой». Другой, более подробной информации учащим сообщено не было. Они не знали, что это будет за сбор.

    После осуществления выбора учащиеся были разделены нами на 2 группы. Это деление отражено в таблице 6.

Таблица 6 

    Осуществление выбора Количество  учащихся
    В абсолютных числах В процентах (%)
    Остались  после уроков 15 75
    Не  остались после уроков 5 25
 

    Далее учащиеся, оставшиеся в классе, были предупреждены о том, что они  могут уйти в любой момент (когда  им станет не интересно либо по какой-нибудь другой причине). Затем детям был предложен занимательный материал по математике.

    На  протяжении 30 минут учащимся предлагались занимательные задания, следующего содержания:

    1. На доске написаны числа, которым сопоставлены буквы:

    4   6   7   9   15  18  21  27  35  39  42  45  56  69 70

    Б  О  М  А   Д   Л   Е    Р    Н   Т    Ь   К   Ш  Ы  Е

    1  этап выполнения – обвести  последовательно в кружок чётные  числа и выписать соответствующие  буквы, должно получиться слово;

    2 этап выполнения – обвести последовательно в кружок нечётные числа и выписать соответствующие буквы, должно получиться слово.

    («Больше», «Меньше»).

    2. Игра «Кто смекалистей»

       Вставьте пропущенные буквы и  цифры

        3      Д      7    ?  ?

                                              В       5      Ё    ?  ?

    (Числа  увеличиваются на 2, поэтому дальше идут числа 9 и 11, причём 9 надо записать внизу, а 11 вверху через один вопрос. Буква В – третья в алфавите, Д – пятая, Ё – седьмая, следовательно вверху вместо первого вопроса – девятая буква З, внизу после первого вопросика  одиннадцатая буква – Й).

    3. а) Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы  равную сумму.

        б)  Одной линией разделите циферблат на две части так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы равную сумму.

         в)   Двумя линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы равную сумму. 

    После выполнения первого задания две ученицы ушли домой. Осталось 13 человек. При решении второго задания ушли ещё 5 человек. Выделилось 8 ребят, которые остались и решали все задания до конца. Задания были выполнены в течение 45 минут.

    После выполнения был задан вопрос: понравились  вам задания или нет. Отвечали, что понравились своей занимательностью. Особо трудным для них явилось второе задание.

    Подводя итоги данной методики, можно сделать  вывод, что устойчивость интереса к математическим заданиям проявилась у 75% учащихся, достигли же определённого результата 8 человек, что составляет 40%. Не проявился интерес к подобному виду заданий у 25% учащихся.

    Анализируя  данные всех проведённых нами методик  и теста, можно сделать общий вывод. Класс условно разделён на три группы: дети с высоким, со средним и низким уровнем математических знаний и соответствующим интересом к занятиям математикой. Отобразим полученные данные в таблице 7. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 7 

    Высокий уровень математических знаний Средний уровень математических знаний Низкий  уровень математических знаний
    Каблукова С. Алексейчикова Е. Андрусевич  Е.
    Козлова И. Анекеева И. Дорофеев М.
    Пиньчук К. Болотникова Н. Ладонько С.
    Старовойтова  А. Ерофеева В. Полежаева О.
      Лашкевич Ф.  
      Лисовский К.  
      Поршнёв А.  
      Рекиш Н.  
      Тарантук П.  
      Черток Н.  
      Шакун К.  
      Янкевич Г.  
 

    Следует заметить, что данные группы условны, так как могут изменяться в  процессе усвоения детьми учебного материала. 
 

    2.2. Обучающий эксперимент 

    На  этом этапе экспериментального исследования нами был разработан ряд уроков заданий с использованием различных форм организации обучения и их сочетания, которые применялись на различных этапах урока на протяжении изучения учениками темы «Четырёхзначные числа», при закреплении знаний умений и навыков по теме «Деление трёхзначного числа на однозначное».

    Эти темы были выбраны нами по следующим причинам:

    - работа по данным темам осуществляется довольно длительное время и поэтому возможность проверить, повторить и закрепить знания, умения и навыки учащихся на различных этапах урока изучения этих тем;

     - эти темы являются очень важными для третьего класса, а также для последующих классов, где они постепенно дополняются и расширяются.

    Кроме целей экспериментального обучения нами решались и обучающие цели:  контроль знаний и умений учащихся, дальнейшая работа по предупреждению и исправлению ошибок, восполнение пробелов в знаниях учеников, определение прогресса каждого ученика.

    В соответствии с целями экспериментального исследования нами были определены следующие задачи:

    1. Выявление наиболее эффективных  для данного класса видов работы и форм их организации на различных этапах урока.

    2. Разработка различных видов заданий  в соответствии с учебно-математическими  способностями учеников.

    3.  Применение различных форм организации  и контроля за выполнением предложенных заданий.

    Для решения поставленных задач мы провели  ряд работ по предложенным выше темам. При работе мы учитывали различный уровень знаний учеников, который мы выделили в ходе констатирующего эксперимента, чтобы дать каждому учащемуся посильную работу, заинтересовать в ней детей.

    Большое место мы отводили контролю за результатом работы, так как систематический, постоянный контроль – важный этап в эффективном использовании различных форм организации обучения на уроке. Именно он позволяет изменять характер и формы проводимой работы. В ходе контроля мы определяли успехи каждого ученика в усвоении темы, а также  пробелы в знаниях, умениях и навыках.

    Для экспериментального исследования были выбраны следующие типы уроков: (классификация  Г.Н. Приступы [16, с. 53-58]).

  1. урок – объяснение;
  2. урок закрепление знаний;
  3. урок – повторение;
  4. урок – обобщение материала и совершенствования умений и навыков.
 

Фронтальная работа в сочетании  с индивидуальной

  с использованием  перфокарт

(фрагмент  урока)

Тема: Тонна. Отношение 1000 кг = 1 т.

Цель: ввести единицу измерения массы – тонну; ввести отношение 1000 кг = 1т; повторить соотношение между скоростью, временем и расстоянием; решать задачи на движение.

Информация о работе Формы работы на уроках математики