Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:53, реферат
Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что стресс и депрессия являются причиной нарушения не только психической деятельности человека или ряда болезней внутренних органов, но и могут спровоцировать практически любое заболевание. Целью данной работы является выявление причин возникновения стресса и депрессии, изучение влияния этих состояний на здоровье человека и рассмотрение способов их преодоления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятия «стресс» и «депрессия»;
- установить причины их возникновения;
Введение………………………………………………………………3 – 4
Часть 1 Стресс………………………………………………………...5 – 16
1. 1. Понятие о стрессе……………………………………………….5 - 8
1. 2. Факторы, вызывающие стресс………………………………….8 - 10
1. 3. Влияние стресса на организм человека……………………….10
1. 3. 1. Влияние стресса на психику человека……………………...10 - 11
1.3. 2. Влияние стресса на физиологическое здоровье человека…..12 – 14
1. 4. Способы преодоления стресса…………………………………14 - 16
Часть 2 Дипрессия……………………………………………………..16 – 27
2. 1. Понятие о дипрессии……………………………………………..16 – 17
2. 2. Причины возникновения депрессии…………………………….17 - 18
2. 3. Влияние депрессии на здоровье человека……………………...18 – 19
2. 4. Способы преодоления дипрессии………………………………19 - 27
Заключение……………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………….29
Влияние стресса и депрессии на здоровье человека и способы их преодоления
Реферат
План
Введение…………………………………………………………
Часть 1 Стресс………………………………………………………...
1. 1. Понятие о стрессе…………………………………
1. 2. Факторы, вызывающие стресс………………………………….8 - 10
1. 3. Влияние стресса на организм человека……………………….10
1. 3. 1. Влияние стресса
на психику человека……………………...
1.3. 2. Влияние стресса на физиологическое здоровье человека…..12 – 14
1. 4. Способы преодоления стресса…………………………………14 - 16
Часть 2 Дипрессия…………………………………………………….
2. 1. Понятие о дипрессии……………………………
2. 2. Причины возникновения депрессии…………………………….17 - 18
2. 3. Влияние депрессии на здоровье человека……………………...18 – 19
2. 4. Способы преодоления дипрессии………………………………19 - 27
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………….29
Введение
Понятия «стресс» и «депрессия» все более настойчиво и прочно входят в наш обиход. Современная жизнь постоянно сталкивает нас со стрессами и переживаниями. Поэтому в наши дни невозможно быть успешным без умения избегать негативных ситуаций. Стресс и депрессия оказывают пагубное влияние на здоровье человека, как физическое, так и эмоциональное. Ежедневно мы ощущаем проявление стресса в различных формах: начиная от домашних скандалов и заканчивая стрессами на работе. И это действительно важно, ведь влияние стресса на организм человека приводит к снижению активности мозга, и вообще является причиной большого количества различных заболеваний.
Очень часто понятия «стресс» и «депрессия» связаны между собой или являются последовательными состояниями психики человека. Длительное пребывание в состоянии стресса часто приводит к депрессии, т. е. к специфической психической реакции организма человека на жизненные обстоятельства.
Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что стресс и депрессия являются причиной нарушения не только психической деятельности человека или ряда болезней внутренних органов, но и могут спровоцировать практически любое заболевание.
Целью данной работы является выявление причин возникновения стресса и депрессии, изучение влияния этих состояний на здоровье человека и рассмотрение способов их преодоления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятия «стресс» и «депрессия»;
- установить причины их возникновения;
- выявить негативное влияние этих состояний на организм человека;
- рассмотреть способы их преодоления.
В работе были использованы данные периодических изданий («Физкультура и спорт», «Здоровье всех от А до Я», «Будь здоров», «Вопросы психологии», «Справочник секретаря и офис – менеджера»), а также научно – популярная и учебная литература.
Часть 1.
Стресс
1. 1. Понятие о стрессе
Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психологическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой один из видов эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов. (1, С. 175)
Понятие «стресс» (в переводе с английского – напряжение) было предложено канадским врачом и биологом Гансом Селье, который в 1936 году обратил внимание на неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование. Факторы, вызывающие это напряжение, называют стрессорами: они могут быть физическими (воздействие холода, яда, инфекции, боли, усталости, страха) или психическими (конфликтная ситуация в семье, на работе и т. д.) (5, С.35)
По мнению Селье, стресс – это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это – приспособительная реакция. Она протекает в три фазы:
1. Фаза тревоги. В этой фазе осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т. д. У большинства людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности.
2. Фаза резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие факторы среды. Однако если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья фаза.
3. Фаза истощения. Исчерпав свои функциональные резервы на первой и второй фазах, организм начинает осуществлять структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением. (1, С. 175 – 176)
Следует отметить, что не всякое воздействие вызывает стресс. Он возникает лишь тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, то есть стресс неотделим от процесса адаптации. Поэтому стресс не может рассматриваться как отрицательное явление - лишь благодаря ему возможна адаптация.
В зависимости от результатов стресса ученые различают эустресс (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм) и дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом). При аустрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке, имеет тенденцию распространяться и на нерабочее время. Такое накопившееся последствие трудно компенсировать в часы досуга, нужно стараться компенсировать его в рабочее время.
С другой стороны, в зависимости от стрессора можно выделить различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому стрессу. (2, С.80 – 81)
Психический стресс условно делят на два вида: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступательной информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений. Возникновения эмоционального стресса большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т. д., когда человек в течение длительного времени остается один на один со своими переживаниями. С этой точки зрения принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсивный, тормозной и генерализованный. При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения. (1, С.177) При эмоциональном стрессе отмечается рост напряженноси, беспокойства, тревоги. Появляется болезненная мнительность, исчезает ощущение здоровья. Ухудшается сон. Увеличивается потребление лекарств и стимуляторов. Изменяются личностные особенности: аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные – угрюмыми и замкнутыми. Устремления и жизненные цели могут быть оставлены, увлечения заброшены. Возможно как проявление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Ответственность за происходящее такие люди возлагают на окружение. Возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства. (2, С. 83)
1. 2. Факторы, вызывающие стресс
Чтобы свести к минимуму влияние стресса на организм, нужно вести с ним самую активную борьбу. Для начала нужно понять, что послужило раздражающим фактором. Если избавиться от причины, можно устранить и последствия.
По мнению Селье, факторов, вызывающих стресс, бесконечное множество, но их источников только два: стрессоры и стрессовая реактивность.
Стрессовая реактивность – это реакция борьбы или бегства, заключающаяся в увеличении мышечного напряжения, учащении сердцебиения, повышении артериального давления и нервного возбуждения, уменьшении слюноотделения, усилении потоотделения, увеличении содержания глюкозы в сыворотке крови, увеличении секреции соляной кислоты в желудке, изменении волновой активности мозга и частых позывов к мочеиспусканию. Такая реакция готовит человека к быстрым действиям.
Стрессоры – это стимулы, которые могут запустить в действие стрессовую реактивность. По своему происхождению стрессоры бывают биологическими – жара, холод, токсины и т. д., социальными – потеря работы, смерть близкого человека и другие, психологическими – потеря статуса или снижение самооценки, депрессия и другие, и философскими – приобретение цели жизни, использование времени и т. д.
Некоторые стрессоры (например, биологические) требуют немедленного действия в ответ на опасность, чтобы избежать вреда или травмы. Это помогает нам выжить в трудной или неприятной ситуации. При многих других стрессорах естественная реакция борьбы – бегства невозможна или будет не к месту (потеря статуса, работы и т. д.). Такие стрессоры можно назвать символическими. Каждый день мы испытываем давление подобных стрессоров, хотя и не замечаем этого за счет их кажущейся несерьезности. Но попасть под их влияние очень опасно.
Однако независимо от типа стрессора, символического или нет, организм реагирует одинаково: своей готовностью к действию – мгновенным изменением психологического состояния, повышением скорости деятельности и приливом сил.
Чем дольше мы находимся в таком измененном состоянии, тем больше вероятность, что оно обернется для нас болезнью. Значение имеет длительность временного промежутка, в течение которого тот или иной стрессор на нас действует. Именно поэтому повседневные и привычные для нас стрессоры могут быть так губительны для здоровья.
Таким образом, стресс – это комбинация стрессора и стрессовой реактивности, без этих двух компонентов стресса не существует. И чем дольше длится это напряжение, тем скорее возникает дистресс, опасный для здоровья. Если же, наоборот, попытаться разъединить стрессор и стрессовую реактивность, стрессовое напряжение исчезнет, и проблема будет исчерпана. Дело в том, что стрессор способен возбуждать стрессовую реактивность. Но способность – это возможность, которая нам дана, и распоряжаемся мы ею по своему усмотрению. Таким образом, происходящие с человеком события (стрессоры) могут влиять на отношение человека к ним (то есть запускать стрессовую реактивность). Но могут и не влиять – иными словами, реакции борьбы-бегства не произойдет.
Так, один и тот же стрессор может воздействовать на нас по – разному. В одном случае он запускает стрессовую реактивность, в результате чего человек беспокоится, нервничает, переживает и испытывает неприятный стресс. В другом случае ни чего не происходит. Человек, хотя и столкнулся со стрессором, но воспринял его так, что физиологического возбуждения не произошло. Разница – в образе мыслей, которому люди следуют в своем поведении. Кто-то воспринимает неожиданные события с настороженностью, обидой и беспокойством и в результате подвергается хроническому стрессу. А кто-то принимает их легко и потому эмоционально и физически здоров.
Таким образом, мы сами выбираем то, как нам реагировать на стрессоры. Внешние факторы лишь запускают нашу внутреннюю реакцию. (9, С. 63 – 65)
1. 3. Влияние стресса на организм человека
Влияние стресса на организм
может проявляться по-разному. К
примеру, интеллектуальное проявление
стресса может
1. 3. 1. Влияние стресса на психику человека
Влияние стресса на эмоциональное здоровье человека нередко проявляется как общее беспокойство и недовольство жизнью, своим социальным статусом и занимаемой должностью. Сопровождается такой стресс общей раздражительностью, агрессивностью, нетерпимостью к окружающим и приступами необоснованного гнева. Таким образом, стресс может вызвать искаженное воспиятие реальности. Человеку, который попал под влияние стресса, будет казаться, что его преследуют сплошные неудачи, а все окружающие как сговорились, чтобы вывести его из себя. В действительности же ничего такого и нет. Что же произойдет в этом случае? Со временем окружающие действительно станут с негативом относиться к агрессору, а постоянные мысли о неудачах будут притягивать проблемы. Когда находишься под влиянием стресса, очень важно понять, что всё действительно не так плохо, как кажется, что это просто трудный жизненный период. Иначе круг замыкается, и выбраться из него очень сложно.
Следует отдельно отметить, что стресс приводит к проблемам в семейной жизни. Возможно, некоторое время близкие люди смогут понять вечно хмурый вид и резкие замечания в их адрес, однако рано или поздно они просто не выдержат такого отношения. Это приведет к конфликтам, постоянным спорам и обидам. Каждый хочет, чтобы его уважали и ценили, особенно близкие люди. Если человек чувствует, что не справляется со своей раздражительностью и агрессией, необходимо поговорить со своими близкими. Рассказать, что он чувствует и как ему сложно, что дело вовсе не в них, а в нем, попросить их поддержки - это лучшее что он может сделать для сохранения мира и спокойствия в доме.
Информация о работе Влияние стресса и депрессии на здоровье человека и способы их преодоления