Гигиена как наука и область практической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 15:09, лекция

Краткое описание

1. Предмет, цель и основные задачи гигиены и гигиенической практики; некоторые аспекты терминологии в области гигиены.
2. Значение гигиенических знаний в практике врача лечебного профиля (педиатра, стома-толога, провизора, менеджера здравоохранения; вопрос не освещается на медико-профилактическом факультете и при проведении всех видов последипломной подготовки).
3. Общая характеристика основных групп факторов, воздействующих на человека в про-цессе жизнедеятельности; их ранжирование.
4. Виды профилактики; роль отдельных видов профилактики в повышении уровня здоро-вья населения.
5. Законы (постулаты) гигиены; их роль в разработке профилактических мероприятий.
6. Дифференциация гигиены и гигиенической практики на современном этапе их разви-тия.
7. Связь гигиены с другими науками; роль смежных научных дисциплин в обосновании и разработке профилактических мероприятий.
8. Общая методология и методы гигиены.
9. Деонтологические принципы в деятельности врача-гигиениста (для медико-профилактического факультета и для всех видов последипломной подготовки).

Вложенные файлы: 1 файл

Гигиена как наука.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

Основные задачи гигиенической науки:

  1. изучение природных и искусственных (техногенных) факторов среды обитания, социальных условий, оказывающих как неблагоприятное, так и неблагоприятное влияние на здоровье человека;
  2. изучение закономерностей влияния факторов среды обитания и социальных условий на организм человека или популяции;
  3. научное обоснование приоритетных направлений профилактики на основе ранжирования факторов риска в нарушении общественного здоровья (ранжирование – распределение каких-либо факторов, явлений в ряду по их значимости – рангам);
  4. научное обоснование и разработка гигиенических регламентов (мероприятия, рекомендации, нормативы), направленных на максимальное использование положительных факторов среды обитания и устранение или ограничение воздействия неблагоприятных факторов; внедрение регламентов в практику;
  5. разработка краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития санитарно-эпидемиологической ситуации с целью осуществления своевременных превентивных мероприятий.

Основные задачи государственной службы по надзору в сфере обеспечения благополучия человека (гигиенической практики, санитарии):

  1. профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения Российской Федерации;
  2. предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания;
  3. гигиеническое воспитание и образование населения.

Если вторая задача не требует каких-либо пояснений, то по существу первой и третьей задач необходим ряд отступлений. К сожалению, на сегодняшний день несколько искажено представление о значимости профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. Если учитывать третью задачу гигиенической науки, то указанная значимость определяется, прежде всего, тем вкладом, который они вносят в демографические показатели, в частности в смертность населения. Данные санитарной статистики в Российской Федерации убедительно свидетельствуют о том, что приоритетными заболеваниями в формирова-

 

8

нии структуры причин смертности являются массовые неинфекционные заболевания – болезни органов кровообращения, онкологические заболевания и т. д. Между тем, менталитет отдельных руководителей государственных профилактических служб остался на уровне 20-х годов прошлого столетия, когда именно инфекционная патология обусловливала высокие показатели смертности населения. Сегодня положение изменилось, однако, к примеру, отдельные случаи вспышек пищевых отравлений с неопасным клиническим течением, не характеризующихся массовостью, вызывают гиперреакцию, тогда как факт каждодневных смертей от неинфекционных заболеваний проходит мимо. То есть, практическая профилактическая служба не считает, что несет полную ответственность за распространение неинфекционной патологии. Данное положение обусловлено тем, что этиология инфекций, как правило, очевидна, тогда как причины развития неинфекционной патологии не очевидны и требуют глубокого обоснования, для чего в свое время не было в руках гигиенистов достаточного методологического базиса. Сегодня это базис создан и его реализация возложена на социально-гигиенический мониторинг, о сущности которого речь пойдет на одной из последующих лекций.

Как и во многих других областях медицинской науки и практики, в гигиене имеют место значительные сложности в формировании единой терминологии, что затрудняет обмен информацией, вносит затруднение в решение научных и практических задач гигиены. К сожалению, последние годы характеризуются многочисленными неологизмами, что в какой-то мере объясняется тщеславием тех или иных ученых, стремящихся закрепить свое имя в перечне научных дисциплин. В связи с этим, на всех последующих лекциях термиинологии в области каждого освещаемого раздела будет обращено особое внимание. В рамках данной темы приводится расшифровка лишь трех понятий (терминов), которые зачастую ошибочно отождествляются с гигиеной.

Первое понятие (термин) требующий разъяснения – валеология (в переводе – «наука о здоровье»). Предложил данный термин дальневосточный ученый профессор Израиль Ицкович Брехман. То содержание, которое вкладывал ученый в валеологию полностью соответствует тому, что составляло предмет личной гигиены, как одного из важных разделов гигиенической науки и практики. Вместе с тем, справедливо отметить, что развитию данного раздела гигиены специалистами уделялось внимания незаслуженно мало. Считалось, что прерогатива гигиенистов – научное обоснование и реализация профилактических рекомендаций на популяционном уровне. Не отдавалось должное тому логическому факту, что общественное (общепопуляционное) здоровье слагается из здоровья индивидуумов (индивидуального здоровья). Профессор И.И. Брехман, будучи весьма мудрым ученым и человеком, развил соответствующий раздел гигиены, но не удержался от соблазна присвоить этому разделу статус самостоятельной науки – валеологии. Нельзя не согласиться с ученым, что поддержание индивидуального здоровья один из важнейших факторов повышения общественного здоровья, но и нельзя согласиться, что это направление профилактической медицины выходит за рамки гигиены. То есть, гигиенисты сегодня, поддерживающие и осуществляющие мероприятия по повышению уровня индивидуального здоровья, не признают самостоятельного статуса валеологии. Однако нет возражений относительно присвоения разделу гигиены «личная гигиена» наименования «валеология». Итак, валеология - раздел профилактической медицины (гигиены), разрабатывающий и реализующий на практике мероприятия, направленные на повышение уровня индивидуального здоровья.

Значительно распространен в современной литературе термин «санология» (в переводе, также, как и валеология – «наука о здоровье). Термин предложен украинскими учеными-клиницистами, которые вложили в данное понятие следующее: санология - раздел лечебной и профилактической медицины, разрабатывающий и реализующий на практике мероприятия, направленные на повышение защитных сил (резистентности, иммунного статуса) организма больного человека с целью скорейшего его выздоровления. С учетом важности состояния иммунного статуса для поддержания здоровья здоровых, данное определение было

 

9

дополнено и сегодня представляется следующим образом: санология – интегрированный раздел лечебной и профилактической медицины, разрабатывающий и реализующий на практике мероприятия, направленные на повышение защитных сил (резистентности, иммунного статуса) организма здорового и больного человека с целью повышения уровня общественного здоровья.

Вместе с тем, в ряде изданий содержание санологии полностью отождествляется с валеологией (Войтенко В.П. Здоровье здоровых. Введение в санологию. – Киев: Здоров’я, 1991. – 274 с.), что еще раз свидетельствует о значительных проблемах в области терминологии профилактической медицины.

Последние десятилетия характеризуются победным проникновением в научный лексикон термина «экология». Это слово служит основой многочисленным новым терминов, зачастую претендующих на статус нового направления или раздела науки (эндоэкология, экология духа, экология прямой кишки и т. д.). При этом зачастую забывается определение понятия экологии ее «отцом» Геккелем в 1866 году: «Экология – это общая наука об отношениях организмов к окружающей среде…» (экология от греческого oikos дом, место обитания + logos наука). Сегодня экология определяется как наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. В последние годы развивается  важный раздел экологии: экология человека – раздел экологии, изучающий общие закономерности взаимоотношений природы и общества. В рамках экологии человека разрабатываются проблемы медицинской экологии (экологической медицины), которая определяется как интегрированный раздел профилактической и лечебной медицины, изучающий влияние экологических факторов на здоровье человека, и разрабатывающий на этой основе мероприятия, направленные на снижение экологического прессинга (экологической агрессии) с целью повышения уровня здоровья населения.

Следует указать, что проблемы, разрабатываемые сегодня в рамках медицинской экологии, были предметом внимания гигиенистов задолго до появления данного нового понятия. Раздел гигиены, обозначаемый сегодня как медицинская экология, назывался «Гигиена окружающей среды» (академик Г.И. Сидоренко). В связи с указанным, в последующих лекциях понятия медицинская экология и гигиена окружающей среды будут применяться как синонимы.

В последние годы интенсивно развивается такая научная отрасль как безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, в которой изучаются природа опасностей, угрожающих человеку и природно-техногенной среде (сфере), закономерности их проявления, а также вытекающие из них способы обеспечения безопасности.

Выделяют 5 критериев безопасности.

  1. Безопасность профессиональной деятельности (охрана труда).
  2. Безопасность окружающей среды.
  3. Безопасность техносферы (промышленная и пожарная безопасность).
  4. Информационная безопасность.
  5. Безопасность повседневной жизни.

Как видно из определения понятия, безопасность жизнедеятельности включает в себя многие гигиенические аспекты, но не заменяет ее.

Заключая данный вопрос, следует привести незыблемое правило научной этики: при трактовке того или иного нового термина, понятия необходимо всегда вкладывать в них именно то, что вкладывал автор, впервые введший эти термины и понятия в научную лексику.

 

10

2. Значение гигиенических  знаний в практике врача лечебного  профиля (педиатра, стоматолога, провизора, менеджера здравоохранения)

Начиная изучение какой-либо новой учебной дисциплин, каждый должен ассоциировать ее со своей будущей профессиональной деятельностью, то есть, в контексте данной лекции, хорошо представлять значение гигиенических знаний для успешного осуществления профессиональных задач, напрямую не являющихся профилактическими.

Итак, значение гигиенических знаний для деятельности специалистов непрофилактического профиля можно представить в следующих основных аспектах.

Гигиеническое образование и воспитание населения (санитарно-просветительная работа). Данный вид деятельности должен осуществляться главным образом в профилактическом направлении, для чего необходимы достаточно глубокие знания в области профилактической медицины. Причем учить население в процессе данного вида деятельности самолечению, с некоторыми исключениями, значит нарушать важнейший деонтологический принцип «Не навреди». Следует отметить, что

Мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций. Среди причин, обусловливающих развитие внутрибольничных инфекций, в подавляющем числе случаев являются нарушения гигиенического режима лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). То есть, первейшее условие снижения актуальности этих инфекций – устранение или нивелирование неблагоприятных гигиенических факторов внутрибольничной среды. Данное положение будет достаточно подробно развито в цикле лекций «Основы больничной гигиены». Следует подчеркнуть, что основные нарушения санитарно-эпидемиологического режима ЛПУ обусловлены крайне низким уровнем гигиенической подготовки медицинских работников непрофилактического профиля.

Снижение общей и профессиональной заболеваемости персонала ЛПУ. Врачи – это наиболее болеющий контингент среди других профессиональных групп, так как в процессе их деятельности в результате низкого уровня подготовки в вопросах гигиены игнорируются неблагоприятные факторы внутрибольничной и внебольничной среды, приводящие к развитию заболеваний. Повышение уровня здоровья врачей возможно только при знании и эффективном использовании на практике гигиенических принципов профилактики.

Диагностика. Без анализа гигиенических факторов, сопровождающих жизнь пациента, постановка правильного диагноза значительно затруднена. Имеется понятие «гигиеническая диагностика», рассматривающая заболевание с позиций влияния на человека первичных факторов экзогенной или эндогенной среды, обусловливающих развитие этого заболевания, с позиций анализа факторов риска в возникновении той или иной болезни. Именно широкое и мудрое использование принципов гигиенической диагностики позволило великому русскому терапевту Г.А. Захарьину практически безошибочно ставить диагноз заболевания без наличия тех диагностических возможностей, которыми располагает современная медицины. В данном плане врачам лечебного профиля следует самое серьезное внимание уделять той части истории болезни, которая определяется как «Анамнез». Именно в рамках анамнеза можно достаточно достоверно выявить те причины (они в подавляющем большинстве случаев гигиенического порядка), которые привели пациента к врачу.

В обсуждаемом плане весьма верная мысль принадлежит замечательному русскому патологу И.В. Давыдовскому: «Глубокое изучение проблемы этиологии уводит нас за пределы медицины». Другими словами, причину болезни нужно искать в той среде обитания, в которых происходит жизнедеятельность человека. А между тем, гигиена и изучает связь здоровья человека с условиями и факторами этой среды. И.В. Давыдовскому принадлежит еще одно знаковое высказывание: «Патология - это область антропологии, устремленная на человека со всеми его экологическими и социальными ансамблями», что еще раз подчеркивает значение гигиенической диагностики.

 

11

Лечение. Если не учитывать первичные, этиологические (прежде всего гигиенические) факторы развития болезни, лечение становится зачастую лишь симптоматическим, прямо не воздействующим на причину (этиологию) заболевания или факторы риска его развития, то есть недостаточно эффективным. Глубокое знание первичных (гигиенических) факторов возникновения и развития заболевания зачастую позволяет врачу избежать в своей лечебной деятельности ошибок в организации лечебного процесса.

Информация о работе Гигиена как наука и область практической деятельности