Гигиена как наука и область практической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 15:09, лекция

Краткое описание

1. Предмет, цель и основные задачи гигиены и гигиенической практики; некоторые аспекты терминологии в области гигиены.
2. Значение гигиенических знаний в практике врача лечебного профиля (педиатра, стома-толога, провизора, менеджера здравоохранения; вопрос не освещается на медико-профилактическом факультете и при проведении всех видов последипломной подготовки).
3. Общая характеристика основных групп факторов, воздействующих на человека в про-цессе жизнедеятельности; их ранжирование.
4. Виды профилактики; роль отдельных видов профилактики в повышении уровня здоро-вья населения.
5. Законы (постулаты) гигиены; их роль в разработке профилактических мероприятий.
6. Дифференциация гигиены и гигиенической практики на современном этапе их разви-тия.
7. Связь гигиены с другими науками; роль смежных научных дисциплин в обосновании и разработке профилактических мероприятий.
8. Общая методология и методы гигиены.
9. Деонтологические принципы в деятельности врача-гигиениста (для медико-профилактического факультета и для всех видов последипломной подготовки).

Вложенные файлы: 1 файл

Гигиена как наука.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

Если речь идет о реализации основной цели медицины - повышения уровня здоровья населения, то нельзя не вспомнить этапы (переходные состояния) развития заболеваний: состояние здоровья Þ состояние переутомления Þ состояние адаптации Þ состояние дизадаптации Þ состояние предболезни (третье состояние) Þ состояние болезни. Совершенно очевидно, что чем выше поднимется лечащий врач по данным этапам к состоянию здоровья, тем более весомый вклад он внесет в реализацию указанной основной цели медицины.

Осуществление производственного контроля за гигиеническими условиями в ЛПУ, лицензирование ЛПУ. Согласно санитарному законодательству, ответственность за санитарно-эпидемиологический режим в ЛПУ несут их руководители. Без знания основных вопросов общей и, в частности, больничной гигиены, эффективный производственный контроль за гигиеническими условиями в ЛПУ невозможен.

При лицензировании ЛПУ одним из важнейших лицензионных условий является их полное соответствие гигиеническим требованиям (требованиям санитарного законодательства). Для того, чтобы обеспечить данное лицензионное условие необходимо знать указанные требования и реализовывать их.

Реализация деонтологических принципов. Игнорирование гигиенических факторов, негативно влияющих на персонал и пациентов, является нарушением основных деонтологических принципов, так как в данном случае имеет место искусственное создание условий для нарушения здоровья персонала и ухудшения состояния пациентов (ятрогенные факторы).

Следует отметить, что в самом наименовании основных учреждений здравоохранения «лечебно-профилактическое учреждение» заложен принцип единства лечебной и профилактической медицины.

В контексте настоящего вопроса интересно отметить следующий факт: когда появляется необходимость пропаганды необходимости так называемого «гигиенического мышления» (рассматривания организма человека в единстве с условиями и факторами его обитания), как правило, мы находим крылатые выражения не только у гигиенистов, но и у клиницистов. Причем у последних крылатых выражений мы находим даже больше, чем у гигиенистов. Приводим несколько высказываний известных клиницистов.

Клавдий Гален: Поскольку и по времени, и по важности здоровье предшествует болезни, то мы прежде всего должны подумать о том, как сохранить здоровье.

Г.А. Захарьин: «Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена».

Г.А. Захарьин: «Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения, терапии».

Н.И. Пирогов: «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предупредительной».

Примечательно высказывание замечательного хирурга, апологета профилактической медицины Н.М. Амосова, в полной мере отражающее отношение к профилактике большинства специалистов лечебной медицины, стратегов здравоохранения: «Если нас спросят – на словах мы все за профилактику. Однако дальше деклараций дело не идет».

На основании изложенного выше, можно с полной ответственностью и уверенностью утверждать, что повседневное использование гигиенических принципов в деятельности специалистов  непрофилактического  профиля  является  объективным мерилом степени их

 

12

врачебной мудрости, которая отличала великих русских клиницистов. На вооружение врачей лечебного профиля должен быть взят лозунг: «Не каждый врач должен быть врачом профилактической медицины, но каждый врач должен профилактически мыслить» (Ф.Ф. Эрисман).

Интересная история автора приведенного лозунга, одного из основателей отечественной гигиенической науки Федора Федоровича Эрисмана, швейцарца, окончившего во второй половине XIX века медицинский факультет Цюрихского университета. Переехав в Россию, он начал свою практику как детский окулист. Однако, будучи мудрым, мыслящим человеком, он быстро смог объективно констатировать, что провидимые им лечебные мероприятия практически не решают проблемы нарушения зрения у детей. Ф.Ф. Эрисман начал в связи с этим глубоко изучать и анализировать те условия и факторы, которые приводят к катастрофической ситуации со зрением у детей. Таким образом, он пришел к гигиене, посвятил ей всю свою дальнейшую жизнь, стал выдающимся гигиенистом, фундаментальные труды которого по различным проблемам гигиенической науки и практики не потеряли значения до настоящего времени. Именно Ф.Ф. Эрисман заслуженно признается основателем отечественной гигиенической науки.

Изложенное выше не принижает роль лечебно-диагностических мероприятий в повышении уровня здоровья населения. Одно безусловно – использование медицинскими работниками в своей профессиональной деятельности гигиенических знаний, принципов может в значительной степени увеличить их вклад в повышение уровня здоровья населения.

3. Общая характеристика  основных групп факторов, воздействующих  на человека в процессе жизнедеятельности; их ранжирование

Исходя из определения гигиены, для врача любого профиля весьма важно и необходимо хорошо представлять факторы среды обитания человека, определяющие уровень здоровья населения («Врага надо знать в лицо !»). Причем необходимо не только знать эти факторы, но и учитывать в своей деятельности их ранжирование, то есть место этих факторов в их ряду по степени вклада в нездоровье населения.

Факторы, могущие негативно воздействовать на человека весьма многочисленны и разнообразны, однако их можно свести к группам и представить в общем плане (более детальная характеристика этих факторов будет дана в последующих лекциях).

Основные группы факторов, определяющие уровень здоровья населения.

  1. Особенности природной (экологической) среды: климато-погодные условия, природные ресурсы, особенности биогеохимических провинций, солнечная активность, естественные электромагнитные поля, вулканическая деятельность, землетрясения, наводнения, другие факторы.

К сожалению, природа не создала для человека идеальных условий и если гипотетически представить отсутствие техногенного вмешательства человека в окружающую среду, то перечисленные выше факторы так или иначе могут в значительной степени обусловить нарушение общественного здоровья. Так, например, специфика климато-погодных условий в том или ином регионе, как правило, в значительной степени определяет распространенность и структуру заболеваний населения (северный регион, муссонный климат Южного Приморья и т. д.). Из приведенных природных факторов, как свидетельствуют результаты эпидемиологических наблюдений в последние десятилетия, выраженное влияние на уровень здоровья населения оказывают биогеохимические особенности территорий (характеристика биогеоценозов). Так, хорошо изучена связь распространения йоддефицитных состояний, кариеса с дефицитом в элементах окружающей среды соответственно йода и фтора, кардиопатий и других нарушений с дефицитом в природной среде селена, отдельных инфекций с характеристиками распространения тех или иных биологических видов животного мира (клещевой энцефалит). Примеры негативного влияния природной среды на состояние здоровья населения и демографические показатели будут широко представлены на

 

13

последующих лекциях.

  1. Факторы, определяемые техногенной деятельностью человека (антропогенные факторы): урбанизация, индустриализация, загрязнение всех объектов окружающей природной среды (воздух, вода, почва, пищевые продукты и др.).

Повсеместное техногенное загрязнение всех элементов биосферы представляет одну из важнейших глобальных эколого-гигиенических проблем, стоящих перед мировым сообществом. В конечном итоге техногенная деградация окружающей среды может достигнуть такого уровня, который будет представлять угрозу существования биологического мира на Земле, цивилизации.

Частные вопросы влияния загрязнения окружающей среды будут детально представлены в рамках соответствующих тем лекций, посвященных гигиене воздушной среды, водного фактора, почвы, медицинской экологии.

  1. Биологические особенности человека: особенности генома человека, тип центральной нервной деятельности, способность противостоять негативным стрессовым воздействиям.

Целый ряд заболеваний человека заложен в его генетических особенностях, что сегодня представляется неопровержимым научным фактом. Хорошо изучена роль генетического фактора при целом ряде заболеваний (генетическая предрасположенность к развитию гемофилии, сахарного диабета и т. д.). Однако, в свое время в бывшем Советском Союзе данный фактор не только не нашел должной оценки, но и сама генетика, ее представители подвергались обструкции, гонению. В данном плане народный академик Т.Д. Лысенко, ярый противник генетики, сумел отбросить развития генетики в нашей стране на десятилетия назад.

Велика роль в формировании структуры и распространенности заболеваний и нарушений, демографических показателей типа нервной деятельности, определяющего, в частности, способность человека противостоять воздействию сложных стрессовых ситуаций. Так, например, современная демографическая катастрофа, конечно же, имеющая в своей основе социально-экономические факторы, все-таки во многом обусловлена психологическими особенностями каждого человека. Огромная прослойка населения не смогла, например, психологически адаптироваться к стрессовой ситуации «перехода к капитализму» именно в связи с особенностями своей психической сферы, определяемой в первую очередь типом нервной деятельности.

  1. Социальные, социально-экономические условия жизни человека: материальные условия, бытовые, жилищные условия, возможность полноценного отдыха, питания, качественной медицинской помощи.

Даже далеко неполный перечень приведенных факторов, определяемых социально-экономическими условиями, свидетельствует об их значительной роли в формировании уровня общественного здоровья и демографических показателей. Данные мировой санитарной статистики убедительно свидетельствуют прямой зависимости демографических показателей в той или иной стране, в частности, средней продолжительности жизни, от уровня социально-экономического развития (доля национального дохода на душу населения). Как указывалось выше, именно социально-экономический кризис в России обусловил развитие той ситуации, которая определена как демографическая катастрофа.

  1. Факторы, определяемые укладом, образом жизни: вредные привычки, полнота соблюдения правил личной гигиены, привычки и традиции в питании, степень подвижности и т. д.

Роль указанных факторов в формировании общественного здоровья чрезвычайно велика. Эта роль демонстрируется содержанием двух, наиболее показательных слайдов, свидетельствующих о влиянии на состояние здоровье и уровень смертности степени подвижности  и  массы тела,  определяемыми образом,  укладом жизни  [«Степень подвижности и

 

14

смертность (на 10000 населения)», «Зависимость между степенью избытка массы тела с приростом общей смертности»].

Таблица 2

Степень подвижности и смертность на 10000 населения

Показатели

Низкая подвижность

Умеренная

подвижность

Максимальная

подвижность

М

Ж

М

Ж

М

Ж

Смертность от всех причин

64

40

26

16

20

7

Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний

25

7

8

3

7

10

Смертность от онкологических заболеваний

20

16

3

1

5

1


Таблица 3

Зависимость между степенью избытка массы тела и приростом общей смертности

Избыток массы тела, кг

Прирост общей смертности

в процентах

Избыток массы тела, кг

Прирост общей смертности

в процентах

4,5

8,5

22,6

56,8

9

19,2

27,2

65,4

13,6

23,5

31,8

83,5

18

49,2

36,2

116,4


Следует указать, уклад жизни россиян, сформированный столетиями, находится в противоречии с гигиеническими принципами. Уровень санитарной культуры (гигиенического образования) населения является чрезвычайно низким, а поднятие этого уровня представляется наиболее сложной проблемой из всех других, от решения которых зависит состояние здоровья населения.

Информация о работе Гигиена как наука и область практической деятельности