Гигиена как наука и область практической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 15:09, лекция

Краткое описание

1. Предмет, цель и основные задачи гигиены и гигиенической практики; некоторые аспекты терминологии в области гигиены.
2. Значение гигиенических знаний в практике врача лечебного профиля (педиатра, стома-толога, провизора, менеджера здравоохранения; вопрос не освещается на медико-профилактическом факультете и при проведении всех видов последипломной подготовки).
3. Общая характеристика основных групп факторов, воздействующих на человека в про-цессе жизнедеятельности; их ранжирование.
4. Виды профилактики; роль отдельных видов профилактики в повышении уровня здоро-вья населения.
5. Законы (постулаты) гигиены; их роль в разработке профилактических мероприятий.
6. Дифференциация гигиены и гигиенической практики на современном этапе их разви-тия.
7. Связь гигиены с другими науками; роль смежных научных дисциплин в обосновании и разработке профилактических мероприятий.
8. Общая методология и методы гигиены.
9. Деонтологические принципы в деятельности врача-гигиениста (для медико-профилактического факультета и для всех видов последипломной подготовки).

Вложенные файлы: 1 файл

Гигиена как наука.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

Гигиена питания:

  • разработка научных основ рационального, здорового, лечебного, функционального, профилактического, оптимального питания;
  • обеспечение безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья;
  • профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с алиментарным фактором;

 

23

  • разработка вопросов санитарного благоустройства пищевых предприятий;
  • изучение связи состояния здоровья населения с алиментарным фактором.

Гигиена детей и подростков:

  • научное обоснование и реализация гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;
  • научное обоснование гигиенических требований к санитарно-эпидемиологичес-кому режиму детских учреждений;
  • разработка гигиенических требований к мебели, оборудованию, устройствам, учебной литературе, предназначенным для использования в детских учреждениях;
  • научное обоснование гигиенических требований к планировке и размещению детских учреждений;
  • изучение состояния здоровья, физического развития детей и подростков;
  • изучение связи состояния здоровья детей и подростков с условиями и факторами их среды обитания.

Радиационная гигиена:

  • научное обоснование мероприятий по обеспечению безопасности радиационного фактора при его использовании в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, в медицине и т. д.;
  • гигиеническое обоснование мероприятий по обеспечению безопасности радиационных отходов;
  • научное обоснование гигиенических мероприятий при возникновении радиационных аварий;
  • обеспечение безопасности радиационного фактора в населенных местах, жилых и общественных зданиях (мониторинг радиационной обстановки);
  • изучение состояния здоровья населения в связи с радиационным фактором.

Военная (военно-морская) гигиена:

  • научное обоснование гигиенических мероприятий личного состава воинских контингентов с учетом специфики воинского труда.

Гигиена транспорта:

  • научное обоснование гигиенических мероприятий личного состава воинских контингентов с учетом специфики воинского труда.

Личная гигиена (валеология) и гигиена спорта (в первом вопросе).

Гигиена окружающей среды (медицинская экология) (в первом вопросе).

Общая гигиена:

  • учебная дисциплина (пропедевтика гигиены);
  • наименование специальности санитарных врачей (санитарный врач по общей гигиене.

7. Связь гигиены с  другими науками; роль смежных  научных дисциплин в обосновании и разработке профилактических мероприятий

Одной из особенностей гигиены как науки является широчайшее и повседневное использование для достижения своей цели знаний, законов, положений других наук. Причем в данном плане могут быть использованы любые научные дисциплины (отрасли). Однако, представляется возможность выделить те науки, которые наиболее востребованы гигиеной для научного обоснования своих положений, гигиенических рекомендаций. Эти научные отрасли и дисциплины представлены ниже.

 

24

Биохимия.

Примеры связи:

1. Экспериментальное обоснование  гигиенических нормативов, например, предельно допустимых концентраций  вредных веществ, при котором  биохимические критерии оценки  состояния животных при воздействии  изучаемых концентраций являются одними из основных.

2. Научное обоснование лечебно-профилактической  эффективности новых продуктов  здорового питания, биологически  активных добавок к пище также  осуществляется в тесной связи  с биохимией.

Нормальная физиология.

Примеры связи.

1. Научное обоснование оптимальных  режимов труда и отдыха основано  на широком использовании достижений  физиологии.

2. Научное обоснование эффективности  разрабатываемых гигиеной профилактических мероприятий осуществляется по критериям оценки физиологического статуса организма.

Патологическая физиология.

Примеры связи.

1. Коль скоро гигиена призвана  изучать характер воздействия  тех или иных факторов и  условий среды обитания на  здоровье, то необходим существенный  научный базис в области патогенеза развития тех или иных заболеваний и нарушений, а именно патологическая физиологии изучает закономерности развития патологического процесса.

2. Основные положения патологической  физиологии широко используются  в экспериментах на животных и в натурных экспериментах с участием человека (волонтеров)

Эпидемиология.

Эпидемиология – медицинская наука, изучающая закономерности распространения заболеваний. Таким образом, само определение данной медицинской науки свидетельствует о том, что она в гигиенических исследованиях наиболее востребована, так как закономерности распространения заболеваний зависят, прежде всего, от гигиенических факторов среды обитания человека.

Примеры связи.

1. Изучение закономерностей влияния  факторов среды обитания и  социальных условий на организм человека или популяции (одна из задач гигиенической науки) должно базироваться на основных положениях эпидемиологии, в частности, ее законов.

2. Знание основ эпидемиологической  науки необходимо для оценки  степени риска нарушения здоровья  в связи с какими-либо факторами среды обитания.

Микробиология.

Примеры связи.

1. Коль скоро гигиена должна  разрабатывать профилактические  мероприятия для всех факторов  среды, то не составляет исключение  и фактор бактериологического  загрязнения среды обитания человека, что требует повсеместного использования микробиологических знаний.

2. В гигиенической практике необходим  мониторинг бактериального загрязнения  различных элементов среды обитания человека, который требует достаточно высокой степени подготовки специалистов по гигиене в вопросах микробиологии.

 

25

Токсикология (профилактическая токсикология).

Примеры связи.

1. Достаточно глубокие знания  в области токсикологии необходимы  для оценки вредного действия химических веществ на животный организм, главным образом, в экспериментальных условиях.

2. Токсикология является научным  базисом для оценки эколого-гигиенической  ситуации на отдельных территориях, промышленных предприятиях с химическим фактором вредности.

Химия и физика.

Примеры связи.

1. Химические и физические факторы  среды обитания человека являются основными, определяющими вредное воздействие на организм человека. Поэтому решение двух первых задач гигиены (изучение природных и искусственных (техногенных) факторов среды обитания, социальных условий, оказывающих как неблагоприятное, так и неблагоприятное влияние на здоровье человека; изучение закономерностей влияния факторов среды обитания и социальных условий на организм человека или популяции) без знания основ данных научных дисциплин невозможно.

2. Знания основ физики и химии необходимо при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора

Информатика и статистика.

Примеры связи.

1. Вторая задача гигиенической  науки (изучение закономерностей  влияния факторов среды обитания  и социальных условий на организм человека или популяции) должна решаться в рамках доказательной медицины, а использование достижений информатики и статистики являются основной гарантией доказательности разрабатываемой гигиеной положений.

2. Основные положения информатики  и статистики широко используются для анализа санитарно-эпидемиологической ситуации.

Основные научные разделы клинической медицины.

Примеры связи.

1. Гигиенист необязательно должен  углубляться в проблемы клиники, но привлечение клиницистов для  решения профилактических задач является необходимым; например, при оценке эколого-гигиенической ситуации, основой которой являются результаты клинических наблюдений.

2. Результаты массовых клинических  наблюдений в связи с воздействием  тех или иных факторов среды  обитания являются базовыми для суждения о напряженности эколого-гигиенической ситуации.

Социально-экономические науки.

Примеры связи.

1. Четвертая группа факторов, определяющая  уровень здоровья населения, как  указано выше, это социальные и социально-экономические факторы, для объективной оценки которых как детерминанта нездоровья необходимо знание основ социально-экономических наук.

2. Показатели социально-экономического  развития в значительной степени  определяют состояние здоровья и демографических показателей, что требует использование этих показателей гигиенистами для оценки эффективности профилактических мероприятий.

Перечень используемых гигиенистами и санитарными врачами научных дисциплин, как и примеров их использования, может быть значительно расширен. Еще раз необходимо в связи этим указать, что приведены лишь наиболее часто используемые в гигиене науки.

 

26

Роль смежных научных дисциплин для развития гигиенической науки и реализации практических профилактических мероприятий чрезвычайно велика. Если исходить из сущности определения гигиены, то она должна дать оценку самым разнообразным факторам и условиям среды обитания, степени воздействия этих факторов на организм человека. В конечном итоге эффективность деятельности гигиенистов и санитарных врачей в значительной степени зависит от того, насколько полно используются ими для решения своих задач достижения смежных областей науки.

В заключение настоящего вопроса можно отметить весьма интересный факт, свидетельствующий о том, что гигиенисты не только используют в своей деятельности достижения других наук, но зачастую в свою очередь способствуют их развитию. Например, в свое время интенсивно велись разработки гигиенических регламентов атмосферных загрязнений (предельно допустимых концентраций). Причем целый ряд атмосферных загрязнений обладали высокой токсичностью и опасностью в микроконцентрациях, определение которых не мог обеспечить имеющийся методический базис аналитической химии. В результате гигиенистами были разработаны чувствительные современные методик, в частности, газохроматографических, измерения малых концентраций химических веществ в атмосферном воздухе. Примеры обогащения гигиенистами содержания других наук можно было бы продолжить в отношении физиологии, патофизиологии и т. д.

8. Общая методология  и методы гигиены

Как и во всех науках, так и в гигиене залог успешного развития, достижения своей цели и решения задач – использования адекватной методологии. Достаточно отметить упомянутый выше факт, что гигиена именно как наука начала свое развитие только тогда, когда решение ее задач, получение научно обоснованных объективных данных было обеспечено методически. Сегодня выбор адекватных методологии, методов методик исследований является одним из основных условий получения достоверных научных результатов, одним из критериев оценки научных исследований. К сожалению, многолетняя деятельность автора по организации и осуществлению гигиенических исследований, в том числе и осуществляемых в комплексе с другими организациями, свидетельствует об отсутствии четкого понимания многими специалистами сущности понятий, приведенных выше, корнем которых является «метод». Приводим классические определения понятий в области методологии.

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и принципах построения, формах и способах научного познания.

Метод – (от греческого méthodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Методика – способ измерения, определения, оценки какого-либо конкретного фактора, явления, условия.

Методология гигиены включает в себя:

  1. специфические законы и категории диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания, философские категории «здоровье» и «болезнь», «причина» и «следствие» и т. д.);
  2. специфические законы, закономерности, постулаты гигиены (рассмотрены выше);
  3. методы и методики гигиенических исследований (представлены ниже);
  4. методы и методики других наук (представлены ниже).

 

27

Методы гигиены:

  1. эпидемиологический метод - изучение закономерностей распространения заболеваний и нарушений в связи с гигиеническими факторами и условиями среды обитания, широко используется, в частности, в целях ранжирования факторов риска в нарушении общественного здоровья, обоснования приоритетных профилактических мероприятий;
  2. метод санитарного описания (санитарно-описательный метод) – используется как в гигиенических исследованиях, так и при решении практических задач обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; заключается в том, что специалист, работая на каком-либо объекте, проводит оценку соответствия его санитарного состояния гигиеническим требованиям, а результаты описываются и анализируются с обязательными ссылками на регламенты нормативно-правовых документов в акте;
  3. метод гигиенического эксперимента (лабораторного и натурного) – это методическая основа гигиенической науки; можно с уверенностью утверждать что гигиена – наука экспериментальная; исходя из определения гигиены как науки и ее основных задач вполне очевидно, что научного обоснования профилактических мероприятий необходимы доказательные (объективные) данные, характеризующие влияние каких-либо факторов и условий среды обитания на организм человека; если эти факторы и условия моделируются в лабораторных условиях, а объектами их воздействия являются биологические модели (различные виды животных), то в этом случае речь идет о лабораторном эксперименте; если объектом наблюдений являются какие-либо группы населения (добровольцы, волонтеры), подвергающиеся специально или в естественных условиях обитания воздействию каких-то факторов, то это натурный эксперимент;
  4. метод гигиенической экспертизы [экспертиза (от французского expertise, от латинского expertus – опытный), исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, медицины, искусства и т. д.] - широчайше используется как в гигиенической науке, в частности, для идентификации факторов риска нарушения здоровья населения, так и в практике обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (гигиеническая экспертиза проектов планировки, застройки населенных мест, строительства, технологических процессов, продовольственного сырья и пищевых продуктов); гигиеническая экспертиза проводится на основе сопоставления фактических данных с соответствующими актами санитарного законодательства (нормативно-правовыми актами).
  5. метод гигиенического образования и воспитания населения (распространение среди населения знаний о здоровом образе жизни, привитие гражданам навыков санитарной культуры, способствующих сохранению и укреплению здоровья) – важнейший метод общепопуляционной и узконаправленной первичной профилактики, реже – вторичной и третичной; реализация данного метода становится весьма актуальной с учетом результатов ранжирования факторов риска в нарушении общественного здоровья, которые свидетельствуют о том, что важнейшим фактором нездоровья является нарушение принципов здорового образа жизни.

Информация о работе Гигиена как наука и область практической деятельности