Организация педиатрической служб Республики Карелия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 18:50, реферат

Краткое описание

Итоги работы педиатрической службы Республики Карелия в 2010 году подвели на республиканской конференции, которая состоялась 7 апреля в конференц-зале Детской республиканской больницы. В ней приняли участие руководители педиатрических служб республики, главные врачи учреждений здравоохранения педиатрического профиля, сотрудники кафедры педиатрии Петрозаводского государственного университета, специалисты министерства здравоохранения и социального развития Карелии.

Вложенные файлы: 1 файл

Царейвич.docx

— 242.81 Кб (Скачать файл)

Наряду с этим дети начинают самостоятельно есть. Тщательное разжевывание пищи способствует образованию пищевого комка, который хорошо смачивается слюной, и поверхность для ферментативной деятельности увеличивается. Кроме того, это способствует правильному развитию жевательного аппарата. В соответствии с этим должна быть и кулинарная обработка. Учитывая рефлекторно-химическую фазу секреции, можно обосновать значение отдельных пищевых ингредиентов в объеме пищи.

И. П. Разенковым установлено, что механическое раздражение стенок желудка является одним из факторов, стимулирующих желудочную секрецию. Дозировка пищи должна соответствовать объему желудка ребенка. Суточный объем пищи изменяется с возрастом ребенка. Меняется и потребность в основных ингредиентах и калориях (табл. 79 и 80; см. также табл. 6 и 9 в общей части). При сравнении табл. 79 и 80 бросается в глаза, что в старших возрастных группах, как и для детей грудного возраста, по рекомендациям ВОЗ, требуется существенно меньшее количество белка на единицу массы. Рекомендации ВОЗ по калорийности приближаются к отечественным.

При составлении меню для детей нужно принимать во внимание следующие основные элементы: потребность ребенка в ингредиентах, состав и значение различных пищевых веществ, распределение питания в течение дня, способ приготовления и вкусовые качества пищи.

В компонентах, обеспечивающих белковые вещества, должны учитываться соотношения между животными и растительными белками. Удельный вес первых с возрастом может уменьшаться. Рекомендуются следующие соотношения: в возрасте от 1 года до 3 лет - 75% животных белков; от 4 до 6 лет - 65%; от 7 лет и старше - 50%.

В нормировании жировых продуктов особое внимание должно быть уделено соотношению между животными и растительными жирами, а при расчете углеводов - удельному весу простых Сахаров по отношению к сложным.

Белки играют особо важную роль в поддержании азотистого баланса, который у детей должен быть положительным и находиться на достаточно высоком уровне. Изучение обмена веществ у детей и подростков в период Великой Отечественной войны показало, что при недостаточном потреблении белка имело место азотистое равновесие, что обусловливало некоторое отставание физического и психического развития. Отмечалось снижение некоторых иммунологических показателей (комплементарной активности, фагоцитоза и т. д.). Довольно чувствительны к дефициту белка костная ткань, система гемопоэза.

Для нормального развития организма важно не только количество белка, но н качество белка, биологическая ценность которого определяется комплексом содержащихся в нем аминокислот.

А. А. Покровский указывает, что суточный рацион ребенка должен содержать белок, в состав которого входят следующие жизненно важные аминокис-лоты (в мг/кг): гистидин - 32, изолейцин - 90, лейцин-150, лизин-150, метионин- 65-85, фенилаланин - 90, треонин - 60, валин - 93, триптофан - 22.

Наряду с абсолютным количеством отдельных аминокислот в пищевом рационе ребенка имеет значение также соотношение отдельных аминокислот. А. А. Покровский выделяет некоторые жизненно важные аминокислоты- триптофан, лизин и серусодержащие (метионин и цистин). Их наиболее благоприятным соотношением в период роста является 1:3:3.

При дефиците в рационе лизина происходит замедление роста и уменьшение прибавки массы тела, при дефиците триптофана - снижение синтеза гематина, а при недостатке метиошша изменяется углеводный обмен (развивается гипергликемия). Особо резко отрицательное влияние дефицита вышеперечисленных аминокислот проявляется у детей до 3 лет. Вот почему при расчете белка нужно учитывать не только количество, но и качество белка.

Ю. К. Полтева нашла, что у детей 8-12 лет при преобладании в рационе белков растительного происхождения усвояемость белка составляла 71,1%, ретенция азота - 9,8%. У детей того же возраста при увеличении белка животного происхождения наблюдалось значительное повышение усвояемости (до 90%) белка и ретенции азота (40%)-

Вот почему при подборе продуктов детского питания нужно следить, чтобы дети получали наиболее полноценные белки, причем молоко нецелесообразно заменять эквивалентными количествами мяса или других продуктов, богатых белком, так как при этом снижаются усвояемость белка и процент ретенции азота.

Жиры содержат ряд биологически ценных веществ: насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты, фосфатиды, стерины и т. д. Жиры необходимы организму не только для энергетических целей. Большое значение имеют жиры как вещества, обеспечивающие состояние иммунитета и как носители жирорастворимых витаминов - A, D, Е и К. Жиры, дающие калорий в два раза больше, чем белки и углеводы, позволяют уменьшить объем пищи и улучшить вкусовые качества.

В питании детей особенно большое значение имеет качество жира. До последнего времени считали, что рацион детей, особенно младшего возраста, должен содержать около 75% животного, в основном молочного жира. Однако в последние годы большое внимание уделяется жирам, содержащим полиненасыщенные жирные кислоты. Жиры, состоящие в основном из ненасыщенных жирных кислот, оказывают сберегающее белки действие. В рекомендациях Института питания АМН России указывается, что растительные жиры в зависимости от возраста должны составлять не менее 5-10% по отношению к общему количеству жира.

Соотношение между количеством белка и жира у детей старше 1 года составляет в среднем 1:1.

Углеводы в организме выполняют в основном энергетические функции, в меньшей мере пластические. Углеводы принимают участие в обмене белка, способствуют окислению жира. При достаточном содержании в рационе углеводов распад белка снижается. При недостаточном потреблении углеводов, особенно при интенсивной физической работе, энергетические затраты организма покрываются в первую очередь за счет резервного жира, который начинает усиленно расщепляться, затем уже идет распад белка. Кроме того, недостаток углеводов при избытке жиров и белков ведет к ацидозу.

У детей перегрузка углеводами при недостаточном содержании в рационе белков и жиров ведет к понижению сопротивляемости организма инфекционным заболевниям, а в некоторых случаях - к обострению аллергических реакций.

В последние годы появилось стремление уменьшить в рационе питания сахарозу, так как она является одной из главных причин развития кариеса зубов, а с другой стороны, высокая гликемия, которая развивается после приема сахарозы, вызывает большую нагрузку на инкреторный аппарат поджелудочной железы, что способствует более раннему его истощению и проявлению сахарного диабета. Особенно опасны сладости, которые дети получают в вечернее время, так как расщепление сахарозы в полости рта, ее проникновение в зубную эмаль становится одной из причин разрушения зубов. Замечено, что у людей, страдающих непереносимостью сахарозы и фруктозы и, следовательно, не употребляющих эти сахара, не наблюдается кариозных зубов.

При построении питания следует принимать во внимание, что за счет углеводов должно покрываться 50% суточной калорийной потребности. Усвояемость углеводов достигает 98%.

Потребность в минеральных веществах детей различного возраста в настоящее время определена для натрия, калия, кальция, фосфора, магния и др. Менее изучена потребность в микроэлементах.

Соли кальция поступают в организм с пищей. Однако все соединения кальция, кроме лактата, трудно растворимы и плохо всасываются в кишечнике. Избыток в пище белка и жира ухудшает обмен кальция. На усвояемость кальция большое влияние оказывают количество фосфора и магния в рационе и соотношение этих веществ. Потребность в кальции составляет 1 -1,5 г в сутки.

Много содержится кальция в молоке и молочных продуктах, особенно в сыре (700-980 мг на 100 г).

Фосфор играет также большую роль в жизнедеятельности организма. Потребность в фосфоре детей в 1,5 раза меньше, чем взрослого (в пересчете на 1 кг массы).

В среднем потребность в фосфоре равна 1-2 г в сутки. Фосфор в основном содержится в продуктах животного происхождения: в мясе, рыбе, молоке, молочных продуктах, желтке. Наиболее благоприятны для организма соотношения кальция с фосфором в пище как 1 : 1,5.

Натрий и калий играют весьма важную роль в жизнедеятельности организма и прежде всего в поддержании осмотического давления н регуляции водно-солевого состава. Пищевые продукты содержат достаточное количество калия и мало натрия.

Потребность в натрии должна восполняться поваренной солью. В отличие от взрослых, потребляющих с пищей больше натрия, чем калия, дети больше нуждаются в калии, чем в натрии.

Магний содержится в продуктах растительного происхождения. Потребность в нем 12-13 мг/кг массы тела в сутки (А. С. Дмитриева).

Железо имеет большое значение в гемоглобинообразовапип. Его потребность у детей - 0,6-1,0 мг/кг, а у взрослых - 0,2 мг/кг. Больше всего железа в печени, языке, желтке яйца, твороге, овсяной крупе и бобовых, ржаном хлебе, фруктах (яблоки).

Медь также принимает участие в образовании гемоглобина. Потребность в меди - 0,1 мг/кг.

Потребность в кобальте мало изучена. По Г. Н. Сперанскому, для детей 1-3 лет суточная потребность в кобальте равна 0,008-0,010 мг.

Марганец содержится в овощах, чае и других продуктах растительного происхождения. Его потребность у детей - 0,2-0,3 мг/кг, а у взрослых - 0,1 мг/кг.

Суточная потребность в цинке у детей в среднем составляет 0,3 мг/кг.

Потребность в йоде и фторе точно не установлена, хотя эти элементы имеют существенное значение. Йод необходим для правильного функционирования щитовидной железы, а фтор - для построения эмали зубов.

В связи с разным содержанием пищевых ингредиентов в продуктах должен производиться их набор для составления суточного рациона детей.

Некоторые продукты (хлеб, масло, молоко, мясо, овощи, сахар) обязательно включаются в меню ежедневно, другие (сметана, творог, рыба) даются не каждый день. Однако в течение недели полагающийся набор продуктов должен быть использован.

При составлении меню очень важно правильно сочетать продукты. Если, например, на завтрак дается каша, то на обед или ужин лучше приготовить овощные блюда (картофель отварной, пюре, тушеная капуста, овощные запеканки п т. д.). На завтрак проще и скорее приготовить такие блюда, как молочные каши, макароны," отварной картофель, и дополнительно дать сыр, колбасу, сосиски, сардельки, селедку. На обед целесообразнее готовить блюда из мяса и рыбы, так как эти продукты дают более длительное чувство насыщения; на ужин - овощные, крупяные блюда, молоко, творог, яйцо, сыр.

Для повышения вкусовых качеств пищи можно использовать приправы (петрушку, укроп, лук, щавель, чеснок, сухие грибы). Перец, горчица, хрен могут употребляться в малых количествах лишь в питании старших детей.

При отказе детей от приема незнакомого или нелюбимого блюда следует предложить его сначала в небольшом количестве. Если блюдо хорошо приготовлено, дети постепенно привыкнут и будут съедать порцию полностью.

 

Новорожденные дети: Принципы ухода в домашних условиях. Анатомо-физиологические особенности доношенных детей

Детские болезни выделены в особый отдел, так как многие протекают у них совсем по-иному, чем у взрослых, что обусловлено многими причинами, в том числе анатомическими и физиологическими. Ребенок рождается с не полностью подготовленными к нормальному функционированию системами, становление их происходит в течение всего периода детства и отрочества. Воздействия благоприятных и неблагоприятных факторов могут, соответственно, улучшить, ускорить или, наоборот, исказить, замедлить развитие того или иного органа. Многие заболевания человека, когда он становится совершеннолетним, берут свое начало в детском возрасте, когда они могли быть еще излечены или предотвращены.

Мы познакомим вас с особенностями анатомии и физиологии, присущими каждому возрастному периоду, симптомами наиболее распространенных недомоганий ребенка, современными методами их лечения. В то же время в каждом конкретном случае следует обязательно обратиться к педиатру, нельзя произвольно применять лекарства, т.к. для ребенка каждого возраста, веса, а иногда и пола нужно индивидуально подбирать дозу медикамента, которая бы оказала желательное действие и при приеме которой наблюдалось бы минимальное количество побочных эффектов. Каждая рекомендация лечащего врача должна быть точно выполнена.

Принципы ухода за новорождёнными детьми в домашних условиях. Новорожденный - это ребенок с момента рождения до 4 недель. Различают доношенных (родившихся в сроки от 38-й до 42-й недели беременности), недоношенных (родившихся между 28-й и 38-й неделями беременности) и переношенных (родившихся в 42 недели и позже). Как правило, доношенные дети морфологически и физиологически подготовлены к внеутробной жизни - активны, хорошо берут грудь, активно сосут, крик громкий, вес - от 2600 до 5000 г, рост - от 48 до 57 см.

Несмотря на постоянный медицинский надзор, здоровье младенца во многом в руках родителей.

"Приданое" - белье, ванночка, коляска, пеленальный столик и  другие предметы ухода желательно  припасти заранее. Детскую кроватку  надлежит поставить в светлом  месте, не на сквозняке, вдали  от дверей, окон, отопительных приборов. Матрац - достаточно твердый, подушка  не нужна. Обязательный минимум: 20-25 хлопчатобумажных, 12-15 фланелевых  пеленок, 20-25 подгузников из марли, 2 куска клеенки размерами 60х60 см  или памперсы (2-3 штуки). Памперсы - клеенчатые  трусы на кнопках, применяют в  ситуациях, когда невозможна слишком  частая смена пеленок (например, в дороге), и при мочеиспускании  или дефекации ребенка меняют  только подгузник. В "приданое" входят также: 4-6 пододеяльников  и простыней, 6-10 тонких и 4-6 фланелевых  распашонок, по 2-3 хлопчатобумажных  и теплых чепчика, по 1 байковому, шерстяному и ватному одеялу, 8-12 ползунков. Вещи обязательно стирают, кипятят, проглаживают утюгом с 2 сторон.

Должны быть подготовлены: плотно закрывающаяся стеклянная посуда для ваты и кастрюли с крышками для кипячения сосок, 4-6 бутылочек для молочной смеси и 3-4 для чая; термометр для измерения температуры тела и другой - для воды; баллончик для постановки клизмы (N1), газоотводная трубка, ножницы, грелка, 2 пипетки, стерильная вата и бинт, вазелиновое или простерилизованное кипячением растительное масло, перманганат калия (марганцовка) в порошке - 1 флакон, растворы йода и бриллиантовой зелени ("зеленки") по 1 флакону.

 

Следует ежедневно умывать руки и лицо ребенка кипяченой водой, прочищать носовые ходы, ушные раковины (наружные слуховые проходы) с помощью ватных жгутиков, протирать глаза ваткой с кипяченой водой по направлению от наружного угла глаза к внутреннему. Кожные складки обрабатывают маслом (вазелиновым или растительным). После каждого мочеиспускания или дефекации ребенка подмывают и меняют пеленки. При этом всегда следует обращать внимание на состояние кожи в паховых складках и междуягодицами, т.к. в этих местах чаще развивается опрелость. В случае ее следует смазать кожу детским кремом или обработать присыпкой. Ручки при пеленании лучше оставлять свободными. Если температура воздуха в комнате не ниже 22-24С держать головку открытой. При чрезмерном укутывании легко возникает потница, которая может инфицироваться. 

Информация о работе Организация педиатрической служб Республики Карелия