Профилактика стоматологических заболеваний у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:33, творческая работа

Краткое описание

В обучении гигиене полости рта большая роль отводится контролю за качеством чистки зубов, коррекции ошибок, повторному контролю, так как их данные являются наглядным показателем качества и умения ухода за полостью рта. Обучение взрослых чистке зубов идет по описанным правилам с учетом их сознательного отношения к гигиене, но тоже с обязательным контролем.

Вложенные файлы: 1 файл

Профилактика стоматологических заболеваний у детей младшего школьного возраста.pptx

— 785.24 Кб (Скачать файл)

Профилактика  стоматологических заболеваний  у детей младшего школьного возраста.

 

Подготовила

Елисеева  А.

МС - 304

  Младший школьный возраст считается наиболее подходящим временем для того, чтобы выявить и затем решить все проблемы с зубами, которые способны повлиять на состояние зубов ребенка в его будущем. Лечение зубов в школьном возрасте имеет как медицинское, так воспитательное значение. 

Воспитательная  сторона.

 

    В тот период, когда ребенок посещает начальные классы, основную, пожалуй, роль в прививании ему необходимых привычек по уходу за полостью рта играют, конечно же, родители. Хоть это и требует не малого времени, но это может стать самым важным моментом профилактики зубных болезней ребенка. 

  Младшие школьники безумно любят различные сладости и соленые закуски и могут есть их хоть целый день. Однако сахар и другие углеводы, которые входят в состав таких продуктов, обладают свойствами прикрепляться к поверхности зубов, образуя, таким образом, налет, который вызывает кариес и образование зубного камня. Есть сладкое запретить детям невозможно, но, научить их относиться правильно к еде и следить за своей гигиеной в полости рта вполне реальные задачи. 

  Ребенок  должен понимать, что сладости это все лишь десерт и есть их нужно только после основного приема пищи, а не целый день (и уж точно не перед сном).

  Надо научить ребенка чистить зубы ежедневно по два раза в день, а вечером (уже перед сном) пользоваться и дентальной нитью. Такие процедуры станут прекрасной профилактикой, которая поможет сохранить зубы ребенка здоровыми и избавит от постоянной необходимости посещения врача-стоматолога. 

Обучение  детей младшего школьного возраста гигиене полости рта.  

 

У детей младшего школьного возраста (1−4−е классы) обучение гигиене полости рта проводятся в 5 уроков. В этом возрасте больше внимания следует уделить рассказу о роли зубов в жизни человека, их заболеваниях, возможности их предотвращения, мероприятиях по профилактике заболеваний  полости рта. Детей целесообразно  познакомить с более широким  кругом средств и предметов ухода  за полостью рта: зубными щетками, пастами, порошками и эликсирами.

В обучении гигиене полости рта большая роль отводится контролю за качеством чистки зубов, коррекции ошибок, повторному контролю, так как их данные являются наглядным показателем качества и умения ухода за полостью рта. Обучение взрослых чистке зубов идет по описанным правилам с учетом их сознательного отношения к гигиене, но тоже с обязательным контролем.

 

   Большое внимание в обучении гигиене необходимо уделять полосканиям полости рта для удаления остатков пищи после ее приема. Каждый прием пищи должен завершаться полосканием. Полоскания должны сопровождаться энергичными движениями мимической и жевательной мускулатуры в течение 0,5−1 мин.

Для усиления профилактического эффекта полоскания пользуются эликсирами, оказывающими выраженное дезодорирующее и противовоспалительное  действие.

 

Медицинский аспект профилактики стоматологических заболеваний.

 

  Процесс  роста постоянных зубов в младшем школьном возрасте еще до конца не завершен. Поэтому важно помнить, что кариес и иные проблемы молочных зубов могут повлиять на пока не прорезавшиеся постоянные зубы. Выросший постоянный зуб на месте больного молочного, в лучшем случае, будет просто неправильной формы и скорей всего неправильного цвета.

 

      Ну, а в худшем - постоянный зуб можно совсем потерять. Такая потеря постоянных зубов не только вызывает трудности с жеванием, но и нарушает состояние всей полости рта (от непосредственного расположения зубов в челюсти и правильности прикуса, до искривления зависящих от них формы и вида лица ребенка).   

   У  маленьких детей (особенно у тех, у которых еще сохранились молочные зубы) кариес развивается достаточно быстро. Это связано с некими особенностями строения зубной эмали и дентина (особенной ткани, которая и составляет главную массу зуба). Вот именно поэтому так важно хотя бы два раза в год приходить на обследование к стоматологу. Также рекомендуется водить ребенка регулярно к специалисту по гигиене зубов. Завершающим этапом удаления зубного камня будет покрытие зубов флюоритом (веществом, которое закрывает мелкие зазубрины и дырочки на поверхности уже постоянных зубов и которое предотвращает, таким образом, дальнейшее развитие кариеса). 

   Не  менее важно прохождение ортодонтического осмотра полости рта (особенно, когда челюсти у ребенка продолжают еще расти, а зубы уже меняются). Осмотр позволит выявить различные патологии развития, аномалии прикуса, неровные расположения зубов в ряду, их отсутствие или скученность и другие необходимые закономерности.  
 
   На основании полученных результатов врач сможет порекомендовать лечение (например, выпрямление зубов при помощи конвенциональных приспособлений или вмешательство в процесс роста зубов при помощи функциональных приспособлений). В некоторых случаях в младшем школьном возрасте лечение может избавить ребенка от необходимости прохождения более сложных методов лечения. 

Профилактика  стоматологических заболеваний  с учетом возрастных и психологических  особенностей у детей младшего школьного возраста.

 

  В младшем школьном возрасте хорошие результаты в обучении детей дают групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры, к которым дети привыкли еще в дошкольном возрасте. Учитывая это, занятия проводят в виде уроков гигиены с элементами игры. В этом возрасте особенно важна роль учителя, который становится центром жизни ребенка, определяющим его отношение к родителям и другим детям.

 

Методика обучения детей и подростков мануальным навыкам  по уходу за полостью рта с учетом типа психологического восприятия.

 

 

Тип

восприятия

Характерные

особенности

Методы

обучения

Формы

обучения

Визуально    ориен-

тированные     дети

обладают развитой

зрительно-тактиль-

ной координацией

Легко справляются с задачами, требующими развитых тонких моторных функций; мануальным навыкам обучаются быстро и хорошо

Демонстрация на моделях или иллюстрациях

Индивидуальное обучение

Аудиально-ориен-

тированные     дети

обладают посредст-

венным зрительно-

моторным  воспри-

ятием

Удовлетворительное развитие микромоторики. Мануальные навыки  приобретают медленно, нуждаются в подробных словесных инструкциях и устном поощрении

Подробное  объяс-

нение  методики чистки   зубов,  де-

монстрация на мо-

дели   и  наглядных

пособиях

Обучение

в группе

Кинестетически Ориентированные дети познают окружающий   мир тактильным способом, трудно концентрируют  свое   внимание на од- ном предмете

Хорошо    ориентированы    в пространстве, эмоционально

неустойчивы, не могут долго

находиться  в покое и концен-

трировать  внимание   на  од-

ном предмете; плохо развиты

микромоторные     движения;

нуждаются в постоянном по-

ощрении своей деятельности

Для   обучения   не-

обходима   помощь

педагогов,  родите-

лей, отработка тех-

ники    чистки    не

только  на моделях,

но   и   непосредст-

венно    в    полости

рта обучаемого

То же


  Важна  разработка образовательных программ с учетом типов психологического восприятия информации, ведущего типа деятельности в каждом возрастном периоде и других психологических аспектов, которые способствуют формированию у детей и подростков знаний и мануальных навыков по уходу за полостью рта. Для того чтобы добиться хороших результатов при обучении мануальным навыкам ухода за полостью рта, необходим индивидуальный  подход, учитывающий тип   познавательной   деятельности каждого ребенка.

   Применение  психолого-педагогических принципов в работе с детьми и подростками способствует проведению стоматологического просвещения в условиях психологического комфорта, делает процесс обучения гигиеническим навыкам интересным и эффективным, формирует активное отношение пациента к сохранению собственного здоровья в союзе с врачом.

 

Спасибо за внимание!


Информация о работе Профилактика стоматологических заболеваний у детей младшего школьного возраста