Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 14:26, реферат
Цель работы: определение методов психологического воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей младшего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения.
Задачи, вытекающие из поставленной цели, таковы:
изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, проанализировать понятие методов психологического воздействия, охарактеризовать виды памяти, ее особенности в младшем дошкольном возрасте; дать комплексную характеристику младшего дошкольного возраста и особенностей развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Введение ………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности младшего дошкольного возраст………………..5
Глава 2. Развитие памяти в раннем детстве…………………………….7
1.1. Понятие памяти, ее виды………………………………………… 7
1.2. Методы психологического воздействия на развитие памяти…14
Заключение………………………………………………………. …….17
Список литературы ……………………………………………………19
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Тольяттинский социально-педагогический колледж
Реферат
Развитие памяти у детей в младшем дошкольном возрасте
Содержание
Введение ………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности младшего дошкольного возраст………………..5
Глава 2. Развитие памяти в раннем детстве…………………………….7
1.1. Понятие памяти, ее виды………………………………………… 7
1.2. Методы психологического воздействия на развитие памяти…14
Заключение……………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………19
Введение
Память – одно из необходимых
условий для развития интеллектуальных
способностей. Но если до недавнего
времени основное внимание ученых было
обращено на школьный возраст, где, как
казалось, ребенок приобретает
При этом раннее детство - самая
благодатная почва для развития
памяти в ее многообразии. В настоящее
время многие страны, в том числе
США, Япония, Англия, Канада, Германия,
Венесуэла, вкладывают в систему
образования огромные средства, изготавливают
множество сложнейших устройств
и систем для повышения
Таким образом, актуальность
темы, выбранной автором для
Предмет исследования –
методы психологического воздействия,
объект – развитие памяти детей
младшего дошкольного возраста в
дошкольном образовательном учреждении.
Последняя деталь объясняется тем,
что именно в ДОУ можно провести
групповой эксперимент и
В ходе работы была выдвинута
гипотеза, заключающаяся в том, что
комплексное использование
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была определена цель работы, которая сводится к определению методов психологического воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей младшего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательного учреждения.
Задачи, вытекающие из поставленной цели, таковы:
изучив психолого-
Исходя из поставленных задач, строится структура работы, которая состоит из двух глав, одна из которых носит теоретический, а другая – эмпирический характер.
Глава 1 Особенности младшего дошкольного возраста
Дошкольное детство –
особый период в развитии личности.
Дети задают множество вопросов, новая
информация им крайне необходима: мозг
требует пищи. Дошкольное детство
– небольшой отрезок в жизни
человека. Но за это время ребенок
приобретает значительно
Исследования, проведенные
современными российскими психологами
Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной
и др., свидетельствуют о том, что
возможности маленького человека велики
и путем специально организованного
обучения можно сформировать у дошкольников
такие знания и умения, которые
ранее считались доступными лишь
детям значительно более
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития [1].
Для физического и нервно-
Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10—12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200—300, а к трем — до 1500 слов [2].
В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.
В раннем возрасте дети отличаются
большей неустойчивостью
При воспитании маленьких
детей следует учитывать
Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни,— сосательный — на положение для кормления. Раннее образование условных рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.
Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание — дело крайне сложное и вредное для деятельности нервной системы. Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание [2].
Результаты целенаправленного воспитания проявляются уже в два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает потребность в еде в строго определенное время; выспавшийся и сытый, он спокоен, при общении со взрослыми проявляет радость.
Вывод:
В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Раннее детство характеризуется сензитивностью к развитию памяти: в младшем дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности.
Глава 2. Развитие памяти в раннем детстве
1.1. Понятие памяти, ее виды
Память - это основа психической
жизни, основа нашего сознания. Любая
простая или сложная
Память - самая долговечная
из наших способностей. В старости
мы помним события детства
Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем "настоящим". Тем не менее настоящие - это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее.
Иными словами, память придает направленность ходу времени. Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное "я", перестает существовать.
Память - процессы организации
и сохранения прошлого опыта, делающие
возможным его повторное
Начало экспериментальному изучению памяти положили в конце прошлого века работы немецкого психолога Г. Эббингауза, который в опытах на себе наметил количественные законы заучивания, удержания и воспроизведения последовательностей, состоявших из бессмысленных слогов. Этот подход был продолжен затем в бихевиористических исследованиях "вербального научения". Почти одновременно началось изучение памяти на сложный осмысленный материал. В начале 20 века французский философ А. Бергсон противопоставил "памяти привычке", которая формируется в результате механического повторения, "память духа", фиксирующую осмысленные единичные события биографии субъекта. Роль организации материала при запоминании подчеркивалась гештальтпсихологией. В психоанализе предпринята попытка объяснения явлений забывания "вытеснением" неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания.
Одним из основных вопросов в теории памяти являет вопрос о ее развитии. В детской психологии до настоящего времени не выяснен основной путь развития этой функции.
Память – когнитивный
процесс, выполняющий функции
В основе памяти лежит свойство
нервной ткани изменяться по влиянием
действия раздражителей, сохранять
в себе следы нервного возбуждения.
Под следами в данном случае понимают
определенные электрохимические и
биохимические изменения в
Механизмы памяти можно рассматривать
на различном уровне, с различных
точек зрения. Если исходить из психологического
понятия ассоциации, то физиологический
механизм их образования - временные
нервные связи. Движение нервных
процессов в коре оставляет след,
проторяются новые нервные
Информация о работе Развитие памяти у детей в младшем дошкольном возрасте