Тревожность у учеников
младшего школьного возраста
Опубликовано 19.08.2013 - 16:48 - Яковлева
Наталья Васильевна
ВВЕДЕНИЕ
С поступлением ребенка
в школу в его жизни происходят
существенные изменения, коренным образом
меняется социальная ситуация развития,
формируется учебная деятельность, которая
является для него ведущей. Именно на основе
учебной деятельности развиваются основные
психологические новообразования первоклассника.
Тем самым мышление становится доминирующей
функцией, начинает определять работу
и всех других функций сознания - они интеллектуализируются
и становятся произвольными.
Начальная цель взаимодействия
психолога с ребенком-первоклассником
- это определение (и в случае
необходимости формирование) его готовности
к школе (ее интеллектуальных, мотивационных,
поведенческих характеристик), выявление
индивидуальных особенностей на любом
уровне их развития, особенностей познавательной
сферы, а также сформированности личности
первоклассника.
Переходный период от дошкольного
к школьному является наиболее сложным
и «уязвимым». Не сформированность необходимых
психологических образований, требуемых
учебных умений и навыков, мотивационная
или интеллектуальная неготовность ребенка
к обучению нередко приводят к возникновению
различных типов школьной дезадаптации,
т.е. к трудностям и сложным проблемам
в учебной деятельности, общении, поведении.
У первоклассника проявлениями дезадаптации
могут быть трудности в усвоении и выполнении
предъявляемых требований, низкая успеваемость,
крайние формы недисциплинированности.
Психологическими причинами
этого может быть низкий уровень
функциональной готовности - так
называемая школьная незрелость,
т.е. несоответствие степени созревания
определенных мозговых структур, нервно-психических
функций задачам школьного обучения. Школьная
незрелость проявляется в низком уровне
развития таких функций, как тонкая моторика,
следование образцу в деятельности и поведении
и др.
Кроме того, частой причиной
школьной дезадаптации служит слабое
или недостаточное развитие произвольной
сферы (прежде всего неумение слушать
и точно выполнять указания взрослого,
действовать в соответствии с правилами,
развитие произвольного внимания, произвольной
памяти). У каждого ребенка - свои школьные
проблемы и трудности.
Школьная тревожность
— это одна из типичных проблем,
с которыми сталкивается школьный психолог.
Особое внимание она привлекает потому,
что выступает ярчайшим признаком школьной
дезадаптации ребенка, отрицательно влияя
на все сферы его жизнедеятельности: не
только на учебу, но и на общение, в том
числе и за пределами школы, на здоровье
и общий уровень психологического благополучия.
Данная проблема осложняется
тем, что довольно часто в практике школьной
жизни дети с выраженной тревожностью
считаются наиболее «удобными» для учителей
и родителей: они всегда готовят уроки,
стремятся выполнять все требования педагогов,
не нарушают правила поведения в школе.
С другой стороны, это не единственная
форма проявления высокой школьной тревожности;
зачастую это проблема и наиболее «трудных»
детей, которые оцениваются родителями
и учителями как «неуправляемые», «невнимательные»,
«невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие
проявлений школьной тревожности обусловлено
неоднородностью причин, приводящих к
школьной дезадаптации. Вместе с тем, несмотря
на очевидность различий поведенческих
проявлений, в их основе лежит единый синдром
— школьная тревожность, которую не всегда
бывает просто распознать.
Гипотеза - в связи с тем, что посещение
школы для первоклассника представляет
собой принципиально новую форму организации
жизни, школьная тревожность является
неотъемлемой частью адаптационного периода
и отрицательно влияет на психоэмоциональное
состояние ребенка и может привести к
школьной дезадаптации. В ходе проведения
коррекционно-развивающих занятий происходит
значительное снижение уровня школьной
тревожности у первоклассников.
Цельисследования: изучение природы и функций
тревоги и тревожности, ее влияние на уровень
школьной адаптации первоклассников;
диагностирование уровня школьной тревожности
у первоклассников, ее профилактика и
коррекция.
Задачи:
- Изучить литературу о
природе и функциях тревоги
и школьной тревожности в широком
смысле этих слов, об особенностях
школьной тревожности у первоклассников;
- Выявить общий уровень
тревожности у детей, связанный с
поступлением в 1 класс и обучением их
в школе.
- Разработать и провести
коррекционно-развивающие занятия,
цель которых – снижение уровня
школьной тревожности у первоклассников.
Объект исследования
-тревожность детей младшего
школьного возраста.
Предмет исследования- школьная тревожность первоклассников;
Методы исследования: тестирование, наблюдение, опрос.
Для проведения экспериментально
– психологического исследования
были выбраны следующие методики
- тесты - опросники
- опросы родителей учащихся
и учителей
«Методика диагностики школьной
тревожности А.М.Прихожан»,
- «Изучение эмоционального
отношения ребенка к школе» (О.Н.Истратова,
Т.В.Эксакусто)
- Методика «Сказка» (В.А.Кореневская)
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
1.1. Понятие тревожности
Слово «тревожный» отмечается
в словарях с 1771 года. Существует много
версий, объясняющих происхождение этого
термина. Автор одной из них полагает,
что слово «тревога» означает трижды повторенный
сигнал об опасности со стороны противника.
В психологическом словаре
дано следующее определение тревожности:
это «индивидуальная психологическая
особенность, заключающаяся в повышенной
склонности испытывать беспокойство в
самых различных жизненных ситуациях,
в том числе и в таких, которые к этому
не предрасполагают».
Следует отличать тревогу от
тревожности. Если тревога — это эпизодические
проявления беспокойства, волнения ребенка,
то тревожность является устойчивым состоянием.
Например, случается, что ребенок волнуется
перед выступлениями на празднике или
отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется
не всегда, иногда в тех же ситуациях он
остается спокойным. Это — проявления
тревоги. Если же состояние тревоги повторяется
часто и в самых разных ситуациях, (при
ответе у доски, общении с незнакомыми
взрослыми и т.д.), то следует говорить
о тревожности.
Тревожность не связана с какой-либо
определенной ситуацией и проявляется
почти всегда. Это состояние сопутствует
человеку в любом виде деятельности. Когда
же человек боится чего-то конкретного,
мы говорим о проявлении страха. Например,
страх темноты, страх высоты, страх замкнутого
пространства.
К. Изард объясняет различие
терминов «страх» и «тревога» таким образом:
тревога — это комбинация некоторых эмоций,
а страх — лишь одна из них (1999).
Страх может развиваться у человека
в любом возрасте: у детей от 1 года до 3
лет нередки ночные страхи, на 2-ом году
жизни, по мнению А.И. Захарова, наиболее
часто проявляется страх неожиданных
звуков, страх одиночества, страх боли
(и связанный с этим страх медицинских
работников). В 3-5 лет для детей характерны
страхи одиночества, темноты и замкнутого
пространства. В 5 —7 лет ведущим становится
страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше
всего боятся «быть не тем, о ком хорошо
говорят, кого уважают, ценят и понимают»
(А.И.Захаров, 1995, с. 50).
Каждому ребенку присущи определенные
страхи. Однако, если их очень много, то
можно говорить о проявлениях тревожности
в характере ребенка.
Тревожность отражается на
всех сферах жизнедеятельности ребенка,
заметно ухудшая его самочувствие и осложняя
отношения с окружающим миром.
Современная эпоха, насыщенная
социально-экономическими преобразованиями,
создала условия для увеличения тревоги
и волнений. Как известно, тревогу и волнения
на эмоциональном и мыслительном уровне
взрослые передают своим детям. В стране
выросло число семей, неблагополучных
в экономическом, психологическом, педагогическом
аспектах. Сегодня существует тенденция
роста неполных семей и семей с одним ребенком.
При этом замечено, что наиболее подвержены
развитию тревожности единственные дети
в семье, которые становятся центром родительских
забот и тревог. В семьях, где присутствует
эмоциональное напряжение, также создаются
условия для развития тревожности у ребенка.
Дети старшего дошкольного возраста очень
чувствительны
к конфликтным отношениям родителей.
Анализ современной литературы, посвященной
проблемам детской тревож-ности, и опыт
консультирования позволяют представить
причины развития тревожности у детей
следующим образом:
- отсутствие у детей ощущения физической
безопасности;
- отвержение и враждебность, демонстрируемые
взрослыми;
- ребенок, как зеркало, отражает родительские
тревоги;
- к ребенку предъявляются завышенные
требования;
- авторитарный стиль общения взрослого
с ребенком;
- негибкая, догматическая система воспитания;
- неблагоприятные микросоциальные и бытовые
условия;
- противоречия между высокими притязаниями,
вызванными захваливанием и реальными
возможностями детей.
Тревожный ребёнок имеет неадекватную
самооценку: заниженную, завышенную, часто
противоречивую, конфликтную. Он испытывает
затруднения в общении, редко проявляет
инициативу, поведение – приневротического
характера, с явными признаками дезадаптации,
интерес к учёбе снижен. Ему свойственна
неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих
механизмов, минимальная самореализация.
Проблема тревожности является
одной из наиболее актуальных проблем
в современной психологии. Среди негативных
переживаний человека тревожность занимает
особое место, часто она приводит к снижению
работоспособности, продуктивности деятельности,
к трудностям в общении. Человек с повышенной
тревожностью впоследствии может столкнуться
с различными соматическими заболеваниями.
Разобраться в феномене тревоги, а также
в причинах ее возникновения достаточно
сложно. В состоянии тревоги мы, как правило,
переживаем не одну эмоцию, а некоторую
комбинацию различных эмоций, каждая из
которых оказывает влияние на наши социальные
взаимоотношения, на наше соматическое
состояние, на восприятие, мышление, поведение.
При этом следует учитывать, что состояние
тревоги у разных людей может вызываться
разными эмоциями. Ключевой эмоцией в
субъективном переживании тревоги является
страх.
Следует различать тревогу
как состояние и тревожность как свойство
личности. Тревога - реакция на грозящую
опасность, реальную или воображаемую,
эмоциональное состояние диффузного безобъектного
страха, характеризующееся неопределённым
ощущением угрозы (в отличие от страха,
который представляет собой реакцию на
вполне определённую опасность). Тревожность
- индивидуальная психологическая особенность,
состоящая в повышенной склонности испытывать
беспокойство в различных жизненных ситуациях,
в том числе и тех, объективные характеристики
которых к этому не предрасполагают.
Наряду с попытками прийти к
согласованному определению для описания
состояния тревоги, исследователи пытаются
выявить, в чем кроются истинные причины
возникновения этого состояния. Среди
возможных причин называются и физиологические
особенности (особенности нервной системы
- повышенная чувствительность или сензитивность),
и индивидуальные особенности, и взаимоотношения
со сверстниками и с родителями, и проблемы
в школе и многое другое. Многие специалисты
сходятся во мнении, что среди причин,
вызывающих детскую тревожность, на первом
месте - неправильное воспитание и неблагоприятные
отношения ребенка с родителями, особенно
с матерью.
Тревожность может порождаться
как реальным неблагополучием личности
в наиболее значимых областях деятельности
и общения, так и существовать вопреки
объективно благополучному положению,
являясь следствием определенных личностных
конфликтов, нарушений в развитии самооценки
и т. п.
Тревожность как свойство личности
во многом обуславливает поведение субъекта.
Определенный уровень тревожности - естественная
и обязательная особенность активной
деятельной личности. У каждого человека
существует свой оптимальный или желательный
уровень тревожности - это так называемая
полезная тревожность. Оценка человеком
своего состояния в этом отношении является
для него существенным компонентом самоконтроля
и самовоспитания. Однако, повышенный
уровень тревожности является субъективным
проявление неблагополучия личности.
Тревожность оказывает влияние
и на самооценку ребенка. Повышенный уровень
тревожности у ребенка может свидетельствовать
о его недостаточной эмоциональной приспособленности
к тем или иным социальным ситуациям. Это
порождает общую установку на неуверенность
в себе.
У детей младшего дошкольного возраста
тревожность – явление редкое и, как правило,
носит невыраженный характер. Чем старше
ребенок, тем конкретнее, реалистичнее
его тревоги. Если маленьких детей беспокоят
сверхъестественные чудовища, прорывающиеся
к ним через порог подсознания, то старших
дошкольников уже будет беспокоить ситуация,
связанная с насилием, ожиданием, насмешками.
Тревога далеко не всегда выступает в
явной форме, поскольку является довольно
тягостным состоянием. И как только она
возникает, в душе ребенка включается
целый набор механизмов, которые «перерабатывают»
это состояние во что-то другое, пусть
тоже неприятное, но не столь невыносимое.
Это может неузнаваемо изменить всю внешнюю
и внутреннюю картину тревоги.
Самый простой из психологических механизмов
срабатывает практически мгновенно: лучше
бояться чего-то, чем неизвестно чего.
Так возникают детские страхи. Страх –
«первая производная» тревоги. Его преимущество
в его определенности, в том, что он всегда
оставляет какое-то свободное пространство.
Если, например, ребенок боится собак,
то может гулять там, где собак нет, и чувствовать
себя в безопасности. Ребенок может панически
бояться самостоятельного выхода во двор,
и в основе этого лежит семейный конфликт,
глубоко им переживаемый. Хотя страх по
сравнению с тревогой дает несколько большее
чувство безопасности, все же и это состояние,
жить в котором трудно. Поэтому, как правило,
переработка тревожных переживаний на
стадии страха не заканчивается. Чем старше
дети, тем реже проявления страха, и тем
чаще – скрытые формы проявления тревоги.
У некоторых детей эту защитную функцию
выполняют определенные ритуальные действия,
которые «охраняют» их от возможной опасности.
Примером может служить ребенок, старающийся
не наступать на стыки бетонных плит и
трещины в асфальте. Отрицательная сторона
таких ритуалов – некоторая вероятность
перерастания подобных действий в неврозы
навязчивости.
Однако, необходимо учитывать, что тревожный
ребенок просто не нашел другого способа
борьбы с тревогой. При всей неадекватности
и нелепости таких способов их нужно уважать,
не высмеивать, а помогать ребенку другими
методами «отреагировать» на свои проблемы,
нельзя разрушать «островок безопасности»,
ничего не давая взамен.
Прибежищем многих детей, их спасением
от тревоги является мир фантазий. В фантазиях
ребенок разрешает свои неразрешимые
конфликты, в мечтах находят удовлетворение
его неудовлетворенные потребности. Сама
по себе фантазия – замечательное качество,
присущее детям, позволяющее человеку
выходить за пределы действительности,
строить свой внутренний мир, не скованный
условными рамками, творчески подходить
к решению различных вопросов. Однако,
фантазия не должна быть полностью оторвана
от реальности, между ними должна быть
постоянная взаимосвязь.
Фантазии тревожных детей, как правило,
лишены этого свойства. Мечта не продолжает
жизнь, а, скорее, противопоставляет себя
ей. Если в жизни ребенок не общительный,
у него мало друзей, то в мечтах он является
лидером детской компании и совершает
героические поступки, вызывающие у всех
восхищение. То, что такие дети на самом
деле могли бы достичь предмета своих
мечтаний, не интересует, даже если это
стоит незна-чительных усилий. Реальные
их достоинства и победы ждет та же участь.
Они, вообще, стараются не думать о том,
что есть на самом деле, поскольку все
реальное для них наполнено тревогой.
Собственно говоря, реальное и фантазийное
у них меняется местами: они живут именно
в сфере своей мечты, а все, что за пределами
этой сферы воспринимается, как тяжелый
сон.
Однако, такой уход в иллюзорный мир недостаточно
надежен – рано или поздно требования
большого мира ворвутся в мир ребенка,
и нужны будут более эффективные методы
защиты от тревоги.
Изучая детский возраст, Эрик Берн пришел
к выводу, что есть тревожные дети, которые
приходят к простому умозаключению, –
чтобы ничего не бояться, нужно сделать
так, чтобы боялись меня. Поэтому агрессивное
поведение часто бывает формой сокрытия
личной тревожности. Тревожность иногда
очень трудно разглядеть за агрессивностью.
Самоуверенные, агрессивные, при каждом
удобном случае унижающие других, тревожными
отнюдь не выглядят. И, тем не менее, нередко
в глубине души у таких детей скрывается
тревога. А поведение и внешний вид – лишь
способы избавления от чувства неуверенности
в себе, от сознания своей неспособности
жить, как хотелось бы.
Таким образом, тревожность отражается
на всех сферах жизнедеятельности ребенка,
заметно ухудшая его самочувствие и осложняя
отношения с окружающим миром. При этом
причины формирования высокого уровня
тревожности как в природных, генетических
факторах развития психики ребенка, так
и – причем в большей степени – в социальных.
Если первые факторы формирования тревожности
трудно поддаются коррекции, то для коррекции
социальных факторов вполне возможно
создать соответствующие условия, чтобы
преодолеть развитие высокого уровня
тревожности в детском возрасте.