Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 16:43, реферат
Чтобы научить пациента выполнять действия, направленные на развитие утраченных в связи с болезнью способностей обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний, медсестре необходимы знания сфер обучения человека (пациента), на которые она сможет профессионально воздействовать.
1. Познавательная - направленная на умение пациента анализировать и синтезировать, а также абстрактно мыслить, используя полученные из окружающей среды знания, впечатления.
СФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Чтобы научить пациента выполнять действия,
направленные на развитие утраченных
в связи с болезнью способностей обслуживать
себя, если нет для этого противопоказаний,
медсестре необходимы знания сфер обучения
человека (пациента), на которые она сможет
профессионально воздействовать.
1. Познавательная - направленная на
умение пациента анализировать и синтезировать,
а также абстрактно мыслить, используя
полученные из окружающей среды знания,
впечатления.
2. Эмоциональная - характеризует настроение,
зависит от эмоциональных свойств личности:
впечатлительности, сентиментальности,
отзывчивости, черствости и т.д.
Наблюдая за пациентом, медсестра отмечает
изменения внешнего вида:
• злобный - указывает на нарушение потребности
общаться, нарушение эмоциональней сферы,
психические заболевания, дефекты характера
и воспитания, самочувствие;
• испуганный - указывает на страх, психические
состояния (фобии, невроз и др.), темперамент
(меланхолик), мнительность, лабильность;
• апатичный - чаще по темпераменту « флегматик»,
могут быть патологические изменения
сферы (апатия), патология воли (абулия
или гипобулия), а также индивидуальные
особенности характера;
• растерянный - указывает на индивидуальные
особенности, страх (незнание сути предстоящих
обследований, плана лечения, прогнозов
болезни и т.д.);
• не может найти себе места - трактуется
как психомоторное возбуждение, страх
перед предстоящими обследованиями, операциями,
манипуляциями и др., боль , эмоциональный
шок;
• состояние аффекта - вспышка эмоциональной
сферы, кратковременное по времени;
• уравновешенный - является нормой поведения,
устойчивого эмоционального состояния;
• признаки тревожности - потирание рук,
напряженность в позе, голосе - являются
признаками неустойчивого эмоционального
состояния или особенностями характера
(мнительность), указывают на наличие страха
перед манипуляциями, предстоящим обследованием
и т.д.
3. Психомоторная сфера - характеризует
изменение настроения, чувств, двигательную
активность пациента, зависит от психомоторного
развития личности, общего самочувствия,
нервно-психических и соматических заболеваний.
Изменение настроения
Наблюдение |
Трактовка |
Настроение | |
состояние мрачного недовольства, гневливости, злобы, негодования. |
негативное, неблагоприятное отношение к своей ситуации, патология эмоциональной сферы (дисфория) |
повышенное радостное, "солнечное" настроение |
прилив сил, выражение
радости по поводу своей |
тревожно-депрессивное |
неуверенность в своем положении, особый тип темперамента (меланхолик), тревога, патология эмоций, психзаболевания (фобии) |
состояние полного безразличия к происходящему, равнодушие |
патология эмоциональной сферы (апатия) |
энергичное настроение |
норма поведения |
Чувства | |
безысходности |
патология эмоций (дипрессия), состояние обреченных и умирающих больных, неврологические и псих заболевания |
раздражительности, непереносимости длительного ожидания, физического или психического напряжения |
невротические состояния, патология эмоциональной сферы отношение к своему состоянию здоровья |
тревоги |
невротические состояния, патология эмоциональной сферы, отношение к своему состоянию здоровья |
повышенная чувствительность, эмоциональная неустойчивость (чувства пациента легко сменяют друг друга) |
колебания настроения, патология эмоций (эмоциональная лабильность), заболевания головного мозга, психопатии |
гневливость, злоба, пациент гневно, с возмущением реагирует на какие-либо ситуации |
патология эмоций, психзаболевния и др. |
состояние острого возбуждения, беспокойства, сопровождаемое страхом, плачем |
патология сознания (делирий), невротические состояния (психостения, невроз навязчивых состояний, истерия), психзаболевания, патология эмоций (беспокойство, страх) |
угрюмость, подавленность,
отсутствие интереса к |
патология эмоций и др. |
Медсестра оценивает как пациент сипит,
ходит, стоит во время беседы, часто ли
меняет положение тела. Такая деятельность
зависит от общего самочуствия, психических
и эмоциональных состояний (эйфория), психзаболеваний,
соматических заболеваний, патологии
сознания (делирии, галлюцинации).
Если во время разговора пациент пытается
дотронуться до Нас, то это может являться
индивидуальной особенностью личности,
или национальными особенностями (холерик),
патологией ощущений, психзаболеванием,
тактикой выражения отношения к собеседнику.
Часто пациенты активно жестикулируют,
что не соответствует ходу разговора,
а активная жестикуляция возникает в ответ
на внутреннее напряжение. Такое состояние
может указать на нервно-психическое заболевание,
патологию двигательно-волевой сферы,
эмоциональной сферы (эйфория, истерия).
Двигательная скованность может явиться
результатом патологии опрно-двигательного
аппарата, патологии сознания (сопор, оглушенность),
патологии воли (ступору, патологии эмоциональной
сферы (депрессия, тоска, уныние) мышечного
стопора, соматических и психических заболеваний.
Жесты плавные, подчеркивающие смысл сказанного
являются нормой поведения.
К психомоторной сфере пациента относится
и манера говорить.
Медсестра должна уметь распознать манеру
говорить и дать трактовку речи пациента:
Наблюдение |
Трактовка |
Манера говорить | |
Речь: |
|
быстрая |
индивидуальные особенности, темперамент (холерик), патология эмоций (эйфория) |
медленная |
индивидуальные особенности, темперамент (флегматик), патология эмоций, патология сознания (оглушенность, сопор), соматические и психические заболевания |
запинающаяся |
патология сознания (оглушенность), патология мышления, речи (афазия) |
эмоциональная |
индивидуальные особенности,
темперамент, патология эмоций (эйфория),
невротические и |
монотонная |
патология речи и мышления, психзаболевания |
громкая |
индивидуальные особенности, темперамент, нарушение слуха, патология эмоций (эйфория), невротические и психзаболевания |
шепотная |
Психзаболевания, афония |
невнятная |
патология мышления, речи, сознания (бред), психзаболеваения |
обеднение словарного запаса |
недостаток или патология интеллекта и мышления (дебильность, имбецильность), старческая деменция. патология речи, индивидуальные особенности |
говорит обрывками, тяжело |
патология сознания, мышления,
речи, соматические заболевания (одышка),
неврологические и |
не отвечает на поставленные
вопросы: (неадекватная реакция |
психические нарушения
и заболевания патология |
4. Социально-психологическая сфер
Наблюдение |
Трактовка |
Самооценка | |
полное отрицание своего заболевания |
следствие психических заболеваний, при новообразованиях, туберкулезе |
неполное осознание своей болезни, обращается к медработнику с просьбой помочь, но отрицает наличие болезни |
может быть при психически» заболеваниях, интоксикациях, соматических заболеваниях, при гипоксии головного мозга |
наличие способности
к правильной сценке ситуации,
умение понять свои |
сильные, уравновешенные,
психически зрелые люди, обычно
правильно реагируют и |
признание факта своей болезни, но пациент обвиняет в ней кого-либо |
соматические заболевания,
невротические и |
Условия эффективного обучения
Для того чтобы обучение пациента или его близких было максимально эффективным, медицинской сестре необходимо учитывать множество факторов.
В первую
очередь ей требуется правильно оценить
потребность пациента и/или его семьи
в обучении, мотивировать их, оценить исходный
уровень знаний и умений пациента, учесть
факторы, влияющие на способность к обучению.
Затем медицинской сестре необходимо
разумно организовать обучение: продумать
его содержание, выбрать место и время
обучения, создать благоприятную обстановку,
использовать разнообразные педагогические
приемы и, наконец, оценить качество обучения.
Каждый человек испытывает
потребность иметь жизненные ценности
(карьера, семья, материальное благополучие).
Но потребности в жизни и здоровье присущи
всем людям. Сестринское обучение позволяет
во многом удовлетворить их. При обследовании
медицинская сестра выявляет, что именно
пациент знает о своем заболевании, какие
повседневные манипуляции он не умеет
выполнять. Однако чтобы простимулировать
пациента или его близких к обучению, его
необходимо мотивировать.
Для каждого обучаемого
мотивация индивидуальна. Но в каждом случае должен присутствовать
познавательный интерес, без которого
эффективное обучение невозможно. Например,
обучение человека, не страдающего сахарным
диабетом и не имеющего больных родственников,
технике введения инсулина не будет успешным,
так как он не испытывает интереса к обучению,
ему это просто не нужно. Мотивами к обучению
могут быть сохранение и укрепление здоровья,
восстановление утраченного здоровья,
облегчение состояния (своего или близких),
необходимость осуществлять самоуход.
Для медицинской сестры важно суметь заинтересовать
пациента в необходимости получения тех
или иных знаний, умений и навыков и правильно
выбрать момент, когда пациент готов усвоить
нужную информацию.
Готовность пациента
к обучению зависит:
- от состояния здоровья - при
тяжелом состояния пациента обучение
лучше отложить;
- состояния сознания - обучение
должно проводиться только при ясном сознании
пациента и совершенно невозможно, если
пациент находится без сознания;
- умственных способностей (интеллекта),
образования обучаемого - при низких умственных
способностях процесс обучения возможен,
но потребует от медицинской сестры значительных
физических и эмоциональных затрат;
- возраста - чем младше пациент,
тем меньший объем информации он может
усвоить и овладеть только самыми несложными
действиями; преклонный возраст также
не способствует эффективному обучению.
Особое
значение имеет оценка исходного уровня
знаний и умений пациента. Если человек уже имеет представление
о своем заболевании, режиме активности,
диете, профилактике, рецидивах, то его
обучение будет более успешным. Но в то
же время если имеющаяся информация не
будет совпадать с той, которую ему сообщает
медицинская сестра, то эффективность
обучения снижается. Важно учитывать мнение
пациента о новой информации и его отношение
к тому, что нужно изменить в своем поведении.
Например, если пациент всегда
был уверен в том, что упитанное не является
признаком здоровья, то ему трудно будет
принять информацию о разгрузочных диетах.
На усвоение информации влияет
и прошлый опыт пациента. Если у человека
на фоне приема гипотензивных препаратов
часто возникают гипертонические кризы,
то ему трудно будет изменить свое отношение
к ним, чтобы добиться успеха, и наоборот,
если противорецидивное лечение ранее
было успешным, то больного будет легче
научить правильно питаться и выполнять
адекватную физическую и эмоциональную
нагрузку.
Обучение должно
удовлетворять нескольким условиям: быть доступным, последовательным,
интересным, научным (т.е. отражать современные
официальные взгляды на изучаемый вопрос).
Необходимую
информацию медицинская сестра должна
давать небольшими блоками от простого
к более сложному.
Желательно проводить занятия
в отдельной проветренной комнате в тишине
при достаточном освещении и оптимальной
температуре. Задания должны быть понятными
и однозначными, например наложить манжетку
на плечо, набрать в шприц 12 ЕД инсулина,
опереться правой рукой на плечо медицинской
сестры.
Темп обучения
подбирают индивидуально. Для человека с высокими способностями
к обучению и знакомого с изучаемой манипуляцией
он будет гораздо выше, чем для человека,
совершенно несведующего в изучаемых
вопросах. В любом случае переходить к
следующему блоку информации медицинская
сестра может только после того, как пациент
полностью усвоил предыдущий.
Обучение всегда начинается
с более простых повседневных навыков
(перемещение в постели, по палате, прием
пиши, умывание, пользование мочеприемником),
затем переходят к более сложным (измерение
АД, введение инсулина, пользование индивидуальной
коляской). Необходимо избегать сложных
медицинских терминов. Если их необходимо
использовать, термины разъясняют и рекомендуют
пациенту записывать в виде словарика.
Объяснения
желательно подкреплять большим количеством
примеров.
Можно и желательно использовать
в обучении специальную медицинскую литературу,
инструменты. Кроме того, медицинская
сестра может обучить пациентов вести
дневник наблюдения, в котором они будут
отражать показатели своего здоровья:
пульс, АД, массу тела, количество выпитой
и выделенной жидкости. Если пациенту
трудно запоминать даты и сроки, его обучают
отмечать их в календаре.
Чтобы пациент усвоил необходимую
информацию, медицинская сестра должна
правильно определить продолжительность
занятия. Процесс обучения не должен наслаиваться
на время обхода, выполнения процедур,
приема пищи, посещения родственников.
Пациент должен быть отдохнувшим, сытым,
его не должны беспокоить чрезмерные неприятные
ощущения (боли, рвота, лихорадка). Нецелесообразно
увеличивать длительность занятий более
20 - 25 мин, так как после этого периода внимание
обучаемого значительно ослабевает.
В течение всего процесса обучения
медицинская сестра должна поощрять активное
участие и заинтересованность пациента
в обучении, что может выражаться похвалой,
одобрением, перспективой (например, возможным
снижением дозы лекарства при скрупулезном
соблюдении диеты или питьевого режима).