Общение в сестринском деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

целью нашей работы стало изучение общения в сестринском деле.
Для достижения данной цели мы поставили задачи:
анализ литературы по данной теме;
раскрытие видов общения и принципов общения;
дать характеристику типам медицинских сестер

Содержание

Введение
3
Глава 1. Особенности взаимоотношений в лечебной деятельности

1.2. Виды общения
10
1.3 «Контакт масок»
13
1. 4.Примитивное общение
16
1.5.Формально-ролевое общение
19
1.6.Деловое общение
53
1.7.Духовное межличностное общение
55
1.8.Манипуляционное общение

Глава 2. Тактика медицинского работника.

2.1.Особенности личности медицинского работника

2.2.Медсестра и больной, принципы общения с пациентом

2.3.Типы медицинских сестёр и их характеристика

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_Oбщeниe в Сестринском деле.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего  профессионального образования

«Тольяттинский  медицинский колледж» 

 

Специальность Сестринское дело 

 

МДК «Сестринское дело»  

 

 

  

 

 

  

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ 

 

 

 

студентки Сухачевой Валерии

группы С-202 

 

 

 

Руководитель Селиванова  

 

2013 – 2014

учебный год

 

Оглавление 

 

Введение

3

Глава 1. Особенности взаимоотношений в лечебной деятельности

 

1.2. Виды общения

10

1.3 «Контакт масок»

13

1. 4.Примитивное общение

16

1.5.Формально-ролевое общение

19

1.6.Деловое общение

53

1.7.Духовное межличностное общение

55

1.8.Манипуляционное общение

 

Глава 2. Тактика медицинского работника.

 

2.1.Особенности личности медицинского работника

 

2.2.Медсестра и больной, принципы общения с пациентом

 

2.3.Типы медицинских сестёр и их характеристика

 

Заключение

 

Список  использованной литературы

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность

Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с врачом или медсестрой. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач и выдаёт медсестра, от лечебных процедур также назначаются врачом, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное - это правильный настрой, который зависит от психического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с врачом, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению

Поэтому целью нашей работы стало  изучение общения в сестринском деле.

Для достижения данной цели мы поставили задачи:

  1. анализ литературы по данной теме;
  2. раскрытие видов общения и принципов общения;
  3. дать характеристику типам медицинских сестер

Объект исследования  - общение в сестринском деле

Предмет исследования - изучение видов общения в сестринском деле.

Изучением данной проблемы занимались российские ученые

Общение - это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной(вербальной)и бессловесной(невербальной)информации. 
В последние годы в науке используется вместо слова «общение» термин «коммуникация». 
Вербальная информация отражается в высказываниях или написанных (письмо) чувствах, мыслях, наблюдениях. Невербальная информация отражает поступки или поведение того, передает информацию без использования речи или написания (письма). 
          Общение в сестринском деле - это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации(приспособления)к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья. 
         Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника. Кроме того, лицами, вовлечёнными в контакт с пациентом, могут быть врач, психолог, медсестра, социальный работник.

         В лечебной деятельности формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, это отношения между врачом и больным, медсестрой и больным. Образуется по словам И.Харди связь «врач, сестра, больной». Повседневная лечебная деятельность многими нюансами связана с психологическими и эмоциональными факторами.

 

 

 

 

Отношения между врачом и больным являются основой любой лечебной деятельности. (И.Харди).

Цель контактов  между медицинским работником и  пациентом – медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Такие отношения обусловлены в определённой мере и условиями, в которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно предположить неоднозначность важность контактов в системе взаимодействия медработник – пациент. Однако, не следует понимать, что существует заинтересованность в таком взаимодействии лишь со стороны пациента. Медработник, по идее, не в меньшей мере заинтересован в оказании помощи больному, ведь эта деятельность является его профессией. У медработника есть собственные мотивы и интересы взаимодействовать с пациентом, которые позволили ему выбрать медицинскую профессию.

Для того, чтобы  процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был  эффективным, необходимо изучать психологические  аспекты подобного взаимодействия. Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медсестры.

Можно говорить о значимости для эффективного и  бесконфликтного взаимодействия пациента с медработниками такого понятия, как  коммуникативная компетентность, т.е. способность устанавливать и  поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Этот процесс подразумевает достижение взаимопонимания между партнёрами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Следует отметить, что коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой врача и медсестры. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент вынужден обращаться за помощью к врачу, коммуникативная компетентность важна и для самого больного.

При хорошем  контакте с врачом пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение  имеет лучший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений.

Одной из основ  лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека.

В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать  пациента, что представляется необходимым  для формирования контакта между ним и медработником, в частности, врачом. Умение выслушать больного человека не только помогает определить-диагносцировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента.

Важно отметить, что необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространённых в  клинической медицине терапевтических  отделениях находятся больные самого различного профиля. Это, например, пациенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, органов дыхания, почек и др. И нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения, что оказывает влияние и на процесс взаимоотношений медработника и больного. Длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у пациентов комплекс различных психогенных реакций.

Но не только эти факторы  сказываются на психологической  атмосфере и состоянии пациента. В результате психогений может усложняться течение основного соматического заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных. И, кроме того, в терапевтических отделениях на обследовании и лечении находятся больные с жалобами на деятельность внутренних органов, нередко даже не подозревая того, что эти соматические нарушения психогенного характера.

В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с соматогенными  и психогенными нарушениями. И в  тех, и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему состоянию.

Соматогенно обусловленные  психические нарушения чаще возникают  у тревожно-мнительных больных с  ипохондрической фиксацией на своём  состоянии. В их жалобах, помимо обусловленных основным заболеванием, много неврозоподобных. Например, жалобы на слабость, вялость, быструю утомляемость, головную боль, нарушение режима сна, страх за своё состояние, чрезмерную потливость, сердцебиение и др. Отмечаются даже различные аффективные нарушения в виде периодически возникающей тревоги и тоски различной степени выраженности. Такие нарушения часто наблюдаются у больных с гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, у лиц, страдающих язвенной болезнью желудка и двенадцати перстной кишки. А неврозоподобная симптоматика часто может маскировать клинику основного заболевания. В результате этого феномена больные люди обращаются к специалистам различного профиля.

В обиходе часто приходится слышать о «хорошем» или «правильном» обращении с пациентом. И в противовес к этому, к сожалению, приходится слышать о «бездушном», «плохом» или «холодном отношении к больным людям. Важно отметить, что различного рода жалобы, возникающие этические проблемы свидетельствуют об отсутствии необходимых психологических знаний, а также практики соответствующего общения с пациентами со стороны медработников. Различия взглядов медработника и больного.

Различия точек зрения медработника и пациента могут быть обусловлены их социальными ролями, а также и другими факторами.

Например, врач склонен искать, прежде всего, объективные признаки заболевания. Он старается ограничить анамнез для дальнейшего определения  предпосылок для дальнейшего  соматического исследования и т.д. А для пациента в центре внимания и интересов всегда стоит его субъективное, личное переживание болезни. В связи с этим, врач должен рассматривать эти субъективные ощущения как реальные факторы. Он должен даже постараться прочувствовать или уловить переживания больного, понять и оценить их, отыскать причины тревог и переживаний, поддерживать их положительные стороны, также использовать их для более эффективного содействия больному при его обследовании и лечении.

Различия же во всех взглядах и точках зрения врача (медсестры) и  пациента вполне закономерны и предопределены, в данной ситуации, их различными соцролями. Однако, врачу (медсестре) необходимо следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие противоречия. Поскольку эти противоречия могут поставить под угрозу взаимоотношения медперсонала и больного, и тем самым, затрудняя оказание помощи больному, затрудняя лечебный процесс.

Для преодоления различий во взглядах медработнику необходимо не только выслушивать с большим  вниманием пациента, но и постараться  как можно лучше его понять. Что происходит в душе, мыслях больного человека? Врач должен откликнуться на рассказ пациента со всеми своими знаниями, разумом во всей полноте своей личности. Реакция медработника должна быть резонансом на услышанное.

Виды  общения.

Выделяют следующие виды общения (Самыгин. С.И):

«Контакт масок» – это формальное общение. Отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используя привычные маски (вежливости, учтивости, скромности, участливости и др.). Набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

В рамках диагностического и лечебного взаимодействия он проявляется  в случаях малой заинтересованности врача или пациента в результатах  взаимодействия. Это может происходить, к примеру, при проведении обязательного профилактического осмотра, в котором пациент чувствует себя несамостоятельным, а врач – не имеющим необходимых данных для проведения объективного и всестороннего обследования и вынесения обоснованного заключения.

Примитивное общение. Оценивают другого человека, как нужный или мешающий объект, если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – отталкивают.

Подобный вид общения  может встречаться в рамках манипуляционного общения врача и пациента в случаях, когда целью обращения к врачу становится получение каких-либо дивидендов. Например, больничного листа, справки, формального экспертного заключения и др. С другой стороны, формирование примитивного вида общения может происходить по желанию врача – в случаях, когда пациент оказывается человеком, от которого может зависеть благополучие врача. Например, руководитель. Интерес к участнику контакта в подобных случаях пропадает сразу вслед за получением желаемого результата.

Формально-ролевое общение. Регламентированными оказываются и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Подобный выбор  рода общения со стороны врача  может быть обусловлен профессиональной перегрузкой. Например, у участкового врача на приёме.

Деловое общение. Общение, учитывающее особенность личности, характера, возраста, настроения собеседника при нацеленности на интересы дела, а не на возможные личностные расхождения.

При общении  врача с пациентом такой вид  взаимодействия становится неравным. Врач рассматривает проблемы больного с позиции собственных знаний, и он склонен директивно принимать решения без согласования с другим участником общения и заинтересованным лицом.

Информация о работе Общение в сестринском деле