Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:34, дипломная работа
Цель дипломного проекта: определение путей развития государственного управления сферой здравоохранения в Чувашской Республике через реализацию целевых программ. определение путей решения проблем реализации цел прог в сфере государственного управления здравоохранением в Чувашской Республике. В соответствии с поставленной целью в процессе исследования были поставлены следующие задачи: 1) Составить представление о сущности государственного управления сферой здравоохранения России и Чувашии и использовании в этом управлении целевых программ. Так же проанализировать законы и нормативную документацию, выступающую правовой основой государственного управления сферой здравоохранения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ…………………………………………..
1.1. Сущность и приоритеты государственного управления сферой здравоохранения в Российской Федерации………………………...
1.2. Система нормативно-правовых актов, регулирующих государственное управление сферой здравоохранения…………...
1.3. Программно-целевое управление сферой здравоохранения в Российской Федерации ……………………………………………
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ…………..
2.1. Современное состояние государственного управления сферой здравоохранения в Чувашской Республике………………………...
2.2. Республиканская целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы» и результаты ее реализации……………………………
ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010-2020 ГОДЫ»………………………………………………………... 45
3.1. Основные проблемы реализации республиканской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы»
3.2. Рекомендации для преодоления проблем реализации республиканской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы»………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 58
– управление в сфере здравоохранения,
– медицинское страхование,
– медицинские учреждения,
– частная медицинская практика;
– медицинская экспертиза и др.
Согласно ст.3 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций республик в составе Российской Федерации, настоящих Основ и принимаемых в соответствии с ними других законодательных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовых актов автономной области, автономных округов, краев, областей.
Таким образом, законодательство РФ в
сфере здравоохранения
В соответствии с вышеизложенным, иерархически выстроенную систему источников об охране здоровья населения можно представить следующим образом:
1) Конституция РФ13 (в частности, включает в обязанность государства охрану труда и здоровья людей (ст.7, ч.1); устанавливает право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 п.2); закрепляет разграничение предметов ведения в сфере здравоохранения между РФ и ее субъектами, а также бюджет субъекта РФ в части средств, предназначенных на нужды здравоохранения (ст.41, п.1) и пр.
2) Нормы международного права14;
3) Специальное законодательство об охране здоровья граждан:
4) Общее законодательство об охране здоровья граждан (иные федеральные законы (гл. 15; ст. 120, 122, 124, 123 гл. 25 ст. 235–238; гл. 26 ст. 246–248, 250, 251 Уголовного кодекса РФ и др.); Гражданский кодекс РФ (ст. 779–783, 1064–1083, 1099–1101 и 150–152 ГК, и др.); Трудовой кодекс РФ (ст. 323); Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (гл. 6); ст. 10 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»), законы субъектов РФ, нормативно-правовые акты представительных органов муниципального образования, содержащие нормы об охране здоровья граждан);
5) Подзаконные нормативные акты по вопросам, связанным с охраной здоровья граждан:
а) акты органов общей компетенции:
6) Иные источники, содержащие нормы об охране здоровья граждан (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, локальные нормативные акты органов управления здравоохранением и медицинских учреждений).
Помимо федеральных законов и норм, существуют нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. Рассмотрим нормативные акты в сфере здравоохранения Чувашской Республики:
1. Закон Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. №53 «Об охране здоровья граждан в Чувашской Республике» (в редакции законов ЧР от 02 июня 2006 г. №21, от 14 июля 2006 г. №36).
2. Закон Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. № 48 «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике».
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики 29.06.2007 г. № 459 «О государственных стандартах качества предоставления бюджетных услуг».
4.
Постановление Кабинета Министров Чувашской
Республики
от 31 марта 2009 г. N 100 "О республиканской
целевой программе "Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотическими
средствами и их незаконному обороту в
Чувашской Республике на 2010-2020 годы".
5. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.09.2008 №279 о республиканской целевой программе «Оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи населению Чувашской Республики на 2011–2020 годы».
6. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.03.2009 №108 о республиканской целевой программе «Дети Чувашии на 2010–2020 годы».
7. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.05.2010 №127 о республиканской целевой программе «Формирование здорового образа жизни у населения Чувашской Республики (2010–2012 годы)»15.
Таким образом, государственное управление сферой здравоохранения определяется разработанной системой нормативно-правовых актов. Одним из эффективных методов государственного управления здравоохранением является программно-целевое управление. Рассмотрим подробнее программный метод управления сферой здравоохранения.
1.3 Программно-целевое управление сферой здравоохранения в Российской Федерации.
В системе управления важнейшее значение имеют его цель16 и задачи. Определение целей – первооснова, которой подчинено функционирование систем управления, начиная с разработки задач и формирования их структур и кончая оценкой результатов деятельности (соответствие достигнутого поставленным целям). Поэтому в отрасли здравоохранения все шире применяется программно-целевое управление, ориентированное на достижение конкретных целей.
Отметим
особенности содержания понятия
«целевая программа» в здравоохранении.
Характеристика «целевая» подчеркивает
направленность программы на достижение
заранее установленной, четко обозначенной
цели, имеющей социально-экономическую,
валео-демографическую или эпидемиологическую
природу. Таким образом, «сущность целевой программы» в здравоохранении
представляет собой: «комплекс мероприятий научно-исследовательского,
экспериментального, производственно-
пространстве, обеспечены ресурсами и согласованы по исполнителям и срокам осуществления17.
Важнейшим принципом совершенствования
системы здравоохранения в
При этом в основу организационной структуры закладывается какая-либо цель (либо сумма целей) или комплексная программа, и им подчиняются соответствующие элементы и их взаимосвязи. Это способствует интеграции финансовых, интеллектуальных, природных, производственных, информационных ресурсов.
Программно-целевое управление в России реализуется через федеральные целевые программы, которые представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих, в частности, эффективное решение задач в области охраны здоровья населения.
Сложность и одна из основных трудностей использования программно-целевых методов в организации профилактики и лечении основных неинфекционных заболеваний состоит в том, что реальные результаты, достоверно фиксирующие снижение уровня заболеваемости, а тем более смертности, достигаются не сразу, а спустя существенный отрезок времени.
Целевые программы в сфере здравоохранения широко стали применяться и реализовываться в России с 90-х годов ХХ века – до начала ХХI века.
Признан положительный опыт18 реализации ряда федеральных целевых Программ: «Развитие медицинской промышленности и улучшение обеспечения населения лекарственными средствами» (1992 - 1997 гг.); «Неотложные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения» (1994 - 1996 гг.); «Охрана территорий Российской Федерации от завоза распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей животных и растений, а также токсичных веществ» (1994 - 1996 гг.).
Отдельно можно вспомнить о двух программах.
Целевая федеральная программа «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России» (1998-2000 гг.) была обусловлена значительным повышением уровня заболевания в конце 90-х гг. В1999 г. 820,1 млн. руб. или 66,7% от планового объема финансирования федеральных целевых программ направили именно на реализацию данной программы.
Следующая федеральная целевая программа «Безопасное материнство» на 1995-1997 гг. (продлена на 1998-2000гг. и 2001-2002гг.) была разработана на основе Концепции безопасного материнства, предложенной Всемирной Организацией Здравоохранения. Программа была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.94 №1173.
За период реализации федеральной целевой программы "Безопасное материнство" (1995-2001 годы) были разработаны и приняты законодательные акты по социальной поддержке материнства. С учетом реализации аналогичных региональных программ в субъектах Российской Федерации созданы 70 перинатальных центров, в том числе в Чувашской Республике.
На оснащение учреждений родовспоможения
и детства регионов современной
лечебно-диагностической
За годы реализации Программы организовано 472 центра планирования семьи и репродукции; более 20 молодежных центров и центров репродуктивного здоровья подростков.
Необходимо коротко обозначить программы (может быть, самые важные в сфере здравоохранения), принятые с начала ХХI века до 2012 г.
Одной из последних реализованных программ в сфере здравоохранения является федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы.
В результате, в 2007 г. осуществили строительство и реконструкцию 4 объектов учреждений родовспоможения и детства, 16 объектов детских домов-интернатов для умственно отсталых детей и реабилитационных центров для детей-инвалидов, 22 объектов учреждений образования для детей-сирот.
В 2008 – 2010 гг. – дополнительное внимание было уделено техническому оснащению специализированных учреждений.
Таблица 1.Финансирование ФЦП «Дети России»
ПРЕДУСМОТРЕНО ТЕКСТОМ ФЦП (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ) |
Наименование |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Весь период |
Предусмотрено из федерального бюджета по направлению капитальные вложения |
2215,26 |
2435,00 |
1556,77 |
1555,26 |
7762,29 |
Предусмотрено из федерального бюджета по направлению НИОКР |
9,40 |
10,00 |
6,30 |
4,25 |
29,95 |
Предусмотрено из федерального бюджета по направлению "прочие нужды" |
749,90 |
566,81 |
827,83 |
457,96 |
2602,50 |
Всего предусмотрено текстом программы из федерального бюджета |
2974,56 |
3011,81 |
2390,90 |
2017,47 |
10394,74 |
ФАКТИЧЕСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ФЦП ПО ДАННЫМ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА (ДАННЫЕ 2012 ГОДА ПО СОСТОЯНИЮ НА 1.10.2012) |