Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:34, дипломная работа
Цель дипломного проекта: определение путей развития государственного управления сферой здравоохранения в Чувашской Республике через реализацию целевых программ. определение путей решения проблем реализации цел прог в сфере государственного управления здравоохранением в Чувашской Республике. В соответствии с поставленной целью в процессе исследования были поставлены следующие задачи: 1) Составить представление о сущности государственного управления сферой здравоохранения России и Чувашии и использовании в этом управлении целевых программ. Так же проанализировать законы и нормативную документацию, выступающую правовой основой государственного управления сферой здравоохранения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ…………………………………………..
1.1. Сущность и приоритеты государственного управления сферой здравоохранения в Российской Федерации………………………...
1.2. Система нормативно-правовых актов, регулирующих государственное управление сферой здравоохранения…………...
1.3. Программно-целевое управление сферой здравоохранения в Российской Федерации ……………………………………………
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ…………..
2.1. Современное состояние государственного управления сферой здравоохранения в Чувашской Республике………………………...
2.2. Республиканская целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы» и результаты ее реализации……………………………
ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010-2020 ГОДЫ»………………………………………………………... 45
3.1. Основные проблемы реализации республиканской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы»
3.2. Рекомендации для преодоления проблем реализации республиканской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы»………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 58
На реализацию мероприятий Программы в 2011 году направлено 818,9 тыс. рублей, из которых целевых средств – 238 тыс. рублей.22
Как отметила министр здравоохранения и социального развития Самойлова Алла Владимировна, комплексная планомерная работа в Чувашии, направленная на проведение профилактических мероприятий по сокращению незаконного потребления наркотических средств, ограничение доступности наркотических средств, находящихся в незаконном обороте, совершенствование технологий, способствующих противодействию незаконному обороту наркотических средств, дальнейшее оснащение лечебно-профилактических учреждений республики необходимым лабораторно-диагностическим оборудованием с целью совершенствования системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией, позволили достичь целевых индикаторов реализации Программы.
В республике по итогам 2011 года зарегистрировано 1197 больных наркоманией (95,7 на 100 тыс. населения) и 1661 потребитель наркотиков без явлений зависимости (132,8 на 100 тыс. населения). Распространенность наркомании в Чувашской Республике в 2,6 раза ниже в сравнении с показателями Российской Федерации (247,3 на 100 тыс. населения) и Приволжского федерального округа (244,7 на 100 тыс. населения).
К началу 2012 года значительно снизились показатели заболеваемости населения Чувашии наркоманией: с 3,4 на 100 тыс. населения в 2010 году до 2,0 на 100 тыс. населения в 2011 году.
Совершенствование методов первичной профилактики, особенно среди групп повышенного риска (детей и подростков), проведение постоянного мониторинга, внедрение современных превентивных технологий, функционирование информационно-консультативных кабинетов, внедрение анонимных методов обследования и лечения привели к стабилизации эпидемиологической ситуации в группе злоупотребляющих наркотическими веществами детей и подростков (с 2,9 на 100 тыс. детско-подросткового населения в 2010 году до 1,7 в 2011 году). В течение последних трех лет в республике не зарегистрировано новых случаев заболеваемости наркоманией среди несовершеннолетних.
Также Алла Самойлова рассказала о введении рецептурного отпуска препаратов с малым содержанием кодеина или его солей в Российской Федерации с 1 июня 2012 г. Министерством здравоохранения и социального развития России разработан приказ от 17.05.2012 г. №562н «Об утверждении Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества».
В соответствии с указанным приказом отпуску по рецептам подлежат не только комбинированные лекарственные препараты, содержащие кодеин и его соли, но и комбинированные лекарственные препараты, содержащие другие наркотические средства и психотропные вещества в малых дозах. Приказом регламентировано производить отпуск комбинированных лекарственных препаратов, содержащих кодеин или его соли, по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы 148-1/у-88.
ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010-2020 ГОДЫ» В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
3.1 Основные проблемы реализации республиканской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы»
Среди множества целевых программ в сфере здравоохранения мы выделили целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы». Эта проблема нам представляется наиболее актуальной, т.к. касается прежде всего подростковой и молодежной среды, поскольку это наиболее уязвимая группа населения в плане приобщения к психоактивным веществам.
Наркомания, пожалуй, одно из самых страшных явлений нашей современности. С каждым днем все больше людей попадает в страшные сети порока, стараясь при помощи него скрыться от ежедневных проблем. Плата за это велика, а результаты порой необратимы. Даже пройдя специальный курс лечения, человек не может освободиться от наркотической зависимости. По прошествии многих лет может возникнуть невыносимая тяга вновь вернуться к наркотикам. И то, что раньше казалось легким спасением от ежедневной рутинной жизни, превращается в кошмар. Во всем мире люди, в чьи непосредственные заботы входит здоровье нации, объединяют все усилия, чтобы еще раз напомнить человечеству, каким страшным недугом является наркомания. К сожалению, в настоящее время наркомания является очень прибыльным бизнесом, позволяющим обогащаться на несчастьях других.
Ежегодно наркотики убивают 70 тысяч человек в России (данные ФСКН РФ). По ее данным ежегодно наркоманами становится 86 тысяч россиян или 235 человек ежедневно подсаживается на наркотики, однако общее число наркоманов не увеличивается, так как смертность от наркотиков самая высокая. От наркомании излечивается не более 10% наркоманов. Средний возраст погибшего наркомана в России – 28 лет.
В 2009 году Россия заняла первое место в мире по употреблению героина – таковы официальные данные управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН).
По данным зарубежных экспертов в нашей стране оседает от 75 до 80 тонн героина – самого опасного и безжалостного наркотика. Это в 3,5 раза больше чем в США и Канаде вместе взятые и в 2 раза больше чем в Китае, а ведь в Китае миллиардное население.
При реализации целевых программ в сфере здравоохранения в Чувашской Республике можно выделить следующие основные проблемы:
1) Недостаточность финансирования проводимых в рамках целевой программы мероприятий. На 2012 год на реализацию мероприятий программы было запланировано 14720,0 тыс. руб, из них 13280,0 тыс. руб из бюджета Чувашской Республики, 1440,0 тыс. руб из внебюджетных источников. Из них 8000 тыс. руб. должно быть выделено на организацию загородного реабилитационного центра ГУЗ «Республиканский наркологический диспансер», выделяются средства на ремонт зданий, на покупку лекарственных средств.
Несмотря на все вышеперечисленные мероприятия, объем финансирования недостаточный. По данным Минздравсоцразвития Чувашии, на 1 января 2012 г. на учете в наркологических учреждениях республики состоят 2858 человек, причем большинство из них входят в возрастную группу от 18 до 35 лет. Это официальная статистика, неофициальная – количество наркоманов в 7-10 раз выше. Наиболее высокая степень концентрации наркозависимых лиц наблюдается в крупных городах республики. Так, в г. Чебоксары зарегистрировано более 70% наркозависимых от их общего количества по республике, на втором месте находится г. Канаш – более 8%, далее г. Новочебоксарск – 7%, г. Алатырь – около 5%, г. Шумерля – 2,5%. По сведениям Управления ФСКН России по Чувашской Республике, на этих же территориях регистрируется подавляющее большинство наркопреступлений.
Достаточное финансирование должно быть
направлено на переобучение и обеспечений
методическими пособиями
Из-за постоянного совершенствования
наркотиков и их химического состава,
необходимо модернизировать
Достаточные денежные средства должны быть направлены на финансирование мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и профилактике наркотической зависимости.
Оплата труда работников наркологических
диспансеров и персонала
Проблема финансирования является главенствующей, которую необходимо решать в первую очередь. От этого зависит успешность реализации программы.
2) Недостаточная скоординированность действий органов государственной власти на муниципальном, региональном и федеральном уровне.
Реформа местного самоуправления, проходящая в России, поставила перед муниципальными органами власти и перед учреждениями здравоохранения немало проблем, среди которых: отсутствие должного финансирования, проблемы взаимодействия со всеми уровнями власти, связанные с межбюджетными отношениями и разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Муниципальные органы совместно с региональными исполнительными органами власти должны быть главными координаторами при реализации целевых программ, потому что они являются конечным звеном между государством и обществом. Органы федеральной и региональной власти должны обеспечивать достаточность и бесперебойность финансирования всех мероприятий, предусмотренных программой, а также осуществлять контроль за выполнением поставленных целей. Именно от слаженных и целенаправленных действий властей на местном уровне зависит полное освоение выделенных денежных средств и эффективность реализации программы.
3) Предупреждение преступлений,
связанных с незаконным
Профилактика преступлений в сфере незаконного
оборота наркотиков – это комплекс социальных,
образовательных и медико-
По оценке Интерпола ежегодный мировой оборот наркобизнеса составляет 500-800 миллиардов долларов. По мнению экспертов из Национального антикоррупционного комитета, до 30 процентов этой суммы тратится на подкуп государственных чиновников. Решение коррупции среди работников государственных органов является одним из факторов, влияющих на успешную борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
Таким образом, основными проблемными моментами реализации государственной культурной политики в Чувашской Республике являются недостаточность финансирования мероприятий целевых программ в сфере здравоохранения, недостаточная скоординированность действий и недостаточность взаимосвязанности федерального, регионального и муниципального уровней, а также предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
3.2 Рекомендации для преодоления проблем реализации республиканской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2010-2020 годы».
В Чувашской Республике проводится целенаправленная работа по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Сформировано единое информационное пространство по противодействию незаконному обороту наркотиков, расширению межведомственного взаимодействия и межрегионального сотрудничества в сфере борьбы с распространением наркотических средств, направленное на формирование негативного отношения к употреблению наркотиков, пропаганду здорового образа жизни.
Субъектами профилактики накоплен
большой опыт работы в новых социально-
В антинаркотическую работу активно включаются общественные организации, традиционные религиозные конфессии, созданы волонтерские движения.
Для внедрения технологий эффективной
профилактики наркомании осуществляются
обучение и повышение квалификации
специалистов различных министерств
и ведомств, обеспечение их методическими
материалами, разработка и внедрение
антинаркотических образователь
В рамках настоящей Программы
При разработке Программы учитывались
Республиканский и Российский опыт
противодействия злоупотреблени
Введен в эксплуатацию центр
медико-психологической
В результате предпринятых мер к началу 2010 года значительно снизились показатели заболеваемости населения республики наркоманией: с 6,5 на 100 тыс. населения в 2008 году до 5,6 в 2009 году. В течение последних двух лет не зарегистрировано новых случаев заболеваемости наркоманией среди несовершеннолетних.
На организацию семинаров по нераспространению наркотиков среди детей выделено 60 тыс. руб., 20 тыс. руб. на спортивно массовые мероприятия среди детей и подростков, 100 тыс. руб. выделено на социальную рекламу, 50 тыс. руб. на обучение врачей, 100 тыс. руб. на учебно-методические пособия и т.д.