Школа будущего глазами врача

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – смоделировать «школу будущего» глазами врача.
В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
• проанализировать данные Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02»;
• на основе данного анализа составить представление того, как должна выглядеть школа будущего глазами врача, и разработать один день из ученика такой школы.

Содержание

Введение 2
Цели и задачи 4
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях 5
Принципы функционирования "Школы будущего" 10
Заключение 16
Приложение №1 18
Литература 26

Вложенные файлы: 1 файл

итог.docx

— 61.47 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ  И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ

 

 

 

  Заведующая кафедрой

                               Насыбуллина Галия Максутовна,

доктор медицинских наук, профессор.

 

 

 

 

«Школа будущего глазами врача»

 

 

 

 

 

 

Выполнили: Микрюкова Ю.,

Мельник Я., Юдина М.,

студентки группы ОЛД-310

Научный руководитель:

ассистент кафедры

З.В.Обвинцева

   

 

 

 

 

 

 

 

ЕКАТЕРИНБУРГ, 2012

Содержание

 

Введение            2

Цели и задачи           4

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации 

обучения в общеобразовательных  учреждениях               5

Принципы функционирования "Школы будущего"     10

Заключение           16

Приложение №1           18

Литература            26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как будет выглядеть  школа будущего? Нет? А мы попробовали  представить себе такую школу…

Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и  привычки, ценностное отношение к  здоровью целесообразно начать развивать  именно в этот период.

В этом же возрасте закладываются  и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых  ребенком в специально проецируемой деятельности.

Школьный период в развитии наиболее важен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого  организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

Именно поэтому мы всерьёз  заинтересовались этой темой и решили изучить её.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи:

Цель курсовой работы – смоделировать «школу будущего» глазами врача.

В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:

  • проанализировать данные Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02»;
  • на основе данного анализа составить представление того, как должна выглядеть школа будущего глазами врача, и разработать один день из ученика такой школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных  учреждениях.

С 1 сентября 2011 года вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных  учреждениях. 
Новые санитарно-эпидемиологические требования затрагивают практически все сферы школьной жизни. В них прописаны требования к зданию школы, территории, температуре и освещению в классах, указана почасовая нагрузка на учащихся разных классов, определено время на отдых и школьные перемены, приведены рекомендации к организации медицинского обслуживания обучающихся. 
Данные санитарно-эпидемиологические правила являются обязательными для исполнения всеми физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией школ, воспитанием и обучением обучающихся.  
Мы приведем лишь некоторые требования новых СанПинов.

Основные требования к  школам в соответствии с СанПиН 2.4.2.1178-02: 

  1. Требования к размещению общеобразовательных учреждений.
  2. Требования к территории общеобразовательных учреждений.
  3. Требования к зданию.
  4. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений.
  5. Требования к воздушно-тепловому режиму.
  6. Требования к естественному и искусственному освещению.
  7. Требования к водоснабжению и канализации.
  8. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

Требования к  размещению общеобразовательных учреждений

Земельные участки для  строительства новых школ предоставляются  только при наличии санитарно-эпидемиологического  заключения, подтверждающего соответствие участки санитарным правилам. 
Здания школ должны находиться в зоне жилой застройки за пределами гаражей, автомагистралей,  объектов железнодорожного транспорта, метро, маршрутов взлета и посадки самолетов. 
Через территорию общеобразовательных учреждений не должны проходить магистральные инженерные городские коммуникации.

Требования к  территории общеобразовательных учреждений

Школьная территория должна быть огорожена забором и озеленена на 50%, за исключением районов Крайнего Севера. 
На территории общеобразовательного учреждения выделяют зоны: физкультурно-спортивная зона, для отдыха и хозяйственная. Допускается также выделение учебно-опытной зоны.  
Физкультурно-спортивная зона должна быть оборудована площадками для занятий спортом. Спортивные площадки должны иметь твердое покрытие, а футбольное поле травяной покров. На сырых площадках, имеющих неровности, занятия не проводятся. 
Если у школы нет своей спортивной площадки или стадиона, для проведения уроков допускается использование спортивных сооружений, расположенных вблизи школы  и оборудованных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.  
На территории хозяйственной зоны должны быть мусоросборники с плотно закрывающимися крышками. Контейнеры для мусора должны размещаться на расстоянии не менее 25м от пищеблока и окон учебных классов. 
Территория школы должна иметь наружное искусственное освещение. 
На территории школы не допускается расположение сооружений и построек, функционально не связанных с общеобразовательным учреждением.

Требования к  зданию школы

Вновь строящиеся или реконструируемые общеобразовательные учреждения должны иметь вместимость, рассчитанную для  обучения только в одну смену. Высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 метров. Площадь классов принимается без учета площади, необходимой для размещения дополнительной мебели (шкафы для хранения учебных пособий, тумбы и пр.), и должна составлять не менее 2,5 кв.м на 1 ученика при фронтальных формах занятий и 3,5 кв.м при групповых и индивидуальных формах работы.

Начальные классы должны быть выделены в отдельный учебный  блок, имеющий выход на территорию школы. За каждым классом начальной  школы должно быть закреплено учебное помещение, в котором проводятся все уроки, кроме физкультуры. Для учащихся 1-х классов, посещающих продленку, должны быть предусмотрены спальные комнаты площадью не менее 4м2 на одного человека.

Учащиеся 1-х классов должны обучаться в помещениях, не выше второго этажа, 2-4 классов — не выше третьего. На верхних этажах (выше третьего) должны размещаться учебные  помещения и кабинеты, которые  посещают учащиеся 8-11 классов, а также  административно-хозяйственные помещения.

На первом этаже школы  должны также размещаться раздевалка, спортивный зал, медкабинет. Высота спортзала  должна быть не менее 6 метров. При спортивных залах рекомендуется установить раздевалки, отдельные для мальчиков  и девочек туалеты и душевые  кабины.

Каждый этаж здания школы  должен быть оборудован туалетами для  мальчиков и девочек в расчете 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек и 1 унитаз, 1 писсуар, 1 умывальник на 30 мальчиков. Также в школе  для учащихся 5-11 классов должны быть предусмотрены комнаты личной гигиены площадью не менее 3 кв.м, оборудованные биде или поддоном с гибким шлангом, унитазом и раковиной. Количество таких комнат берется из расчета 1 кабина на 70 человек.

Требования к  оборудованию помещений общеобразовательных  учреждений

В школьных учебных помещениях могут быть использованы различные  виды ученической мебели, в зависимости  от назначения этих помещений: школьные парты, одноместные или двухместные  ученические столы, аудиторные столы, чертежные, лабораторные столы в  комплекте со стульями и другие. Не допустимо использование скамеек  или табуреток. Ученическая мебель должна быть изготовлена из безопасных материалов и соответствовать росто-возрастным особенностям учеников и требованиям эргономики. Учащиеся начальной школы должны заниматься за партами, имеющими специальный регулятор наклона рабочей поверхности.

Меловые классные доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих  высокую адгезию с мелом. Они  должны хорошо очищаться влажной  губкой, иметь темно-зеленый цвет и антибактериальное покрытие. В  школах могут использоваться также  маркерные доски и интерактивные.

Спальные комнаты для  детей, посещающих продленку, должны быть раздельными для девочек и  мальчиков и оборудованы подростковыми  или встроенными одноярусными кроватями.

Требования к  воздушно-тепловому режиму

Температура воздуха в  учебных помещениях, вестибюле, раздевалке, библиотеке, столовой, рекреационных  должна составлять 18-24С°, в спортивном зале и мастерских 17-20Сº, в спальне, игровых комнатах 20-24Сº, в душевых 25Сº, медкабинетах 20-22Сº.

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

Наиболее оптимальный  возраст для начала школьного  обучения — 7 лет. В школу могут  приниматься и дети, которым к 1 сентября исполнилось не менее 6 лет  и 6 месяцев. 
В классах должно быть не более 25 человек. В классах компенсирующего обучения — не более 20 учеников. 
Учебные занятия должны начинаться не ранее 8 часов утра. Не допускается проведение нулевых уроков. 
В образовательных учреждениях с углубленным изучением определенных предметов, лицеях, гимназиях обучение должно проводиться только в первую смену. 
В школах, работающих в 2 смены, обучение 1-х, 5-х, 9-х и 11-х классов и классах компенсирующего обучения должно проходить в первую смену. 
Не допускается обучение в 3 смены.

Недельная нагрузка на учеников должна быть распределена равномерно. Чтобы предупредить переутомления  и сохранить оптимальный уровень  работоспособности в течение  всей недели, учащиеся должны иметь облегченный день в четверг или пятницу. 
Не зависимо от продолжительности рабочей недели, число уроков в день не должно превышать 5 в начальных классах (кроме 1-го), и 6 уроков в 5-11 классах.

В течение учебного дня  должна может проводиться только одна контрольная работа. Проводить контрольные рекомендуется на 2-4 уроках.

Продолжительность урока  не должна превышать 45 минут, для 1-го класса и классов компенсирующего обучения — 40 минут.

В 1-м классе учебный  процесс строится, исходя из следующих  требований:

- уроки проводятся только  в первую смену и по 5-дневной учебной неделе; 
- обучение имеет ступенчатый режим в первом полугодии (в сентябре-октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре по 4 урока по 35 минут, в январе-мае по 4 урока по 45 минут каждый); 
- в середине учебного дня рекомендуется организовывать динамическую паузу не менее 40 минут; 
- учащиеся, посещающие группу продленного дня, должны иметь дневной сон не менее 1-го часа и обеспечены 3-разовым питанием и прогулками; 
- обучение проводится без балльных оценок и домашних заданий; 
- при традиционном режиме обучения первоклассники имеют дополнительные недельные каникулы в середине III четверти.

Вес ежедневного комплекта  учебников и письменных принадлежностей  не должен превышать: для учащихся 1 – 2-х классов – более 1,5 кг, 3 – 4-х классов – более 2 кг; 5 – 6-х – более 2,5 кг, 7 – 8-х – более 3,5 кг, 9 – 11-х – более 4,0 кг.

В целях профилактики нарушения  осанки учащимся начальных классов  рекомендуется иметь два комплекта учебников: один – для использования на уроках в школе, второй – для приготовления домашних заданий.

Учащихся, часто болеющих простудными заболеваниями, ангинами, ОРЗ, рекомендуется рассаживать  подальше от наружной стены класса. 
Учащихся, сидящих на крайних рядах (1 и 3 ряды при трехрядной расстановке парт), не реже чем 2 раза за учебный год, необходимо менять местами.

 

 

 

 

 

Школа будущего глазами врача.

 

Принципы функционирования «Школы будущего»

1. Соблюдение преемственности  российского образования.

2. Оптимальное количество учеников в классе (не больше 25 человек).

3. Обеспечение безопасности образовательного процесса.

4. Обеспечение достижения  морфо-функциональной зрелости растущего  организма тем требованиям, которые  предъявляет жизнь.

5. Современное оборудование учебных кабинетов, обеспечение наглядными пособиями и цифровыми образовательными ресурсами.

6. Реформирование системы физического воспитания, индивидуальная траектория физического развития ребенка.

7. Обеспечение обучения  в соответствии с возрастными  особенностями познания, восприятия  и работоспособности.

8. Функционирование центра предшкольной подготовки.

9. Создание в школе центра досуга молодежи, возможности дополнительного образования.

10. Школа – центр образования, физического развития, досуга детей.

Информация о работе Школа будущего глазами врача