Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 20:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – смоделировать «школу будущего» глазами врача.
В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
• проанализировать данные Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02»;
• на основе данного анализа составить представление того, как должна выглядеть школа будущего глазами врача, и разработать один день из ученика такой школы.
Введение 2
Цели и задачи 4
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях 5
Принципы функционирования "Школы будущего" 10
Заключение 16
Приложение №1 18
Литература 26
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ
Заведующая кафедрой
Насыбуллина Галия Максутовна,
доктор медицинских наук, профессор.
«Школа будущего глазами врача»
Выполнили: Микрюкова Ю.,
Мельник Я., Юдина М.,
студентки группы ОЛД-310
Научный руководитель:
ассистент кафедры
З.В.Обвинцева
ЕКАТЕРИНБУРГ, 2012
Содержание
Введение 2
Цели и задачи 4
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в
Принципы функционирования "Школы будущего" 10
Заключение 16
Приложение №1 18
Литература 26
Введение
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как будет выглядеть школа будущего? Нет? А мы попробовали представить себе такую школу…
Фундамент здоровья человека
закладывается в детском
В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности.
Школьный период в развитии наиболее важен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
Именно поэтому мы всерьёз заинтересовались этой темой и решили изучить её.
Цели и задачи:
Цель курсовой работы – смоделировать «школу будущего» глазами врача.
В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
С 1 сентября 2011 года вступили
в силу новые санитарно-
Новые санитарно-эпидемиологические требования
затрагивают практически все сферы школьной
жизни. В них прописаны требования к зданию
школы, территории, температуре и освещению
в классах, указана почасовая нагрузка
на учащихся разных классов, определено
время на отдых и школьные перемены, приведены
рекомендации к организации медицинского
обслуживания обучающихся.
Данные санитарно-эпидемиологические
правила являются обязательными для исполнения
всеми физическими, юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями,
деятельность которых связана с проектированием,
строительством, реконструкцией, эксплуатацией
школ, воспитанием и обучением обучающихся.
Мы приведем лишь некоторые требования
новых СанПинов.
Основные требования к
школам в соответствии с СанПиН 2.4.2.1178-02:
Требования к размещению общеобразовательных учреждений
Земельные участки для
строительства новых школ предоставляются
только при наличии санитарно-
Здания школ должны находиться в зоне
жилой застройки за пределами гаражей,
автомагистралей, объектов железнодорожного
транспорта, метро, маршрутов взлета и
посадки самолетов.
Через территорию общеобразовательных
учреждений не должны проходить магистральные
инженерные городские коммуникации.
Требования к территории общеобразовательных учреждений
Школьная территория должна
быть огорожена забором и озеленена на 50%,
за исключением районов Крайнего Севера.
На территории общеобразовательного учреждения
выделяют зоны: физкультурно-спортивная
зона, для отдыха и хозяйственная. Допускается
также выделение учебно-опытной зоны.
Физкультурно-спортивная зона должна
быть оборудована площадками для занятий
спортом. Спортивные площадки должны иметь
твердое покрытие, а футбольное поле травяной
покров. На сырых площадках, имеющих неровности,
занятия не проводятся.
Если у школы нет своей спортивной площадки
или стадиона, для проведения уроков допускается
использование спортивных сооружений,
расположенных вблизи школы и оборудованных
в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
требованиями к устройству и содержанию
мест занятий по физической культуре и
спорту.
На территории хозяйственной зоны должны
быть мусоросборники с плотно закрывающимися
крышками. Контейнеры для мусора должны
размещаться на расстоянии не менее 25м
от пищеблока и окон учебных классов.
Территория школы должна иметь наружное
искусственное освещение.
На территории школы не допускается расположение
сооружений и построек, функционально
не связанных с общеобразовательным учреждением.
Требования к зданию школы
Вновь строящиеся или реконструируемые общеобразовательные учреждения должны иметь вместимость, рассчитанную для обучения только в одну смену. Высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 метров. Площадь классов принимается без учета площади, необходимой для размещения дополнительной мебели (шкафы для хранения учебных пособий, тумбы и пр.), и должна составлять не менее 2,5 кв.м на 1 ученика при фронтальных формах занятий и 3,5 кв.м при групповых и индивидуальных формах работы.
Начальные классы должны быть выделены в отдельный учебный блок, имеющий выход на территорию школы. За каждым классом начальной школы должно быть закреплено учебное помещение, в котором проводятся все уроки, кроме физкультуры. Для учащихся 1-х классов, посещающих продленку, должны быть предусмотрены спальные комнаты площадью не менее 4м2 на одного человека.
Учащиеся 1-х классов должны
обучаться в помещениях, не выше
второго этажа, 2-4 классов — не
выше третьего. На верхних этажах (выше
третьего) должны размещаться учебные
помещения и кабинеты, которые
посещают учащиеся 8-11 классов, а также
административно-хозяйственные
На первом этаже школы должны также размещаться раздевалка, спортивный зал, медкабинет. Высота спортзала должна быть не менее 6 метров. При спортивных залах рекомендуется установить раздевалки, отдельные для мальчиков и девочек туалеты и душевые кабины.
Каждый этаж здания школы должен быть оборудован туалетами для мальчиков и девочек в расчете 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек и 1 унитаз, 1 писсуар, 1 умывальник на 30 мальчиков. Также в школе для учащихся 5-11 классов должны быть предусмотрены комнаты личной гигиены площадью не менее 3 кв.м, оборудованные биде или поддоном с гибким шлангом, унитазом и раковиной. Количество таких комнат берется из расчета 1 кабина на 70 человек.
Требования к оборудованию помещений общеобразовательных учреждений
В школьных учебных помещениях
могут быть использованы различные
виды ученической мебели, в зависимости
от назначения этих помещений: школьные
парты, одноместные или двухместные
ученические столы, аудиторные столы,
чертежные, лабораторные столы в
комплекте со стульями и другие.
Не допустимо использование
Меловые классные доски должны
быть изготовлены из материалов, имеющих
высокую адгезию с мелом. Они
должны хорошо очищаться влажной
губкой, иметь темно-зеленый цвет
и антибактериальное покрытие. В
школах могут использоваться также
маркерные доски и
Спальные комнаты для
детей, посещающих продленку, должны быть
раздельными для девочек и
мальчиков и оборудованы
Требования к воздушно-тепловому режиму
Температура воздуха в учебных помещениях, вестибюле, раздевалке, библиотеке, столовой, рекреационных должна составлять 18-24С°, в спортивном зале и мастерских 17-20Сº, в спальне, игровых комнатах 20-24Сº, в душевых 25Сº, медкабинетах 20-22Сº.
Гигиенические требования к режиму образовательного процесса
Наиболее оптимальный
возраст для начала школьного
обучения — 7 лет. В школу могут
приниматься и дети, которым к
1 сентября исполнилось не менее 6 лет
и 6 месяцев.
В классах должно быть не более 25 человек.
В классах компенсирующего обучения —
не более 20 учеников.
Учебные занятия должны начинаться не
ранее 8 часов утра. Не допускается проведение
нулевых уроков.
В образовательных учреждениях с углубленным
изучением определенных предметов, лицеях,
гимназиях обучение должно проводиться только
в первую смену.
В школах, работающих в 2 смены, обучение
1-х, 5-х, 9-х и 11-х классов и классах компенсирующего
обучения должно проходить в первую смену.
Не допускается обучение в 3 смены.
Недельная нагрузка на учеников
должна быть распределена равномерно.
Чтобы предупредить переутомления
и сохранить оптимальный
Не зависимо от продолжительности рабочей
недели, число уроков в день не должно превышать
5 в начальных классах (кроме 1-го), и 6 уроков
в 5-11 классах.
В течение учебного дня должна может проводиться только одна контрольная работа. Проводить контрольные рекомендуется на 2-4 уроках.
Продолжительность урока
не должна превышать 45 минут, для 1-го класса
и классов компенсирующего
В 1-м классе учебный процесс строится, исходя из следующих требований:
- уроки проводятся только
в первую смену и по 5-дневной
- обучение имеет ступенчатый режим в первом
полугодии (в сентябре-октябре по 3 урока
в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре
по 4 урока по 35 минут, в январе-мае по 4
урока по 45 минут каждый);
- в середине учебного дня рекомендуется
организовывать динамическую паузу не
менее 40 минут;
- учащиеся, посещающие группу продленного
дня, должны иметь дневной сон не менее
1-го часа и обеспечены 3-разовым питанием
и прогулками;
- обучение проводится без балльных оценок и домашних
заданий;
- при традиционном режиме обучения первоклассники
имеют дополнительные недельные каникулы в
середине III четверти.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 – 2-х классов – более 1,5 кг, 3 – 4-х классов – более 2 кг; 5 – 6-х – более 2,5 кг, 7 – 8-х – более 3,5 кг, 9 – 11-х – более 4,0 кг.
В целях профилактики нарушения осанки учащимся начальных классов рекомендуется иметь два комплекта учебников: один – для использования на уроках в школе, второй – для приготовления домашних заданий.
Учащихся, часто болеющих
простудными заболеваниями, ангинами,
ОРЗ, рекомендуется рассаживать
подальше от наружной стены класса.
Учащихся, сидящих на крайних рядах (1 и
3 ряды при трехрядной расстановке парт),
не реже чем 2 раза за учебный год, необходимо
менять местами.
Школа будущего глазами врача.
Принципы функционирования «Школы будущего» |
1. Соблюдение преемственности российского образования. |
2. Оптимальное количество учеников в классе (не больше 25 человек). |
3. Обеспечение безопасности образовательного процесса. |
4. Обеспечение достижения
морфо-функциональной зрелости |
5. Современное оборудование учебных кабинетов, обеспечение наглядными пособиями и цифровыми образовательными ресурсами. |
6. Реформирование системы физического воспитания, индивидуальная траектория физического развития ребенка. |
7. Обеспечение обучения в соответствии с возрастными особенностями познания, восприятия и работоспособности. |
8. Функционирование центра предшкольной подготовки. |
9. Создание в школе центра досуга молодежи, возможности дополнительного образования. |
10. Школа – центр образования, физического развития, досуга детей. |