Наиболее
значимой чертой научных исследований
по молодежной проблематике является
значительный рост количества и повышение
качества региональных и межрегиональных
исследований. Серьезные исследовательского
разработки по всему комплексу молодежных
проблем были проведены в Белгородской,
Кемеровского, Самарской, Нижегородской
областях, Красноярском крае, республиках
Алтай, Башкортостан, Мордовия, Саха и
др.
Государственная
молодежная политика выражает в отношении
к молодому поколению стратегическую
линию государства на обеспечение
социально-экономического. Политического
и культурного развития России, на
формирование у молодых граждан
патриотизма и уважения к истории
и культуре Отечества, к другим народам,
на соблюдение прав человека. Эта
установка определила известное продвижение
вперед в решении рядя вопросов законодательного
закрепления прав молодых граждан и их
объединений на федеральном уровне субъектов
Российской Федерации. Укрепляется программно-целевой
подход в реализации задач государственной
молодежной политики, в практику входит
работа по приоритетам. Закрепление федеральной
программой "Молодежь России" приоритетов
государственной молодежной политики
на среднесрочную перспективу создало
условия для стабилизации направлений
деятельности в этой области.
Тем
не менее, в целом меры в области
молодежной политики пока остаются мозаичными,
а ресурсы - недостаточными для решения
крупных задач. В ряде территорий
создалась неблагоприятная ситуация
для реализации важнейших направлений
государственной молодежной политики.
Резкие смены в структурах общества
и потеря части достигнутых социальных
рубежей вновь поставили вопрос
о значимости государственной молодежной
политики.
Можно
проследить за последние 8 лет как формировался
Комитет по делам молодежи:
- Комитет Российской Федерации
по делам молодежи образовался 29.10.1992 г.
- 14.08.1996 г. Комитету был присвоен
статус Государственного комитета.
- 30.04.1998 г. Государственный Комитет
Российской Федерации по делам молодежи
упразднили.
- 22.09.1998 г. Государственный
Комитет Российской Федерации по делам
молодежи был переименован в Государственный
Комитет Российской Федерации по молодежной
политике.
- 4.07.2000 г. Государственный Комитет
Российской Федерации по молодежной политике
был упразднен. “Все организации, ранее
находившиеся в ведомстве упразднённого
комитета, вольются в структуру Министерства
образования. Министерству разрешено
иметь десять заместителей министра, в
том числе три первых, а также коллегию
в количестве двадцати пяти человек. Предельная
численность центрального аппарата - семьсот
пятьдесят единиц. Также в новой структуре
будет четыре департамента по основным
направлениям деятельности, в том числе
и по молодёжной политике. До окончательной
выработки программы деятельности новой
структуры местным органам власти рекомендовано
пока не реформировать комитеты по делам
молодёжи”.
- 27.10. 2007 г. создан Государственный
комитете Российской Федерации по делам
молодежи. В Постановлении Правительства
Российской Федерации N 706 от 27 октября
2007 говорится: "Государственный комитет
Российской Федерации по делам молодежи
осуществляет в установленной сфере деятельности
организацию мероприятий,
направленных на гражданско-патриотическое
воспитание, профессиональную ориентацию
детей, подростков и молодежи, поддержку
талантливой молодежи, организацию
деятельности молодежных туристских лагерей
и туристских баз, туризма и отдыха
для детей, подростков и молодежи, создание
условий для обеспечения реализации молодежью
своих профессиональных возможностей,
определяет порядок формирования
Федерального реестра молодежных
и детских объединений, пользующихся
государственной поддержкой, а также
порядок проведения конкурса проектов
(программ) молодежных и детских объединений
на соискание государственной поддержки.
- Указом Президента РФ от 12.05.2008
N 724 Комитет преобразован в Министерство
спорта, туризма и молодёжной политики
Российской Федерации.
- 29.05.2008 г. создано Федеральное
агентство по делам молодёжи. Организационный
статус и правовые основы деятельности
Агентства закреплены в Положении, утвержденном
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2008 г. № 409 и до 21 мая
2012 года находилось в ведении Министерства
спорта, туризма и молодежной политики
РФ.
- 21.05.2012 года Министерство спорта,
туризма и молодёжной политики Российской
Федерации указом Президента Российской
Федерации преобразовано в Министерство
спорта Российской Федерации, при этом
функции по выработке государственной
политики в области туризма переданы Министерству
культуры Российской Федерации, а функции
по разработке молодёжной политики —
Министерству образования и науки Российской
Федерации.
- 21.05.2012 Федеральное агентство
по делам молодёжи перешло в подчинение
министерства образования и науки Российской
Федерации. С 23.06.2012 руководителем Агентства
является С. Ю. Белоконев.
И
это далеко не полный список всех преобразований
федеральных органов власти РФ по
делам молодежи со времени развала
СССР и до настоящего времени. В таких
условиях постоянно меняющейся структуры
и подведомственности весьма проблематично
осуществлять любую деятельность, а тем
более вести ее успешно.
Таким
образом, мы считаем, что граждане РФ
и молодые люди, в частности, имеют
смутные представления о государственной
молодежной политике и органах государственной
власти, ответственных за ее реализацию.
Человек, в том числе и молодой,
нуждается в поддержке государства
а в условиях постоянных перемен в структуре
и функциях его органов и учреждений сделать
это проблематично.
1.2. Деятельность
Федерального агентства по делам молодёжи
(2008-...)
Федеральное
агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)
— федеральный орган исполнительной власти
в России, осуществляющий функции по оказанию
государственных услуг и управлению государственным
имуществом в сфере государственной молодёжной
политики, реализации (во взаимодействии
с общественными организациями и движениями,
представляющими интересы молодежи) мероприятий,
направленных на обеспечение здорового
образа жизни молодежи, нравственного
и патриотического воспитания и на содействие
реализации молодёжью своих профессиональных
возможностей. Об истории создания и преобразований
Росмолодежи говорилось выше. Рассмотрим
подробнее полномочия Агентства.
Согласно
Постановлению Правительства РФ "О
Федеральном агентстве по делам молодежи"8
от 29.05.2008 N 409 Федеральное агентство по
делам молодежи:
- организует реализацию мер
государственной молодежной политики;
- по запросам молодежных и детских
объединений организует подготовку и
переподготовку кадров для этих объединений;
- осуществляет меры государственной
поддержки молодежных и детских объединений
по результатам конкурса проектов (программ)
указанных объединений;
- формирует Федеральный реестр
молодежных и детских объединений, пользующихся
государственной поддержкой;
- размещает в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке заказы на поставку товаров, выполнение
работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ для государственных нужд в установленной
сфере деятельности, а также для обеспечения
нужд Агентства;
- осуществляет в порядке и пределах,
установленных федеральными законами,
актами Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации,
полномочия собственника в отношении
федерального имущества, необходимого
для обеспечения исполнения функций федеральных
органов государственной власти в установленной
пунктом 1 настоящего Положения сфере
деятельности, в том числе имущества, переданного
федеральным государственным унитарным
предприятиям и федеральным государственным
учреждениям, подведомственным Агентству;
- осуществляет функции государственного
заказчика федеральных целевых программ,
научно-технических и инновационных программ
и проектов;
- взаимодействует в установленном
порядке с органами государственной власти
иностранных государств и международными
организациями в установленной сфере
деятельности;
- осуществляет прием граждан,
обеспечивает своевременное и полное
рассмотрение устных и письменных обращений
граждан, принятие по ним решений и направление
заявителям ответов в установленный законодательством
Российской Федерации срок;
- обеспечивает в пределах своей
компетенции защиту сведений, составляющих
государственную тайну;
- обеспечивает мобилизационную
подготовку Агентства, а также контроль
и координацию деятельности подведомственных
ему организаций по мобилизационной подготовке;
- организует переподготовку,
повышение квалификации и стажировку
работников Агентства;
- осуществляет в соответствии
с законодательством Российской Федерации
работу по комплектованию, хранению, учету
и использованию архивных документов,
образовавшихся в процессе деятельности
Агентства;
- осуществляет функции главного
распорядителя и получателя средств федерального
бюджета, предусмотренных Агентству на
руководство и управление в установленной
сфере деятельности;
- организует конгрессы, конференции,
семинары, выставки и другие мероприятия
в установленной сфере деятельности;
- осуществляет иные функции
в установленной сфере деятельности, если
такие функции предусмотрены федеральными
законами, указами Президента Российской
Федерации и постановлениями Правительства
Российской Федерации.
Федеральное агентство по делам
молодежи осуществляет свою деятельность
непосредственно и через подведомственные
ему организации во взаимодействии
с другими федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями.
В
число главных приоритетов Росмолодежи
входят:
1) включение
молодежи в процесс инновационного развития
страны через раскрытие талантов и реализацию
потенциала личности;
2)
поддержка общественных молодежных
инициатив и стимулирование предпринимательской
активности;
3) разрешение
сложностей социальной адаптации молодежи,
оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
4)
воспитание молодого поколения
в духе нравственности, патриотизма
и толерантности.
Структура
федерального агентства по делам
молодежи:
- Руководитель
Росмолодежи - С. Ю. Белоконев.
- 2
заместителя руководителя.
- Управление
делами.
Управление
размещения государственного заказа
и отчетности по мероприятиям в
сфере государственной молодежной
политики.
- Управление
планирования проектов и программ
в сфере молодежной политики.
- Заместитель
начальника Управления планирования
проектов и программ в сфере молодежной
политики.
- Организационный
отдел, в том числе секретариат руководителя,
системный администратор.
- Отдел
анализа мероприятий, внутреннего
аудита и отчетности в сфере молодежной
политики.
- Отдел
государственной службы и кадров.
- Отдел
международной деятельности и молодежных
обменов.
- Отдел
подготовки и размещения государственного
заказа в сфере молодежной политики.
- Отдел
социальных программ и проектов в сфере
молодежной политики.
- Юридический
отдел.
Таким
образом, Агентство рассматривает
молодежь как главный ресурс развития
страны в XXI веке, и именно на этом убеждении
строит свою работу. Росмолодежь - оператор
этого важнейшего стратегического ресурса,
наиболее ценной части человеческого
капитала страны. Именно на улучшение
его качественных и количественных характеристик
направлена осуществляемая Агентством
государственная молодежная политика.
Росмолодежь призвана создавать возможности
для молодого поколения и координировать
усилия для создания условии его самореализации.
1.3. Деятельность Комитета
по делам молодёжи Государственной Думы
Согласно
статье 19 Регламента Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации от 29 декабря 2003 года № 12-IV ГД
основными задачами Комитета являются9:
- Внесение предложений по формированию
проекта примерной программы законопроектной
работы Государственной Думы на очередную
сессию и проекта календаря рассмотрения
вопросов Государственной Думой на очередной
месяц, внесение предложений о включении
законопроектов в примерную программу
законопроектной работы Государственной
Думы на текущую сессию.
- Предварительное рассмотрение
законопроектов и их подготовка к рассмотрению
Государственной Думой.
- Подготовка проектов постановлений
Государственной Думы и проектов документов,
которые принимаются или утверждаются
постановлениями Государственной Думы.
- Подготовка заключений по законопроектам
и проектам постановлений по вопросам
ведения Комитета, поступившим на рассмотрение
Государственной Думы.
- Рассмотрение и исполнение
поручений Совета Государственной Думы.
- Организация проводимых Государственной
Думой парламентских слушаний, круглых
столов и других мероприятий по вопросам
ведения Комитета.
- Дача заключений и предложений
по соответствующим разделам проекта
федерального бюджета.
- Внесение предложений о проведении
мероприятий в Государственной Думе по
проблемам, относящимся к ведению Комитета.
Для
решения этих задач комитет:
- Разрабатывает и вносит предложения
в примерную программу законопроектной
работы Государственной Думы; в календарь
рассмотрения вопросов Государственной
Думой на текущий месяц; в проект порядка
работы Государственной Думы на очередное
заседание, утверждает план работы Комитета.
- Готовит и вносит на рассмотрение
Государственной Думы материалы, необходимые
при прохождении законопроектов на всех
стадиях их рассмотрения, в соответствии
с требованиями Регламента Государственной
Думы.
- Может принимать решение о
направлении законопроекта в государственные
органы, другие организации для подготовки
отзывов, предложений и замечаний, а также
для проведения научной экспертизы и независимой
экспертизы законопроекта.
- Направляет законопроекты,
проекты постановлений, заявлений и обращений
Государственной Думы в Правовое управление
Аппарата Государственной Думы на правовую
и лингвистическую экспертизу.
- Создает самостоятельно или
совместно с другими комитетами рабочие
группы, при необходимости представляет
Руководителю Аппарата Государственной
Думы проекты договоров подряда (контрактов)
со специалистами-экспертами, привлекаемыми
для работы над законопроектами, по подготовке
отдельных вопросов к парламентским слушаниям
и иным мероприятиям Государственной
Думы.
- Приглашает на свои заседания
и заседания рабочих групп представителей
соответствующим субъектов права законодательной
инициативы - авторов законопроектов,
авторов поправок к законопроектам или
их официальных представителей, а при
необходимости независимых экспертов
-представителей иных организаций. Принимает
решение о необходимости проведения парламентских
слушаний, вносит эту инициативу на рассмотрение
Совета Государственной Думы и по его
решению организует и проводит парламентские
слушания по вопросам, отнесенным к ведению
Комитета, в порядке, определяемом Регламентом
Государственной Думы.
- По результатам рассмотрения
поступивших поправок к законопроектам
принимает решение, какие из поправок
рекомендовать к принятию или отклонению
Государственной Думой, а также таблицу
поправок, по которым Комитетом не были
приняты решения.
- Утверждает на своих заседаниях
докладчиков (содокладчиков) от Комитета
на заседаниях Государственной Думы по
законопроектам и по иным вопросам, относящимся
к ведению Комитета.
- Вносит на рассмотрение Совета
Государственной Думы проект плана международных
связей Государственной Думы и предложения
о приглашении молодых парламентариев
иностранных государств или о направлении
делегаций Комитета либо делегаций Государственной
Думы в составе группы депутатов Государственной
Думы, работников аппарата комитета и
работников Аппарата Государственной
Думы за пределы территории Российской
Федерации в целях обмена опытом парламентской
деятельности, развития сотрудничества
с парламентами иностранных государств.
В
состав Комитета входят депутаты Государственной
Думы: председатель Комитета, заместители
председателя Комитета, другие члены
Комитета, избранные палатой. Члены
Комитета избираются на основании личных
письменных заявлений. Председатель Комитета
и его заместители избираются
на основании представлений депутатских
объединений. Члены Комитета обязаны
присутствовать на заседаниях Комитета.
О невозможности присутствовать
на заседаниях Комитета по уважительной
причине члены Комитета заблаговременно
информируют председателя Комитета. В
случае отсутствия члена Комитета без
уважительной причины на заседании Комитета
более трех раз подряд председатель Комитета
вправе направить сведения о неучастии
такого депутата Государственной Думы
в работе Комитета в Пресс-службу Государственной
Думы для опубликования.
Комитет
может создавать рабочие группы
из числа членов данного Комитета,
других комитетов, представителей государственных
органов и иных организаций, привлекать
к своей работе экспертов Правового
управления Аппарата Государственной
Думы и других экспертов.
Для
осуществления своих функций
Комитет проводит заседания в
дни, устанавливаемые Регламентом
Государственной Думы, распространяет
информацию для депутатов Государственной
Думы о дате, месте и времени
проведения заседаний Комитета и
рассматриваемых вопросах. Внеочередное
заседание Комитета созывает председатель
Комитета по своей инициативе или
по инициативе не менее одной четверти
от общего числа членов комитета. При
проведении внеочередного заседания
Комитета открытое голосование при
необходимости может проводиться
путем опроса членов Комитета с закреплением
их мнений в подписных листах.
Комитет
может инициировать, проводить совместные
заседания, конференции, совещания
с участием двух и более комитетов
или соответственно участвовать
в их работе.
Председатель
Комитета: организует работу Комитета;
проводит заседания Комитета; вносит
Руководителю Аппарата Государственной
Думы представления о назначении
на должность и об освобождении от
должности руководителя аппарата Комитета,
его заместителей и работников аппарата
Комитета; представляет Комитет во взаимоотношениях
с руководством Государственной Думы,
Советом Государственной Думы, другими
комитетами Государственной Думы, депутатскими
объединениями, комитетами Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
(далее - Совет Федерации), федеральными
органами исполнительной власти, организациями,
общественными объединениями; представляет
Комитет и участвует с правом совещательного
голоса в работе Совета Государственной
Думы. Информирует членов Комитета о важнейших
решениях Совета Государственной Думы
на ближайшем заседании Комитета; вносит
на заседание Комитета проект повестки
дня текущего заседания; созывает очередные
и внеочередные заседания Комитета; определяет
с последующим утверждением на заседании
Комитета распределение обязанностей
между своими заместителями; ведет парламентские
слушания по поручению Председателя Государственной
Думы или заместителя Председателя Государственной
Думы; направляет и координирует работу
аппарата Комитета.