Госслужба по делам молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими условиями. Молодой человек в соответствии с этим несет в себе прошлое, настоящее и будущее. На наш взгляд, эта тема актуальна на сегодняшний день. Исследование историко-правового аспекта деятельности государственных служб по делам молодежи дает нам возможность проанализировать основные проблемы осуществления их деятельности и понять перспективы развития молодежной политики в РФ.

Содержание

Введение 3
1. История деятельности органов государственной власти РФ по делам молодежи 5
1.1. Деятельность органов государственной власти в период 1991-2008 гг. 5
1.2. Деятельность Федерального агентства по делам молодёжи (2008-...) 13
1.3. Деятельность Комитета по делам молодёжи Государственной Думы 17
1.4. Деятельность региональных о местных Комитетов по делам молодежи 21
2. Правовые основы работы с молодежью 23
2.1. Анализ нормативно-правовой базы 23
2.2. Основные направления работы с молодежью 26
Заключение 32
Основные источники и литература

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Gos_sluzhba_po_delam_molodezhi-_istorik.docx

— 75.55 Кб (Скачать файл)

1.4. Деятельность региональных о местных Комитетов по делам молодежи

На  основе федеральной программы "Молодежь" в подавляющем большинстве субъектов  Российской Федерации были разработаны  региональные программы по молодежи. Это в конечном итоге позволило  выстроить более планомерную  и целенаправленную деятельность региональных законодательных  и исполнительных органов власти в сфере реализации государственной молодежной политики.

Основным  источником финансирования региональной молодежной политики стали бюджетные  средства субъектов Российской Федерации. Значительные затраты на эти цели производят органы исполнительной власти в Волгоградской, костромской, Московской, Оренбургской, Тюменской, Тамбовской, Астраханской, Свердловских областях, республиках    Татарстан,  Башкортостан, Коми, других субъектах Российской Федерации. При этом объемы такого финансирования в ряде регионов существенно превосходят федеральные ассигнования.

Органы  по делам молодежи субъектов Российской Федерации неоднократно высказывались  за большую региональную ориентацию федерального органа по делам молодежи, который должен отказаться от политики невмешательства и нейтралитета в отношении местных проблем. Кроме того, остаются нерешенными  вопросы заработной платы, социальных гарантий и льгот работникам учреждений по делам молодежи, по-прежнему остается скудной материальная база учреждений и организаций по работе с детьми и молодежью.

Таким образом, поиск оптимального сочетания  федеральных, региональных и местных  задач в области государственной  молодежной политики является на ближайшие  годы важнейшей практической задачей  всех участников этой деятельности.

 

2. Правовые основы работы с молодежью

2.1. Анализ нормативно-правовой базы

  В последние годы заметно усилилось  правовое регулирование системы  социальной защиты молодежи. В  результате сложилась определенная  нормативно – правовая база  социальной работы с данной  категорией населения. Правовой  основой социальной работы с  молодежью являются федеральные законы и нормативные акты иного уровня, подкрепленные Конституцией Российской Федерации.

  Основы деятельности молодежных и детских общественных объединений в нашей стране определены Конституцией Российской Федерации (ст. 13,ч.4, ч.5, ст.19, ч.2, ст.30); Гражданским кодексом  РФ (часть первая, ст.117); Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» (гл.2, ст.6 « Общественные и религиозные организации (объединения)»); Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ « Об общественных объединениях»; Законом РФ от 10.07.1992 года №3226-I «Об образовании» (ст.32).

  Законодательно – нормативное  обеспечение государственной молодежной  политики осуществляется и на  основании Федерального закона  « О государственной поддержке  молодежных и детских общественных  объединений». Закон определяет  гарантии, общие принципы, содержание  и меры государственной поддержки  молодежных и детских общественных  объединений Российской Федерации.  В нем определены принципы  государственной поддержки молодежных  и детских объединений, объекты  господдержки, основные направления  и формы деятельности в данном  направлении и т.д.

  В соответствии с данным Законом  более чем в 25 субъектах Российской  Федерации приняты и реализуются  областные программы государственной  поддержки молодежных и детских  общественных объединений в 38 субъектах Российской Федерации  действуют законы, касающиеся поддержки  общественных объединений, другие  правовые акты.

  Последние годы значительно повысился  уровень подготовки нормативных  правовых актов поддержки молодежных  и детских общественных объединений.

  В развитии правовой базы государственной  молодежной политики особую роль  сыграл Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ « Об  основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации». Многие  положения этого закона регулируют  правоотношения младшей возрастной  группы молодежи, т.е. подростков 14-18 лет; устанавливают государственные  минимальные социальные стандарты  основных показателей качества  жизни детей, определяют объем  социальных услуг, включенных  в этот стандарт. В законе предусмотрено  также, что обучающаяся в образовательных  учреждениях молодежь может проводить  во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав.

  Ряд законов направлен на обеспечение  прав по охране здоровья, на  профессиональную ориентацию и  профессиональную подготовку и занятость, на отдых и оздоровление молодежи.

  Федеральный закон « Об основах  системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних»  устанавливает основы правового  регулирования отношений, возникающих  в связи с профилактикой безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних.

  Важно, что в Законе раскрыты  основные понятия, применяемые  в практике социальной работы  с детьми и молодежью: «безнадзорные»; «беспризорные»; «семья, находящаяся  в социально опасном положении». Кроме того, раскрыты такие понятия,  как «индивидуальная профилактическая  работа», «профилактика безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних».  Несколько статей Закона посвящены задачам и принципам ГМП по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; характеристике организаций и учреждений системы профилактики по классификации лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и др. Специальные главы Закона касаются деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определяют порядок помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

  К сожалению, в Федеральном законе от 5 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который является базовым законодательным актом по вопросу местного самоуправления, вступившем в силу с 1 января 2006 года, отсутствуют прямые указания на осуществления муниципальными образованиями видов деятельности, которые направлены на реализацию молодежной политику.

  В связи с этим Национальный совет молодежных и детских объединений России обратился с просьбой в Правительство Российской Федерации дать разъяснения о механизмах реализации государственными и общественными структурами конкретных программ работы с молодежью на территориях, подведомственных органам местного самоуправления, а также в субъектах Российской Федерации. Кроме того, ставился вопрос о полномочиях субъектов Федерации и муниципальных образований по вопросам реализации молодежной политики.

  В обращении Национального совета  молодежных и детских объединений  России отмечается, что действующее  законодательство не закрепляет  за органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации и органами местного  самоуправления полномочий по  реализации молодежной политики.

Таким образом следует отметить, что создано широкое правовое поле, позволяющее эффективно реализовать на практике социальную заботу о молодежи. Развитие правовой базы способствует совершенствованию социальной работы со всеми категориями людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и неспособных решить свои проблемы без посторонней помощи.иПравовой инструментарий социальной работы в нашей стране призван обеспечить более эффективную социальную защиту наиболее уязвимых групп населения, включая молодежь.  В последние время заметно усилилось правовое регулирование системы социальной защиты молодежи. В результате сложилась определенная нормативно – правовая база социальной работы с данной категорией населения, повысился уровень подготовки нормативных правовых актов поддержки молодежных и детских общественных объединений, создано широкое правовое поле, позволяющее эффективно реализовать на практике социальную заботу о молодежи.

2.2. Основные направления работы с молодежью

Под государственной молодежной политики подразумевается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических  и организационных условий и  гарантий для самореализации каждого  молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

  Государственная молодежная политика  – одно из специфических направлений  деятельности законодательных и  исполнительных органов власти  с целью реализации творческого  потенциала молодежи и успешного  вхождения ее в самостоятельную  жизнь. Государственная молодежная  политика – общее дело государства,  политических партий, общественных  объединений.

Согласно  принятым законодательным и подзаконным  актам под государственной молодежной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных  условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и  инициатив. Государственная молодежная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение социально - экономического, политического, и культурного развития России, формирование у молодежи патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека.

  Объектом государственной молодежной  политики являются граждане Российской  Федерации (включая иностранных  граждан и лиц без гражданства)  в возрасте от 14 – 30 лет; молодые  семьи, а также молодежные объединения.  К ее субъектам относятся государственные  органы и их должностные лица; молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.

  Цели государственной молодежной  политики:

- содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

- недопущение  дискриминации молодых граждан  по возрастному цензу;

- созданий условий для более полного участия молодежи в социально- экономической, политической и культурной жизни общества;

- расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

- реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи.

  Государственная молодежная политика  в силу ее комплексного межведомственного  характера осуществляется путем  координации программ отраслевых  министерств и ведомств с привлечением к работе с молодежью негосударственных организаций. При этом реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах:

- принцип  участия: привлечения молодых  граждан к непосредственному  участию в формировании и реализации  политики и программ, касающихся  молодежи и гражданского общества  в целом;

- принцип  социальной компенсации: обеспечение  правовых и социальной защищенности  молодых граждан, необходимой  для восполнения обусловленной  возрастом ограниченности и их  социального статуса;

- принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

- принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.

  Основными направлениями осуществлениями  государственной молодежной политики  являются: обеспечение соблюдения  прав молодежи; обеспечение гарантий  в сфере труда и занятости  молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий для физического и духовного развития молодежи; поддержка деятельности молодежных объединений и содействие международного обмена.10

  Цель федеральной программы «Молодежь  России» - создание правовых, экономических и организованных механизмов осуществления государственной молодежной политики. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

- обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;

- создание условий для самостоятельной эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов;

- содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально ущемленных категорий молодежи;

- внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодежных организаций и их программ.

  Федеральная программа один их основных документов по развитию государственной молодежной политики, содержит 15 подпрограмм, в том числе и подпрограмму формирования и развития системы социальных служб для молодежи, цель которых – удовлетворение социально значимых потребностей молодежи, оказавшейся в критических, конфликтных ситуациях, ее социальная реабилитация и создание условий для возвращения впоследствии к полноценной жизнедеятельности. За счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных фондов предусматривается формирование комплекса специальных служб для молодежи: молодежных бирж труда, центров социально–психологической помощи, наркологических служб, приютов для подростков и молодежи, учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, центров юридической помощи и консультации, служб помощи молодой семье и досуговых центров.

  В стране разрабатываются доктрина  молодежной политики. Нет сомнения, что государство должно иметь  теоретические основания и четко  формулированные принципы политики  в отношении молодежи, определяющие  действия властных структур по  защите и поддержке каждого  нового поколения. В основе доктрины - положения Конституции РФ, свод норм и прав, обеспечивающих молодежи реализацию ее ожиданий, потребностей, интересов в разных сферах жизнедеятельности (экономической, культурной, политической, профессиональной, образовательной).

Информация о работе Госслужба по делам молодёжи