Императивные нормы общего международного права «jus соgеns» и международные обязательства «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:52, дипломная работа
Краткое описание
Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных правовых актов в области закрепления прав человека, а также сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением.
Содержание
Введение Глава I ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИМПЕРАТИВНЫХ НОРМ ОБЩЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА (JUS СОGЕNS) В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ. 1.1Понятие и процесс формирования императивных норм (jus соgеns) в международном гуманитарном праве. 1.2 Источники императивных норм (jus соgеns) в международном гуманитарном праве. Глава II ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ «ЕRGА ОMNЕS» В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ. 2.1 Понятие и содержание норм «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве. 2.2 Международно правовой характер норм «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве. Глава III МЕЖДУНАРОДНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ НОРМ «JUS СОGЕNS» И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ «ЕRGА ОMNЕS». 3.1 Основания влекущие ответственность за несоблюдение императивных норм общего международного права в международном гуманитарном праве. 3.2 Международно-правовая ответственность за нарушение обязательств «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве. Заключение Список использованной литературы
С целью обеспечения выполнения
обязательств по международному гуманитарному
праву в случае вооруженного конфликта,
государствам-участникам Женевских конвенций
1949 г. и Дополнительных протоколов к ним
необходимо еще в мирное время предпринять
ряд мер, в частности: как можно более
глубоко познакомить с текстами Конвенций
и Протоколов как военнослужащих, так
и все население в целом; ввести в действие
уголовное законодательство, предусматривающее
наказания за военные преступления; предотвратить
неправомерное использование эмблем красного
креста и красного полумесяца, других
знаков и эмблем, защита которых предусматривается
Конвенциями и Протоколами; создать меры,
содействующие опознаванию, определению
местонахождения и защите лиц и объектов,
находящихся под покровительством Конвенций
и Протоколов.
С самого начала вооруженного
конфликта обязанностью сторон является
назначение держав-покровительниц (нейтральных
государств, которым поручается с согласия
другой стороны в конфликте защищать гуманитарные
интересы сторон). Одной из важнейших функций
держав-покровительниц является посещение
лагерей для военнопленных и интернированных
гражданских лиц. Правом посещать места,
где находятся пользующиеся покровительством
лица, обладает также МККК. Это делается
для того, чтобы представители держав-покровительниц
или МККК могли проконтролировать, как
на практике стороны в конфликте соблюдают
положения Женевских конвенций, предотвратить
негуманное обращение с покровительствуемыми
лицами и, если необходимо, содействовать
улучшению условий их содержания [39, с.
46].
Сторона в конфликте не может
отказаться выполнять обязанности, вытекающие
из гуманитарных конвенций, на том основании,
что другая сторона нарушила свои обязательства,
так как они не обуславливаются взаимностью
и должны выполняться каждой стороной
в конфликте при всяких обстоятельствах
и без каких-либо условий.
За нарушение норм международного
гуманитарного права наступает ответственность
как на международном, так и на национальном
уровнях.
Государство несет международно-правовую
ответственность за последствия всех
противоправных действий каждого своего
военнослужащего. Оно должно обеспечить
восстановление законности и при необходимости
возместить потерпевшей стороне причиненный
ущерб.
Лицо, нарушающее международное
гуманитарное право, не может рассчитывать
на освобождение от ответственности и
наказания, даже если это нарушение было
совершено с санкции официальных властей.
Со времени Нюрнбергского процесса лица,
совершившие правонарушения, могут быть
судимы непосредственно на основе международного
права. В 90-х годах были учреждены два международных
уголовных трибунала по бывшей Югославии
и по Руанде. Международный уголовный
трибунал по бывшей Югославии, местонахождением
которого является Гаага, был учрежден
в феврале 1993 года согласно резолюции
808 Совета Безопасности ООН. Его юрисдикция
ограничена рассмотрением деяний, совершенных
на территории бывшей Югославии и охватывает
4 категории преступлений: серьезные нарушения
Женевских конвенций 1949 г., нарушения
законов и обычаев войны, геноцид, преступления
против человечности. Трибунал вынес обвинительные
заключения и официально предъявил обвинение
значительному числу лиц. Международный
уголовный трибунал по Руанде, местонахождением
которого является Аруша (Танзания), был
учрежден в ноябре 1994 года в соответствии
с резолюцией 955 Совета безопасности ООН.
Его юрисдикция ограничена деяниями,
совершенными в Руанде или гражданами
Руанды в соседних государствах в течение
1994 г. Она охватывает 3 категории преступлений:
геноцид, преступления против человечности,
нарушения статьи 3, общей для Женевских
конвенций 1949 г., и нарушения Дополнительного
протокола II [39].
В 1998 г. на Дипломатической конференции
в Риме был принят Статут (устав) Постоянного
международного уголовного суда. Статут
Международного уголовного суда предусматривает
четыре категории военных преступлений:
1. Серьезные нарушения Женевских
конвенций 1949 г.
2. Другие серьезные нарушения
законов и обычаев войны, совершенные
в период международного вооруженного
конфликта; к ним относятся отдельные
серьезные нарушения, предусмотренные
Дополнительным протоколом I, и некоторые
другие деяния, отражающие реалии современных
конфликтов.
3. Серьезные нарушения статьи
3, общей для четырех Женевских конвенций
1949 года.
4. Другие серьезные нарушения
законов и обычаев войны, применяемые
к вооруженным конфликтам немеждународного
характера, большинство из которых уже
запрещены Дополнительным протоколом
II.
Согласно четырем Женевским
конвенциям 1949 г. и I и II Дополнительным
протоколам от 1977 г. государства-участники
взяли на себя обязательство ввести в
действие законодательство, необходимое
для обеспечения эффективных уголовных
наказаний для лиц, совершивших или приказавших
совершить серьезные нарушения этих договоров.
В Дополнительном протоколе I серьезные
нарушения определены как «военные преступления»
(ст. 85).
Серьезными нарушениями являются:
1) перечисленные ниже деяния,
совершенные в период международного
вооруженного конфликта и направленные
незаконным действием или бездействием
против лиц, которые не принимают участия
в военных действиях и не обладают средствами
для защиты, а также против раненых, больных
и лиц, потерпевших кораблекрушение,
против медицинского и духовного персонала,
санитарных формирований или санитарных
транспортных средств, против военнопленных,
отдельных гражданских лиц и гражданского
населения, находящегося на оккупированной
территории или в зоне военных действий,
против беженцев и лиц без гражданства,
против других лиц, пользующихся международной
защитой в связи с вооруженным конфликтом:
преднамеренное убийство
пытки и бесчеловечное
обращение, включая биологические эксперименты;
преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью;
принуждение военнопленного или иного покровительствуемого лица к службе в вооруженных силах Державы противника;
лишение военнопленного или иного покровительствуемого лица права на беспристрастное и нормальное судопроизводство;
незаконная депортация, перемещение или арест покровительствуемых лиц; взятие заложников;
произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не оправданное военной необходимостью [40].
2) перечисленные ниже серьезные
нарушения международного гуманитарного
права, совершенные умышленно в период
международного вооруженного конфликта
и ставшие причиной смерти или серьезного
телесного повреждения или ущерба здоровью:
совершение нападения на гражданское население или на отдельных гражданских лиц;
совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизни, ранений среди гражданских лиц или причиной ущерба гражданским объектам, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается таким образом получить;
совершение нападения на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизни, ранений среди гражданских лиц или причиной ущерба гражданским объектам, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается таким образом получить;
превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения;
совершение нападения на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в военных действиях;
вероломное использование отличительного знака красного креста, красного полумесяца и других защитных знаков, признанных международным гуманитарным правом.
3) следующие деяния – те, которые
совершались умышленно во время международного
вооруженного конфликта:
неоправданная задержка репатриации военнопленных или гражданских лиц;
перемещение оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупируемую ею территорию или депортация или перемещение всего или части населения оккупированной территории в пределах этой территории или за ее пределы;
использование практики апартеида и других негуманных и принижающих действий, оскорбляющих достоинство личности, основанных на расовой дискриминации;
превращение ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые являются культурным или духовным наследием народов и которым специальным соглашением, заключенным, например, в рамках компетентной международной организации, выделяется особая защита, в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения, когда не имеется свидетельства об использовании этих объектов противной стороной для поддержки военных усилий, и когда такие исторические памятники, произведения искусства или места отправления культа не находятся в непосредственной близости от военных объектов [41, с. 23].
4) ниже перечисленные деяния,
совершенные в период международного
вооруженного конфликта и нанесшие ущерб,
незаконным действием или бездействием,
физическому или психическому здоровью
любого лица: применение к лицам, находящимся
во власти противной стороны, задержанным
или каким-либо иным образом лишенным
свободы в связи с вооруженным конфликтом,
какой бы то ни было медицинской процедуры,
которая не требуется по состоянию здоровья
указанных лиц и не соответствует общепринятым
медицинским нормам, применяемым при
аналогичных, с медицинской точки зрения,
обстоятельствах к гражданам стороны,
производящей эту процедуру, которые
не лишены свободы в какой бы то ни было
форме, в частности, применение к таким
лицам даже с их согласия: а) действий,
влекущих физические увечья; б) медицинских
или научных экспериментов; в) операций
по удалению тканей или органов для пересадки.
Статьи 49, 50, 129 и 146 четырех
Женевских конвенций соответственно предусматривают
принцип универсальной юрисдикции национальных
судов в отношении серьезных нарушений
(см. также статью 85, часть 1 Дополнительного
протокола I). Согласно этому принципу
государства должны разыскивать лиц,
подозреваемых в совершении или приказавших
совершить те или иные серьезные нарушения,
и привлекать их к собственному суду независимо
от их гражданской принадлежности, гражданской
принадлежности жертвы и независимо от
места совершения преступления. Государства
могут также выдавать подозреваемых другим
государствам при условии, что последние
располагают достаточными основаниями
для предъявления обвинения этим лицам.
Ответственность государства
за действия его должностных лиц и военнослужащих
вовсе не снимает с последних личной ответственности
за нарушение норм международного гуманитарного
права. Согласно ст. 49 1-й Женевской конвенции
и соответствующих статей остальных конвенций
договаривающиеся стороны приняли обязательство
ввести в действие законодательство,
необходимое для обеспечения эффективных
уголовных наказаний для лиц, совершивших
или приказавших совершить серьезные
нарушения конвенций. В ст.87 Дополнительного
протокола I договаривающиеся стороны
и стороны, находящиеся в конфликте, обязались
требовать от военных командиров, поскольку
это касается лиц, входящих в состав подчиненных
им вооруженных сил и других лиц, находящихся
в их подчинении, чтобы они не допускали
нарушений конвенций и данного протокола
и в случае необходимости пресекали эти
нарушения и уведомляли о них компетентные
власти [41].
Проблема оснований международной
ответственности касающихся нарушений
императивных норм международного гуманитарного
права имеет следующие воззрения: определение
материального состава противоправных
деяний и определение процессуальных
норм процедуры осуществления международного
правосудия. Также международное гуманитарное
право, как отмечалось выше, стимулирует
международное сотрудничество для решения
и данных вопросов в самых различных международно-правовых
формах.
3.2 Международно-правовая ответственность
за нарушение обязательств «еrgа оmnеs»
в международном гуманитарном праве.
Для того, чтобы обеспечить
выполнение обязательств по международному
гуманитарному праву в случае вооруженного
конфликта, либо иных конфликтных вопросов,
государствам, которые являются участникам
Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных
протоколов к ним также необходимо в мирное
время предпринять следующие меры: вводить
в действие уголовное законодательство,
предусматривающее наказания за военные
преступления; широко ознакомить с
текстами Конвенций и Протоколов все население,
также и военнослужащих; осуществить меры,
содействующие опознаванию, определению
местонахождения и защите лиц и объектов,
находящихся под покровительством Конвенций
и Протоколов; предотвращать использование
эмблем красного креста и красного полумесяца,
являющееся неправомерным, а также других
знаков и эмблем, защита которых предусматривается
Конвенциями и Протоколами.
С того времени как начинается
вооруженный конфликт, назначение держав-покровительниц
(нейтральных государств, которым поручается
с согласия другой стороны в конфликте
защищать гуманитарные интересы сторон)
является обязанностью сторон. Соответственно,
важнейшей функцией держав-покровительниц
является посещение лагерей для военнопленных,
интернированных гражданских лиц. Упомянутый
в предыдущих главах Международный Комитет
Красного Креста (МККК) пользуется правом
посещать места, где находятся пользующиеся
покровительством лица. Такие действия
направлены для того, чтобы представители
держав-покровительниц или МККК могли
проконтролировать соблюдение положений
Женевских конвенций странами на практике,
а также предотвратить незаконное, негуманное
обращение с покровительствуемыми лицами
и содействовать улучшению условий их
содержания [42].
Ниаодна из сторона
в конфликте не может отказаться выполнять
обязанности, вытекающие из гуманитарных
конвенций, на том основании, что другая
сторона нарушила свои обязательства,
так как они не обуславливаются взаимностью
и должны выполняться каждой стороной
в конфликте при всяких обстоятельствах
и без каких-либо условий. В международном
праве нарушение норм международного
гуманитарного права влечет за собой ответственность
как на международном, так и на национальном
уровнях.
Любое государство всегда несет
правовую ответственность за последствия
каждого из всех противоправных действий
своего военнослужащего. Оно должно обеспечивать
восстановление законности и, если необходимо,
то возместить потерпевшей стороне причиненный
ущерб.