Императивные нормы общего международного права «jus соgеns» и международные обязательства «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:52, дипломная работа

Краткое описание

Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека характеризовалось разработкой и принятием общих и специальных правовых актов в области закрепления прав человека, а также сотрудничеством государств в области создания реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением.

Содержание

Введение
Глава I ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИМПЕРАТИВНЫХ НОРМ ОБЩЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА (JUS СОGЕNS) В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ.
1.1Понятие и процесс формирования императивных норм (jus соgеns) в международном гуманитарном праве.
1.2 Источники императивных норм (jus соgеns) в международном гуманитарном праве.
Глава II ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ «ЕRGА ОMNЕS» В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ.
2.1 Понятие и содержание норм «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве.
2.2 Международно правовой характер норм «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве.
Глава III МЕЖДУНАРОДНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ НОРМ «JUS СОGЕNS» И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ «ЕRGА ОMNЕS».
3.1 Основания влекущие ответственность за несоблюдение императивных норм общего международного права в международном гуманитарном праве.
3.2 Международно-правовая ответственность за нарушение обязательств «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 542.59 Кб (Скачать файл)

Не все принципы имеют одинаковое значение. Есть принципы и нормы, имеющие первостепенное значение для обеспечения мира и развития дружественных отношений между государствами. Другие принципы и нормы, имеющие меньшее значение, регулируют отношения между государствами по менее важным вопросам. Есть фундаментальные принципы, без которых нельзя представить себе современное международное право.

Профессор Ж. Пикте свел принципы международного гуманитарного права в три группы: основополагающие принципы, общие принципы и принципы, которыми должны руководствоваться воюющие стороны в вооруженных конфликтах.

1.   Основополагающие принципы  

1. Международное гуманитарное право имеет всеобщее действие и должно соблюдаться безусловно и при любых обстоятельствах.

2. Применение международного гуманитарного права не означает вмешательства во внутренние дела или в конфликт и не затрагивает суверенитета или правового статуса конфликтующих сторон.

3.Медицинский персонал, транспорт и учреждения, имеющие надлежащие опознавательные знаки, неприкосновенны и нейтральны.

4. Необходимо строго соблюдать различие между комбатантами и гражданским населением с тем, чтобы выполнять нормы защиты населения и гражданских объектов от военных действий.

5.  Государство обязано как на национальном, так и на международном уровне обеспечить гуманное обращение с лицами, оказавшимися в его власти.

6.   Запрещается дискриминация по любому признаку.

7. Серьезное нарушение норм международного гуманитарного права – это уголовное преступление, подлежащее наказанию.

2. Общие принципы 

1. Каждый имеет право на уважение к жизни, физической и психологической неприкосновенности, уважение его чести, семейных прав, убеждений, обычаев.

2. Каждый имеет право на признание его прав перед законом, на общепринятые  юридические гарантии. Никто не может отказаться от прав,                                       предоставленных ему гуманитарными конвенциями.

 3.  Запрещаются пытки, унизительное или бесчеловечное наказание.   Запрещаются репрессалии, коллективные наказания, захват заложников. Запрещается нападение на  гражданское население, на обозначенные международным гуманитарным правом гражданские объекты.

 4. Никто не может быть лишен собственности незаконным путем. Окк панты не являются владельцами гражданских объектов, а лишь могут распоряжаться захваченным имуществом.  Оккупационные  власти обязаны принимать меры по сохранности этого имущества.                                                                                                                               

3. Принципы, которыми конфликтующие стороны должны руководствоваться в отношении жертв вооруженных                                                             конфликтов и ведения военных действий.

1. Запрещаются недозволенные виды оружия и методы ведения войны. Не должны разрабатываться новые виды, если они нарушают нормы и принципы международного гуманитарного права или иные международные соглашения.

2. Воюющая сторона не должна наносить противнику ущерб, несоизмеримый с целью войны, т.е. с уничтожением или ослаблением военной мощи противника.  

3. Запрещаются вероломство, т.е. симуляция стремления к переговорам, использование военной формы противника, знаков ООН, Красного Креста и другие аналогичные методы.

4.  При ведении военных действий должна проявляться забота о защите

природной среды.

Международный суд указал два основных принципа международного гуманитарного права: а) защита мирного населения и гражданских объектов, различие между комбатантами и некомбатантами; мирное население не должно быть объектом нападения, и соответственно недопустимо применение оружия, которое своим действием охватывает не только военные, но и мирные объекты; б) запрещение причинения излишних страданий комбатантам; соответственно запрещено применение оружия, причиняющего им такие страдания или бессмысленно усиливающего их страдания. Характерная черта международного гуманитарного права - защита прав и интересов человека в экстремальных условиях вооруженного конфликта [4, с.65].

Основополагающие международно-правовые нормы, которые относятся к заключению, вступлению в силу, применению, расторжению, толкованию и соблюдению межгосударственных договоров были закреплены Венской конвенцией о праве международных договоров. Данная конвенция была подготовлена Комиссией международного права ООН и подписана в Вене в 1969 году. Конвенция вступила в силу в 1980 году и к настоящему времени насчитывает 111 государств-участников.

Конвенция применяется к договорам, заключаемым между государствами в письменной форме. Наряду с Конвенцией 1986 года и обычными нормами международного права, Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года является важнейшим источником права международных договоров. Общим правилом является то, что договоры не имеют обратной силы, т.е. не применяются в отношении событий, которые имели место до вступления договора в силу. Кроме того, если иное не следует из договора, он действует в отношении всей территории договаривающихся государств [4].

Положения последующего договора имеют преимущественную силу перед положениями предшествующего договора с тем же кругом участников, за исключением случаев, когда в последующем договоре прямо предусмотрено преимущество положений предшествующего договора. Конвенция излагает также порядок применения положений предыдущего и последующего договора при несовпадении круга участников [4, с.76].

В соответствии со статьей 53 Венской конвенции императивная норма - это норма, «которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».

В то же время и гуманитарное право в свою очередь является довольно сложным нормативным комплексом. Его составляют, с одной стороны, нормы, институты, принципы собственно гуманитарного права (права человека, институт гражданства и др.), с другой - нормы и институты других отраслей, затрагивающих отдельные аспекты правового статуса индивида (институт консульской защиты граждан за рубежом, правовое положение членов экипажа воздушных и морских судов и др.).

Таким образом, гуманитарное право образуют две подотрасли (гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов), а также межотраслевые институты и нормы (институт консульской защиты граждан, нормы об ответственности индивидов за преступления международного характера и т.д.)

В XX веке среди императивных норм стали выделяться нормы jus соgеns. Jus соgеns (лат. «неоспоримое право») - это правило поведения, имеющее императивный характер, т.е. юридическая норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом в качестве нормы, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей юридической нормой такого же характера. Несоответствие любого международного договора норме jus соgеns является основанием для безусловного признания такового недействительным независимо от того, существовала ли такая норма в момент заключения договора или она возникла позднее, уже в процессе его действия. Примером юридических норм такого рода могут служить основные принципы международного права - суверенного равенства государств, нерушимости границ, территориальной целостности, мирного разрешения международных споров, невмешательства во внутренние дела другого государств [5, с.4].

Jus соgеns – это сложное, комплексное явление, и в его основе лежат как неправовые факторы (мораль, общественное мнение), так и воля государств. Позитивисты пришли к признанию императивных норм; о jus соgеns писали Кельзен, Шварценбергер, Бинг Ченг в основном в связи с принципами международного права. Юридическая природа норм jus соgеns зачастую выражается с помощью таких понятий, как «публичный порядок» и «добрые нравы». Интересен взгляд на цели публичного порядка Л.А. Алексидзе. Он рассматривает введение публичного порядка в качестве противовеса абсолютной воле сторон в сделках частного характера и дает следующее определение: «Публичный порядок - это прежде всего совокупность (пусть меняющихся время от времени) особой группы императивных норм позитивного права, отражающих «основу всего правопорядка», «общие блага», «общие интересы», а затем уже нравственные требования общества...» [6, с.12].

Выделение норм jus соgеns было вызвано признанием государствами наличия ряда международно-правовых норм, которые составляют основу международного правопорядка. Отклонение от таких норм рассматривается как посягательство на общее международное право. Нормы jus соgеns имеют наивысшую юридическую силу, и все остальные нормы должны им соответствовать, и выступая на международной арене, государства безусловно должны сообразовывать свое поведение прежде всего с нормами jus соgеns.

Нормы гуманитарного права затрагивают жизненные интересы многих тысяч, а иногда и миллионов людей в самых различных регионах Земного шара. В целях выполнения положений и норм международное гуманитарное право использует три доступных ему способа: внешний контроль, ответственность за нарушения и обучение.

   До возникновения международного гуманитарного права в нормальных условиях государства защищали своих граждан на территории другого государства. При осложнении отношений между ними государства обращались к третьим странам с просьбой взять на себя защиту их интересов и интересов их граждан в государстве, с которым обострились отношения. Гуманитарное право Конвенции 1929г. ввело, а в Конвенциях 1949г. более детально разработало положение о новом институте – Державе-Покровительнице. На Державы - Покровительницы возложена охрана интересов стран в конфликте. В этих целях они могут использовать свой дипломатический или консульский персонал или назначить особых делегатов. В качестве делегатов могут назначаться также представители МККК – Международного комитета Красного Креста, что и происходит часто на практике. Если конфликтующие стороны не смогут договориться относительно кандидатуры Державы-Покровительницы, то они обязаны обратиться к гуманитарной организации, например МККК. Так, в 1955г. МККК проявил активность по реализации норм МГП более чем в 50 странах мира. Его представители в течение года посетили 2282 различных места заключения в 58 странах, где встречались с 148 585 различного рода заключенными, контролируя условия их содержания Работники МККК передали 3 450 519 писем и письменных сообщений пострадавших в конфликтах, в том числе 1 670 980 сообщений в связи с конфликтом в бывшей Югославии. Они способствовали воссоединению 11 217 семей, установили нахождение 14 687 человек. Только заключенным было передано в виде гуманитарной помощи продовольствия и вещей на сумму свыше       14 млн. швейцарских франков. Помощь различным странам медикаментами составила около 7 млн. швейцарских франков, а медицинская помощь – около 49 млн. За этими данными скрываются судьбы многих тысяч людей, пострадавших от вооруженных конфликтов [6].

     Ответственность за нарушение прав человека в условиях вооруженных конфликтов можно рассматривать как коллективную ответственность, т.е. ответственность воюющей стороны за все действия, совершаемые лицами, входящих в состав ее вооруженных сил, или как индивидуальную ответственность отдельных правонарушителей. Коллективная ответственность воюющей стороны может иметь разные проявления. Необходимо отметить принцип взаимности, который складывается из двух составляющих:

  а) принципа отрицательной взаимности (« Я не обязан уважать закон, потому что ты его не уважаешь»);

  б) принципа положительной взаимности (« Я соблюдаю закон, потому что ты тоже его соблюдаешь»).

   Женевские конвенции и Дополнительный протокол I наложили запрет на действие принципа отрицательной взаимности, установив обязательство государств-участников «при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать» положения Конвенций. Однако стопроцентная действенность запрета принципа отрицательной взаимности вызывает сомнения, особенно в тех случаях, когда нарушения определенных норм Конвенций могут обеспечить виновной стороне явное военное преимущество. Так, существует распространенное мнение о том, что запрет на использование оружия массового поражения действует на основе принципа взаимности. Такое положение соответствует его военному значению, поскольку, действительно, трудно согласиться с тем, что воюющая сторона должна будет просто смириться с пагубными последствиями, которыми чревато для нее применение противником оружия массового поражения, в то время как она обладает потенциалом адекватного ответного удара и может восстановить военное равновесие.

   Положительный аспект принципа взаимности можно проиллюстрировать на примере того же оружия массового поражения: в ходе недавней войны в  Персидском заливе оно имелось практически у каждого из воюющих государств, но ни одно из них фактически не прибегло к его использованию.

   Репрессалии, или ответные меры воюющих сторон, - второе проявление коллективной ответственности. Репрессалии определяются как намеренное нарушение определенной правовой нормы с целью принудить власти противной стороны прекратить политику нарушения той же самой или другой нормы из того же свода законов. Репрессалии должны быть прекращены сразу же, как только противная сторона откажется от проведения политики, вменяемой ей в вину. Бесспорным является то, что репрессалии против жертв войны должны быть безусловно запрещены.

   Следующим проявлением коллективной ответственности воюющей стороны является финансовая ответственность государства за ущерб, причиненный неправомерными действиями. Она сводится чаще всего к возложению мирным договором на потерпевшую поражение сторону обязательства выплатить победителю крупную сумму репараций за финансовые потери, понесенные им в результате войны. При этом не учитывается взаимный ущерб, причиненный неправомерными действиями обеих сторон, объем репараций никогда не определяется величиной ущерба, нанесенного неправомерными действиями. Также потерпевшая поражение сторона может быть принуждена не только отказаться от любых претензий по возмещению ущерба, но будет вынуждена принять любые претензии, которые ее граждане могли бы иметь к победителю, на свой счет. Подобный пункт в тексте мирного договора между Японией и США привел к замечательному в своем роде прецеденту, ставшему предметом разбирательства в японском суде. Было заявлено, что применение США атомных бомб против Хиросимы и Нагасаки представляло собой неправомерный акт, и что, следовательно, правительство Японии обязано компенсировать причиненный ущерб. Суд хотя и признал использование атомных бомб незаконным, но не пошел на то, чтобы удовлетворить претензии, предъявлявшиеся на этом основании к японскому правительству.

Информация о работе Императивные нормы общего международного права «jus соgеns» и международные обязательства «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном праве