Императивные нормы
общего международного права «jus соgеns»
и международные обязательства «еrgа оmnеs»
в международном гуманитарном праве.
Императивные нормы
общего международного права «jus соgеns»
и международные обязательства «еrgа оmnеs»
в международном гуманитарном праве.
Содержание
Введение
Глава I ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИМПЕРАТИВНЫХ
НОРМ ОБЩЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА (JUS СОGЕNS)
В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ.
1.1Понятие и процесс формирования
императивных норм (jus соgеns) в международном
гуманитарном праве.
1.2 Источники императивных норм
(jus соgеns) в международном гуманитарном
праве.
Глава II ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ «ЕRGА
ОMNЕS» В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ.
2.1 Понятие и содержание
норм «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном
праве.
2.2 Международно правовой характер
норм «еrgа оmnеs» в международном гуманитарном
праве.
Глава III МЕЖДУНАРОДНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ НОРМ «JUS СОGЕNS» И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
«ЕRGА ОMNЕS».
3.1 Основания влекущие ответственность
за несоблюдение императивных норм общего
международного права в международном
гуманитарном праве.
3.2 Международно-правовая ответственность
за нарушение обязательств «еrgа оmnеs»
в международном гуманитарном праве.
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Развитие международного сотрудничества
в области закрепления и защиты прав и
свобод человека характеризовалось разработкой
и принятием общих и специальных правовых
актов в области закрепления прав человека,
а также сотрудничеством государств в
области создания реального механизма
защиты прав человека и контроля за их
соблюдением.
Создание комплексной системы
обеспечения и защиты, закрепленных в
международно-правовых актах и во внутри
государственном законодательстве прав
и свобод человека и системы международных
органов, наделенных функциями международного
контроля за деятельностью государств
в сфере обеспечения прав и свобод человека,
является важнейшей функцией международного
гуманитарного права.
Одной из характерных особенностей
развития сотрудничества государств в
области прав человека на современном
этапе является создание системы международного
контроля за претворением в жизнь взятых
ими на себя юридических обязательств.
Субъектами указанных направлений сотрудничества
в области закрепления и защиты прав и
свобод человека являются в основном государства
и международные и межправительственные
организации.
Актуальность исследования.
Актуальность проблемы обусловила
выбор темы исследования:
«Императивные нормы общего международного
права «jus соgеns» и международные обязательства
«еrgа оmnеs» в международном гуманитарном
праве».
Объект исследования - нормы «jus соgеns» и обязательства
«еrgа оmnеs» в международном гуманитарном
праве
Предмет исследования - современное состояние и ведущие
тенденции развития международного гуманитарного
права, а также проблемы соблюдения норм
и обязанностей и способы их решения на
современном этапе.
Цель исследования - охарактеризовать нормы и
обязанности в гуманитарном праве.
Предмет и цель исследования
предполагают решение следующих задач:
1) подробно описать понятие
и процесс формирования императивных
норм;
2) охарактеризовать источники
императивных норм (jus соgеns);
3) выделить понятие и содержание
норм «еrgа оmnеs»;
4) выявить основания влекущие
ответственность за несоблюдение норм
и обязанностей международного гуманитарного
права.
Источниковедческую
базу исследования составили:
1) законодательные и нормативно-правовые
документы (нормативные акты и положения,
концепции развития образования, стратегические
программы развития образования, стандарты
образования);
2) работы ученых-специалистов;
3) учебники и учебные пособия
для ВУЗов.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось
в три этапа.
Первый этап - постановка и изучение
проблемы исследования; сбор, классификация
и описание фактов по исследуемой тематике;
определение концепции исследования.
Второй этап - интерпретация, анализ полученных
фактов; апробация результатов исследования.
Третий этап - систематизация результатов
исследования, сравнительный анализ фактических
данных; формулирование выводов и оформление
дипломной работы.
На первом этапе исследования
использовались следующие методы исследования:
метод анализа, ретроспективный анализ,
теоретический анализ исторических и
документальных источников, отечественной
и зарубежной литературы, исследовательских
работ и материалов современной печати.
На втором этапе основными методами
исследования являлись сопоставление
и обобщение сведений статистических
сборников, вычленение и систематизация
существенной информации.
Для третьего этапа исследования
были характерны методы синтеза, аналогии
и интерпретации полученных данных, сравнительный
анализ.
Научная новизна результатов исследования
состоит в том, что:
- выявлены и охарактеризованы
основные нормы и обязательства в международном
гуманитарном праве на современном этапе;
- дополнено научное знание
о процессе развития международного права,
сделан вывод о возможности использования
приведенных международных стандартов,
позволяющих обнаружить достижения и
недостатки в области развития отечественного
правового образования.
Теоретическая значимость результатов
данного исследования:
- разработано целостное
представление о системе международного
гуманитарного права на современном этапе,
что является вкладом в изучение международного
права и дальнейшее развитие научного
поиска;
- выделены основные проблемы
международного гуманитарного права,
что способствует более глубокому осмыслению
правовых норм;
- рассмотрены особенности ответственности
за несоблюдение норм и обязанностей в
международном гуманитарном праве.
Дипломная работа включает
в себя введение, три главы, заключение
и список использованной литературы.
Глава I ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИМПЕРАТИВНЫХ
НОРМ ОБЩЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА (JUS СОGЕNS)
В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ.
1.1 Понятие и процесс формирования
императивных норм (jus соgеns) в международном
гуманитарном праве.
В конце ХХ века часто употребляемым
в науке становится понятие «международное
гуманитарное право». Впервые данное понятие
было предложено в 50-х годах ХХ века юристом
Жаном Пикте, а в 1977 году входило в название
Женевской дипломатической конференции
по вопросу о подтверждении и развитии
международного гуманитарного права,
применяемого в период вооруженного конфликта.
До начала ХХ века международное право
делилось на две примерно равные части
– право войны и право мира. В современном
международном праве сложилась новая
отрасль – международное гуманитарное
право, которое в свою очередь является
частью системы норм и принципов, касающихся
прав человека в целом.
Гуманитарная область межгосударственного
сотрудничества охватывает широкий круг
вопросов. В нее входит сотрудничество
по вопросам науки, культуры, образования,
обмена информацией, контактов между
людьми. В центре гуманитарного сотрудничества
находятся права человека. Таким образом,
международное гуманитарное право – это
совокупность международно-правовых норм
и принципов, которые регулируют защиту
жертв войны, а также ограничивают методы
и средства ведения войны [1].
Приходится констатировать,
что, несмотря на продвижение человечества
по пути цивилизации, вооруженные конфликты
отличаются растущей жестокостью. В отношении
межгосударственных конфликтов это объясняется
использованием достижений науки и техники.
Что же касается конфликтов немеждународных,
то особая их ожесточенность обычно связана
с применением варварских способов ведения
военных действий, игнорированием элементарных
правил защиты жертв войны. Все это придает
особое значение гуманитарному праву
[2].
С принятием Устава ООН в праве
войны произошли принципиальные изменения.
Покончено с его главной в прошлом частью
- с правом на войну. Принципы и нормы нацелены
на ограничение бедствий войны. В результате
право войны превратилось в гуманитарное
право. В Консультативном заключении Международного
суда ООН по делу о правомерности угрозы
или применения ядерного оружия 1996 г. говорится,
что комплекс норм, который первоначально
назывался «законы и обычаи войны»... в
дальнейшем стал именоваться «международное
гуманитарное право».
Дело, разумеется, не в изменении
названия. Перестраивается система этого
права под углом зрения защиты жертв войны,
ограничения ее бедствий. Показательно,
что даже средства правомерного воздействия
на правонарушителя, т.е. контрмеры, ограничиваются
гуманитарными нормами. В первую очередь
был наложен запрет на репрессалии в отношении
жертв войны. Ныне практика государств
свидетельствует, что при применении
контрмер и в мирное время гуманные соображения
принимаются во внимание. Например, после
массовых убийств в Центрально-Африканской
Республике в 1979 г. Франция приостановила
действие соглашения о финансовом сотрудничестве,
сделав исключение для финансовой помощи
в области образования, продовольствия,
медикаментов. При объявлении Соединенными
Штатами торговой блокады Ливии в 1986 г.
было сделано исключение для пожертвований,
«призванных облегчить человеческие страдания,
таких как продовольствие, одежда, медикаменты».
Существует множество различных
точек зрения в юридической литературе
касательно самого понятия «международное
гуманитарное право». Например, Ж. Пикте
под международным гуманитарным правом
понимал совокупность действующих обычных
и конвенционных норм, обеспечивающих
уважение человеческой личности и ее развитие.
Б. Мбатна, юрист из Африки, утверждал,
что в понятие «международное гуманитарное
право» входят права человека и международно-правовые
нормы об ограничении и запрещении применения
некоторых видов оружия и о разоружении,
а также право вооруженных конфликтов
[1, с. 30].
Другая группа юристов определяет
международное гуманитарное право достаточно
ограниченно и считает его частью «прав
человека» или понимает его исключительно
как «право Женевы» либо «право Гааги».
Международное право зародилось
во время распада родоплеменных отношений
и становления первых государств, когда
у древних людей уже имелся опыт межродовых
и межплеменных отношений. С образованием
государств возникают и отношения между
ними. Появляется потребность урегулирования
межгосударственных отношений. Именно
так и рождаются самые первые нормы международного
права, часто в основе которых лежат уже
некоторые существовавшие правила [2].
Международное гуманитарное
право имеет существенные особенности
как в формировании, так и в реализации
норм. Основным принципом этого права
является принцип гуманности, человечности.
Он нашел отражение уже в Гаагских конвенциях
1907 г., которые придали ему самостоятельное
юридическое значение. Имеется в виду
известная «оговорка Мартенса», названная
по имени ее автора, профессора Петербургского
университета Ф.Ф. Мартенса. Происхождением
и названием эта оговорка связана с заявлением,
которое сделал известный русский юрист-международник,
профессор Федор Федорович Мартенс на
Гаагской конференции мира в 1899 г. В период
работы конференции развернулась острая
дискуссия о правомерности партизанской
борьбы на оккупированной территории.
Германия по этому вопросу заняла резко
противоположную позицию и заявила о возможном
неподписании документа, если делегаты
не учтут ее точку зрения. Предложенная
оговорка была поддержана делегатами
и включена в преамбулу конвенции 1899 г.
Она включена в шестую Гаагскую
конвенцию. Соответствующее положение
этой Конвенции установило, что в случаях,
не предусмотренных конвенционными постановлениями,
население и воюющие остаются под защитой
и действием начал международного права,
вытекающих «из установившихся между
цивилизованными народами обычаев, из
законов человечности и требований общественного
сознания» [3, с.16].
Декларация Мартенса поставила
преграды на пути «произвольного усмотрения
военно-начальствующих», распространив
фактически и формально свое действие
на все не предусмотренные конвенцией
случаи в той мере, в какой они не подвергались
регламентации в конкретных нормах, договорных
или обычных. Установления Декларации
носят императивный характер и подлежат
безоговорочному выполнению. Оговорка
Мартенса, сформировав главную идею системы
международного гуманитарного права в
вооруженном конфликте, служит фундаментом
для формирования многих его основных
принципов и одновременно определяет
тенденции развития данной правовой системы.
Система международных отношений
основана на соблюдении всеми государствами
общепринятых принципов международного
права, исключая решения спорных вопросов
и разногласий между ними силой. Принципы
международной безопасности предусматривают:
обеспечение равноправной безопасности
для всех государств, создание действенных
гарантий в военной, политической, экономической
и гуманитарной областях; безусловное
уважение суверенных прав каждого народа,
справедливой политики урегулирования
международных кризисов и региональных
конфликтов; укрепление доверия между
государствами; выработка эффективных
методов предотвращения международного
терроризма, исключение геноцида, апартеида,
фашизма, исключая из международной практики
всех форм дискриминации, отказ от экономических
блокад и санкций без рекомендации мирового
сообщества [3, с.23].
Принципы международного права
- это самые важные нормы поведения субъектов
международных отношений по поводу наиболее
проблемных вопросов международной жизни,
а также императивные нормы международного
права. Императивной нормой называется
норма права, диспозиция которой выражена
в определенной, категоричной форме. Императивные
нормы обладают особой юридической силой,
то есть недопустимостью отклонения от
норм во взаимоотношениях отдельных государств
даже путем их соглашения. Принципы международного
права, как императивные положения, не
могут быть отменены никакими другими
установлениями специального характера
или реформированы с учетом специальных
обстоятельств [3].
Г.И. Тункин принципы международного
права определяет как нормы международного
права наиболее общего характера. И.И.
Лукашук под принципами понимает «фундамент
международного правопорядка, они определяют
его политико-правовой облик. Принципы
являются критериями международной законности.
Принципы исторически обусловлены». С
одной стороны, далее отмечает И.И. Лукашук,
они необходимы для функционирования
системы международных отношений и международного
права, с другой стороны - их существование
и реализация возможны в данных исторических
условиях. Принципы отражают коренные
интересы государств и международного
сообщества в целом. С субъективной стороны
они отражают уровень осознания государствами
закономерностей системы международных
отношений, своих национальных и общих
интересов. Появление принципов обусловлено
интересами самого международного права,
в частности необходимостью координации
огромного многообразия норм, обеспечения
единства международного права [3].