Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 18:13, доклад
Важнейшим источником шариата считается Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду. Исследователи находят в Коране положения, которые заимствованы из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии. Составление Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизирование его содержания и составление окончательной редакции произошло при халифе Омаре (644- 656 гг.). В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "И так мы ниспослали его как арабский судебник". Коран предписывает арабам также покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом (2,165-166).
Источники мусульманского права
Важнейшим источником шариата
считается Коран - священная книга
мусульман, состоящая из притч, молитв
и проповедей, приписываемых пророку
Мухаммеду. Исследователи находят
в Коране положения, которые заимствованы
из более ранних правовых памятников
Востока и из обычаев доисламской
Аравии. Составление Корана растянулось
на несколько десятилетий. Канонизирование
его содержания и составление окончательной
редакции произошло при халифе Омаре (644-
656 гг.). В самом Коране его правовая значимость
определяется следующим образом: "И
так мы ниспослали его как арабский судебник".
Коран предписывает арабам также покинуть
"обычаи отцов" в пользу правил, установленных
исламом (2,165-166).
Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных
на 6219 стихов (аята). Большая часть этих
стихов имеет мифологический характер,
и лишь около 500 стихов содержат предписания,
относящиеся к правилам поведения мусульман.
При этом не более чем 80 из них можно рассматривать
как собственно правовые (в основном это
правила, относящиеся к браку и семье),
остальные касаются религиозного ритуала
и обязанностей.
Большая часть положений Корана носит
казуальный характер и представляет собой
конкретные толкования, данные пророком
в связи с частными случаями. Но многие
установления имеют весьма неопределенный
вид и могут приобретать разный смысл
в зависимости от того, какое содержание
в них вкладывается. В последующей судебно-богословской
практике и в правовой доктрине в результате
достаточно свободного толкования разными
мазхабами они получили свое выражение
в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих
правовых предписаниях.
Другим авторитетным и обязательным для
всех мусульман источником права была Сунна ("священное
предание"), состоящая из многочисленных
рассказов (хадисов) о суждениях и поступках
самого Мухаммеда. В хадисах также можно
встретить различные правовые напластования,
отражающие развитие социальных отношений
в арабском обществе. Окончательное редактирование
хадисов было осуществлено в IX веке, когда
были составлены 6 ортодоксальных сборников
сунны, наибольшую известность из которых
получил сборник Бухари (умер в 870 году).
Из сунны также выводятся нормы брачного
и наследственного, доказательственного
и судебного права, правила о рабах и т.д.
Хадисы Сунны, несмотря на их обработку,
содержали много противоречащих друг
другу положений, и выбор наиболее "достоверного"
из них всецело относился к усмотрению
богословов-правоведов и судей. Считалось,
что имеют силу лишь те хадисы, которые
были пересказаны сподвижниками Мухаммеда,
причем, в отличие от суннитов, шииты признавали
действительными лишь те хадисы, которые
восходили к халифу Али и к его сторонникам.
Третье место в иерархии источников мусульманского
права занимала иджма, которая
рассматривалась как "общее согласие
мусульманской общины". Наряду с Кораном
и Сунной она относилась к группе авторитетных
источников шариата. Практически иджма
складывалась из совпадающих мнений по
религиозным и правовым вопросам, которые
были высказаны сподвижниками Мухаммеда
(число которых насчитывало более 100 человек)
или впоследствии наиболее влиятельными
мусульманскими теологами-правоведами
(имамами, муфтиями, муджтахидами). Иджма
развивалась как в виде интерпретаций
текста Корана или Сунны, так и путем формирования
новых норм, которые уже не связывались
с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные
правила поведения и становились обязательными
в силу единодушной поддержки муфтиев
или муджтахидов. Такой способ развития
норм мусульманского права получил название
"иджтихад". Правомерность иджмы
как одного из основных источников шариата
выводилась из указания Мухаммеда: "Если
вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".
Большая роль иджмы в развитии шариата
состояла в том, что она позволяла правящей
религиозной верхушке Арабского халифата
создавать новые правовые нормы, приспособленные
к меняющимся условиям феодального общества,
учитывающие специфику завоеванных стран.
К иджме в качестве источника права, дополняющего
шариат, примыкала и фетва - решения
и мнения отдельных муфтиев по правовым
вопросам. В VIII-IX вв. в связи с широким распространением
метода "иджтихада" мусульманское
право активно развивалось доктринальным
путем в трудах указанных выше основателей
главных правовых школ, а позднее в работах
их ведущих последователей и учеников.
В Х в. рядом авторитетных теологов-юристов
были проведены работы по систематизации
накопленного к этому времени обширного
правового материала. С XI в. в связи с обострившимися
противоречиями между главными течениями
в исламе и разными правовыми школами
(мазхабами) мусульманское право фактически
не существовало как единая система. Внутренние
расхождения в нем приобрели существенный
характер.
Одним из наиболее спорных источников
мусульманского права, вызывавшим острые
разногласия между разными направлениями,
был кияс - решение
правовых дел по аналогии. Согласно киясу
правило, установленное в Коране, Сунне
или иджме, может быть применено к делу,
которое прямо не предусмотрено в этих
источниках права. Кияс не только позволял
быстро урегулировать новые общественные
отношения, но и способствовал освобождению
шариата в целом ряде моментов от теологического
налета. Но в руках мусульманских судей
кияс часто становился и орудием откровенного
произвола. Наиболее широко данный метод
был обоснован Абу Ханифа и его последователями
- ханифитами. Наиболее резко против кияса
выступили ханбалиты и особенно шииты,
которые вообще не признавали его в качестве
источника права.
В качестве дополнительного источника
права шариат допускал и местные обычаи,
не вошедшие непосредственно в само мусульманское
право в период его становления, но не
противоречившие прямо его принципам
и нормам. При этом признавались правовые
обычаи, сложившиеся в самом арабском
обществе (урф), а также у многочисленных
народов, покоренных в результате арабских
завоеваний или же подвергшихся в более
позднее время влиянию мусульманского
права (адаты), в частности у народов, населявших
нашу страну.
Наконец, производным от шариата источником
мусульманского права были указы и распоряжения
халифов - фирманы. В последующем
в других мусульманских государствах
с развитием законодательной деятельности
в качестве источника права стали рассматриваться
и играть все возрастающую роль законы
- кануны. Фирманы
и кануны также не должны были противоречить
принципам шариата и дополняли его прежде
всего нормами, регламентирующими деятельность
государственных органов и регулирующих
административно-правовые отношения государственной
власти с населением.
Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.1
Большая часть
положений Корана носит
2.2. Сунна.
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари. Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.
Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) - свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих.2
2.3. Иджма.
Третье место
в иерархии источников
Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда : "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".
Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.
2.4. Кияс.
Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, был кияс- решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.
Но в руках мусульманских судей, кияс часто становился и оружием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями- ханифатами.
В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты).1
2.5. Фирманы, кануны.
И, наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов-фирманы. В последующем, в других мусульманских государствах, с развитием законодательной деятельности, в качестве источника права, стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы- кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением.1
3.ПРАВО МУСУЛЬМАНСКИХ
СТРАН: ПРАВО АРАБСКОГО
Хотя шариат не знал как такового деления права на отдельные отрасли, все же гражданско-правовые отношения, в частности право собственности, договорное и деликтное право, получили в нем заметное развитие.
3.1. Право личного статуса.
Особое внимание в шариате уделялось "праву личного статуса". В Арабском халифате, как и во многих других государствах средневекового Востока, не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией неравноправных сословно-корпоративных групп. По мусульманскому праву юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полноправный личный статус по шариату имели только мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство или иудаизм (так называемые зиммии), находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог (джизья). Нормы шариата применялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки с мусульманами или совершали преступления. Развитие социальных отношений оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество. Отпуск рабов-мусульман на волю рассматривался как богоугодное дело.
Поскольку согласно религиозным представлениям шариата субъектом права являлся лишь Аллах, то мусульманин рассматривался как носитель установленных богом обязанностей. Лишь в той мере, в какой он соблюдал свой религиозный долг, следуя велениям ислама, он получал право на предусмотренные шариатом притязания и на другие юридические возможности. Поэтому мусульманские правоведы разрабатывали не столько вопрос о правоспособности, сколько о дееспособности лица, то есть о его возможности участвовать в сделках и в иных правовых актах. Гражданская дееспособность рассматривалась в качестве необходимого условия для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рассудке. Право устанавливать факт достижения совершеннолетия в каждом отдельном случае осуществлялось судьей, который решал этот вопрос по своему усмотрению. Было известно также понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опьянения и т.д.
3.2. Правовое регулирование имущественных отношений
Важное место в мусульманской правовой доктрине занимали нормы, регламентирующие имущественные отношения. Прежде всего в правовой доктрине было закреплено представление об имуществе как объекте вещных прав. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности мусульманина. Это — воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т.п. Не признавалась собственность мусульман и на так называемые "нечистые вещи" — вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и т.д. Нередко в ходе арабских завоевательных походов эти вещи подвергались уничтожению, хотя вопрос о праве на истребление имущества, принадлежащего неверным, был спорным и трактовался по-разному в различных мазхабах. Мусульманскому праву было известно также деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых и т.д. Большое внимание мусульманские правоведы уделяли классификации земельных имуществ. В особые группы выделялось государственное имущество, земли принадлежащие частным лицам, брошенные земли, земли непригодные для обработки и т.п.
В шариате подробно определялись способы возникновения права собственности, причем по некоторым из них правоведы, представители разных мазхабов, высказывали разноречивые мнения. Завоевательные походы арабов с большой остротой поставили вопрос о правомерности военных захватов, о самом порядке возникновения права собственности на захваченное имущество. Завоеванные земли по общему правилу рассматривались как собственность государства и поступали в распоряжение халифов и эмиров. Правовой статус иного имущества, добытого у неприятеля, определялся прежде всего, в зависимости от того, было оно получено насильственным или ненасильственным путем. Имущество, захваченное силой, делилось на несколько частей, размер которых по-разному определялся в отдельных мазхабах. Одна из них переходила в собственность добытчика, вторая должна была быть передана государству, третья — мечетям и т.д. Шариату были известны и такие способы приобретения права собственности, как наследование, договор, находка вещи. В последнем случае своеобразным было то, что владелец земли, нашедший на своем участке чужую вещь, становился ее собственником.
Сложившийся в мусульманских
государствах строй отношений собственности
тщательно регламентировался и
охранялся нормами шариата. Праву
частной собственности
Особый правовой
режим имели земли, составлявшие
первоначальную территорию мусульманской
общины (Мекка с прилегающей
Частная феодальная собственность в Арабском халифате (мульк) имела подчиненное значение по сравнению с государственной собственностью и общинным землепользованием и не получила широкого распространения. В отличие от феодальной собственности в странах Европы она не имела иерархической структуры, не связывалась условиями службы. С ростом государственного земельного фонда и развитием феодальных отношений получили распространение и условные формы земельных владений. Часть захваченных земель стала предоставляться отдельным представителям феодальной верхушки за военную или государственную службу (икта). Владелец такой земли (иктадар) получал право собирать в свою пользу подать с подвластного населения. Поскольку икта со временем стала передаваться по наследству, по своему фактическому положению она приближалась к землям, закрепленным по праву собственности. Согласно первоначальному толкованию Корана пресная вода, также как и воздух, считалась общим достоянием. Но постепенно колодцы, пруды и мелкие озера переходили в собственность крупных землевладельцев. Лишь значительные реки и озера по-прежнему входили в общую систему общинной и государственной собственности, что определялось необходимостью проведения совместных ирригационных работ, осуществляемых под контролем должностных лиц.
Своеобразным институтом шариата, связанным с вещными правами, был вакуф, представлявший собой имущество (обычно недвижимое), переданное собственником на какие-либо религиозные или благотворительные цели (мечетям, медресе и т.д.). Лицо, установившее вакуф, теряло право собственности на данное имущество, но сохраняло за собой право выступать в качестве управляющего вакуфом и резервировать определенный доход с вакуфа для себя и своих наследников. Имущества, составляющие вакуф, не могли быть предметом купли-продажи, залога и т.д. Вакуфные земли, однако, могли сдаваться в аренду или обмениваться на равноценное земельное имущество. Данный институт широко использовался богатой верхушкой с целью уклонения от уплаты высоких налогов, поскольку имущество, составляющее вакуф, освобождалось от государственного обложения.