Источники мусульманского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 18:13, доклад

Краткое описание

Важнейшим источником шариата считается Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду. Исследователи находят в Коране положения, которые заимствованы из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии. Составление Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизирование его содержания и составление окончательной редакции произошло при халифе Омаре (644- 656 гг.). В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "И так мы ниспослали его как арабский судебник". Коран предписывает арабам также покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом (2,165-166).

Вложенные файлы: 1 файл

Мусульмнское право.docx

— 115.76 Кб (Скачать файл)

3.3.  Обязательства

В шариате не формулировалась  общая концепция обязательства, но практические вопросы договорного  права, опосредовавшего торгово-денежный оборот, получили всестороннюю разработку. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Характерным для мусульманского общества было распространение специфических односторонних обязательств — обетов.

Договор по шариату  рассматривался как связь, возникающая  из взаимного соглашения сторон, которое, однако, в условиях имущественного неравенства имело чисто формальный характер. Условия договора могли  быть выражены в любом виде: в  документе, в неофициальном письме, устно. Заключенные договоры рассматривались  как незыблемые. Обязанность соблюдать "свои договоры" рассматривалась  в Коране как священная. Недействительными  считались договоры, заключенные  с безнравственными целями с использованием "нечистых" или изъятых из оборота  вещей.

Мусульманские правоведы  не ставили жестких условий, касающихся формы выражения воли сторон в  договоре. Согласие сторон на вступление в договор, условия договора могли  быть выражены в документе, устно  и в виде неофициального письма. В шариате подробно регламентировались различные виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество, союз и т.д. В связи с широким развитием торговли одним из наиболее разработанных договоров была купля-продажа. О правомерности торговли "по взаимному согласию" говорилось еще в Коране.

Договор купли-продажи  допускался лишь в отношении реально  существующих вещей, и только в ханифитском мазхабе признавалась продажа вещей, которые должны быть произведены в будущем. В случае обнаружения скрытых недостатков в купленных вещах (болезнь у раба, животного и т.п.) покупатель мог расторгнуть договор.

В шариате содержались  положения, которые формально осуждали ростовщичество. Еще в Коране говорилось, что "Аллах разрешил торговлю и  запретил рост". Но на практике этот запрет часто нарушался. Запрещалось  обращать должника в рабство за неуплату долгов, но его можно было заставить  отработать свой долг кредитору. Такая  форма расчета с кредитором соответствовала  развитию феодальных форм эксплуатации.

Большое внимание в мусульманском праве уделялось  отношениям имущественного найма, прежде всего аренде земли. Было известно несколько  видов найма, причем первостепенное внимание уделялось вопросам размера  и порядка взимания арендной платы  в пользу собственника. Широкое распространение  в арабском обществе получили договоры союза и товарищества. Эта правовая форма использовалась для совместного  орошения земли, снаряжения торговых караванов  и т.д.

3.4. Семейные отношения.

Мусульманская религия  и шариат рассматривают безбрачие  как нежелательное состояние, а  брак как религиозную обязанность  мусульманина. Но на деле брачный договор  нередко выступал как своеобразная торговая сделка. Формально для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты (только шафииты не считали такое согласие обязательным). Но поскольку считалось, что волю невесты вправе выразить родители, брачный договор часто превращался в замаскированную форму продажи девушки. Фактически отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей, стремясь при этом получить максимально высокий выкуп. Так как согласно преданию, Мухаммед женился на Айше, когда ей исполнилось девять лет, этот возраст был признан как достаточный для вступления в брак женщин. По шариату мусульманин не имел права вступать в брак с неверующими и отступниками от ислама. Браки, заключенные с нарушением этих условий, расторгались. Но мусульманину разрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку предполагалось, что муж обратит свою жену в мусульманскую веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца.

Коран признавал  за мусульманином право иметь  до четырех жен одновременно. Кроме  того, можно было иметь наложниц из числа рабынь. Но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали его положению. На практике содержать нескольких жен, а тем более специальные гаремы с невольницами могли лишь представители верхушки феодального общества.

Мусульманская религия  обосновывала приниженное и зависимое  положение женщины в семье. Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Ее право участвовать  самостоятельно в имущественном  обороте было крайне ограниченно.

Коран разрешал мужу применять к женам различные  наказания, включая телесные. В мусульманском  праве подробно определялись поводы к разводу и его процедура. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число последующих браков и разводов не регламентировалось. Шариат знал несколько видов разводов, различавшихся как по самому порядку, так и по его юридическим последствиям. Например, был возможен временный развод, предусматривающий своеобразный испытательный срок. Хотя поводы для развода были точно определены (отступничество от ислама и т.д.), муж мог развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из установленных фраз: "ты отлучена" или "соединись с родом". В случае развода муж должен был выделить жене необходимое имущество "согласно обычаю". Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме бывшего мужа, чтобы определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он должен был быть оставлен в доме отца. Жена могла требовать развода только через суд, ссылаясь лишь на строго очерченные основания: муж имел физические недостатки, не выполнял супружеских обязанностей, жестоко обращался с женой или не выделял средств на ее содержание.

3.5. Наследственное  право

Признавались два  порядка наследования: по завещанию  и по закону. Завещание не могло  составляться в пользу законных наследников, затрагивать более трети имущества  завещателя, его составление требовало  присутствия двух свидетелей. Особенно разработанным был порядок наследования по закону. Из имущества умершего, прежде всего покрывались расходы связанные с его погребением, затем выплачивались все его долги. Особенностью шариата было то, что наследованию подлежали только имущественные права умершего, а не обязанности, которые не могли переходить наследникам.

Оставшееся имущество  переходило к законным наследникам  умершего; они делились на несколько  категорий, внутри которых устанавливалась  своя очередность призвания к  наследству. Так, в первую очередь  наследство получали дети умершего, затем  его братья, дяди и т.д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин.

На получение  наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые, хотя бы и неумышленными действиями, вызвали смерть наследодателя. Лишь маликиты признавали право на наследство за убийцей, если он руководствовался справедливыми мотивами.

3.6. Преступления  и наказания. 

Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть шариата. Они  отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее понятие  преступления, слабо были разработаны  такие институты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т.п. Еще средневековые  мусульманские правоведы разделили  все преступления на три группы. Первую из них составляли преступления, которые восходили, согласно мусульманской  доктрине, к указаниям самого Мухаммеда. Они трактовались как посягательства на "права Аллаха" и не допускали  прощения. Сюда относилось прежде всего отступничество от ислама, каравшееся смертной казнью. Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления — бунт и сопротивление государственным властям. К этой же группе преступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии.

Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались как  посягательства не на права всей мусульманской  общины, а на права отдельных лиц. Нормы, регулирующие их, восходили к  обычаям родоплеменного строя, сохраняли  следы непосредственной расправы потерпевшего с обидчиком. Так, умышленное убийство или смертельное ранение влекли за собой кровную месть со стороны  родственников убитого. В шариате, правда, уже предусматривалась возможность  замены кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали  убийцу. За неумышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина. Для других преступлений данной группы, в частности за телесные повреждения, ответственность также возникала  по принципу возмездия, т.е. талиона.

Наконец, третью группу преступлений составляли действия, которые  не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, а поэтому не упоминались в основных источниках шариата. С развитием правовой доктрины и стремлением имущей верхушки укрепить сложившийся общественный порядок начинают рассматриваться как уголовные преступления и наказываться в судебном порядке такие действия, как неуплата закята, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры и т.п. Мера наказания по таким делам зависела от мнения, высказываемого муджтахидами, и от усмотрения отдельных судей.

Наказания по мусульманскому праву отразили как архаичные  и догосударственные способы возмездия, так и достаточно разработанные меры целенаправленной уголовно-правовой репрессии.

Преступления первой и второй группы влекли за собой  строго фиксированные и суровые  наказания (хадд и кисас). Наказания за преступления, относящиеся к третьей группе (тазир), отличались большим разнообразием и гибкостью (от четырех до двух видов таких наказаний), но также имели ярко выраженный карательный характер. Как отмечалось выше, шариат допускал и тем самым узаконивал кровную месть (в несколько ограниченных по сравнению с доисламским периодом размерах), талион, а также выкуп в вещах или деньгах (до 100 верблюдов или 1 тыс. динаров золота) как компенсацию потерпевшему или его родственникам, если они отказывались от своего права на кровную месть.

В шариате предусматривались  типичные для средневековья жестокие и устрашающие наказания. Так, смертная казнь, назначавшаяся по целому ряду преступлений, обычно совершалась публично (путем повешения или четвертования), а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание. Применялись  и такие виды казни, как утопление  и закапывание заживо. Широко использовались также членовредительские и телесные наказания — отсечение пальцев, рук и ног, бичевание, битье камнями  и т.п. Тюремное заключение в Арабском халифате применялось обычно для  содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и как мера наказания, причем в отдельных случаях  назначалось пожизненное заточение. Лишение свободы выражалось также  и в домашнем заключении или в  помещении в мечеть. Мусульманское  право знало также имущественные  санкции (конфискации, штрафы и т.п.) и позорящие наказания — бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и т.д., а  также ссылку и высылку (за мелкие преступления).

3.7. Судебный процесс. 

Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительный  характер. Дела возбуждались не от имени  государственных органов, а заинтересованными  лицами (за исключением преступлений, направленных против государственной  власти). Различия между уголовными и гражданскими делами (в самом  судебном процессуальном порядке) практически  отсутствовали. Судебные дела рассматривались  публично, обычно в мечети, где могли  присутствовать все желающие. Стороны  должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов.

Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось, хотя со времени правления  Абассидов по гражданским делам составлялись судебные протоколы. Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы. Дело должно было решаться на одном заседании и не могло откладываться на следующий день. По существу процесс в суде превращался в своеобразное состязание сторон, где, естественно, богатый и бедный не были в равном положении. При вынесении решения судья, за исключением сравнительно небольшой категории дел, обладал большой, свободой усмотрения, что давало ему возможность руководствоваться личными симпатиями и учитывать социальное положение сторон. Особенностью процессуального права шариата было то, что судебное решение не рассматривалось как окончательное и бесповоротное. В случае установления новых фактов и обстоятельств по рассмотренному ранее делу судья мог пересмотреть свое собственное решение. Это открывало простор для злоупотреблений и произвола. При оценке доказательств в суде господствовал формализм. Так, полным доказательством по делу считались показания двух достойных доверия свидетелей-мусульман. Показания женщин рассматривались как половинные доказательства. При отсутствии достоверных или убедительных доказательств применялась клятва, которую обычно должен был произнести ответчик или обвиняемый. Клятва, произнесенная по особой торжественной форме и с ссылкой на Аллаха, принималась как веское доказательство в судебном процессе. Она освобождала обвиняемого от ответственности или, по крайней мере, смягчала наказание (например, при обвинении в умышленном убийстве). Признание обвиняемого, если оно было сделано совершеннолетним, вменяемым, не под влиянием принуждения, рассматривалось в качестве доказательства, достаточного для вынесения решения суда.

4.ПРИСПОСОБЛЕНИЕ  МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА К СОВРЕМЕННОМУ  МИРУ.

Для приспособления мусульманского права к современной  действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права, - соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах мусульманского права существовал и существует дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти. Мусульманское право распространяется только на мусульман.  Но все равно,  даже в тех странах,   где   мусульмане основная  часть  населения,  оно дополняется законами и обычаями,  кодифицируется  и  модифицируется  в связи  с  возникающими  новыми  общественными отношениями. Вследствие этого   выполняется   религиозное   мусульманское   право   и    право мусульманских государств.    В 1869-1877 гг.  в качестве гражданского кодекса Османской  империи была издана Аль-Маджала. Она также действовала на территории Турции до 1926 г., Ливана до 1932 г., Сирии до 1949., Ирака до 1951 г. Сейчас ее действие частично сохранилось в Иордании, Израиле, на Кипре.   Во второй  половине  XIX  века  в   мусульманских   странах   были применяемы    уголовные,    торговые,    процессуальные    и    другие законодательства, частично на основе рецепции права западноевропейских стран.   Мусульманское   право   играло   роль   регулятора  семейных, наследственных и некоторых других отношений. 

Информация о работе Источники мусульманского права