Источники мусульманского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 18:13, доклад

Краткое описание

Важнейшим источником шариата считается Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду. Исследователи находят в Коране положения, которые заимствованы из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии. Составление Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизирование его содержания и составление окончательной редакции произошло при халифе Омаре (644- 656 гг.). В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "И так мы ниспослали его как арабский судебник". Коран предписывает арабам также покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом (2,165-166).

Вложенные файлы: 1 файл

Мусульмнское право.docx

— 115.76 Кб (Скачать файл)

В странах с мусульманским  правом конституция не считается  основным законом,  а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса ( Иджма ) и аналогии ( Кияс ).  Мусульманские юристы и  богословы  считают,  что регулированию  норм  Корана и шариата подлежат как религиозная,  так и этическая стороны общественной  жизни,  отношения  граждан  как  между собой,  так  и  с государством.  Они также утверждают,  что эти нормы, освещенные волей Аллаха,  гораздо  сильнее  по  своему  действию,  чем конституционные нормы,  написанные человеком. С этим как раз и связано то,  что в Саудовской Аравии нет  писаной  конституции,  а  ее  место занимает Коран.

Во   многих   государствах   мусульманское  право конституционно считается основой законодательства.  Оно применяется по многим  вопросам,  но  особенно  в гражданских отношениях,  до сих пор сохраняются  шариатские  суды.  В  некоторых  странах  Центральной   и Восточной  Африки  мусульманское право используется как обычное право. Хотя мусульманское право и  оказывает  огромное  влияние  на  правовые системы  мусульманских  государств,  но  все  равно сейчас наблюдается тенденция к применению таких источников права как  правовой  обычай  и нормативно-правовой  акт  или  законодательство.  Практически  во всех мусульманских  странах  влияние  мусульманского  права  ограничивается брачно-семейными  и  примыкающими  к  ним  отношениями,  то есть теми, которые  входят  в  понятие  "личный  статус. В качестве примера  можно  еще  привести  Саудовскую  Аравию,  которая  считается страной традиционного ислама.  Даже здесь  все  больше  применяются  в судопроизводстве   и   законодательстве   "двойные   стандарты",  а  в коммерческом праве приоритет уже отдается "англо-американскому" праву.

В 19   веке  в  положении  мусульманского  права  произошли существенные изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции    законодательству,    основанному    на заимствовании буржуазных правовых моделей.      К началу  20  века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции  и действовало универсально  в  своем  традиционном виде.  Правовые системы наиболее   развитых   арабских   стран,   с   некоторыми отступлениями стали   строится   по   двум   основным  образцам: романо-германскому (французскому)  -  Египет,  Сирия,  Ливан;  и англо-саксонскому - Ирак,  Судан.  За мусульманским правом здесь сохранилась роль регулятора  брачно-семейных,  наследственных  и некоторых других   отношений   среди   мусульман  (иногда  и  не мусульман), что объяснялось  все  еще  сохранившимся  пережитком феодализма и глубоким влиянием ислама на общественное сознание.      В настоящее  время мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций  в  качестве  системы  действующих  правовых норм. Исключение составляет лишь Турция,  где в 20 годы  мусульманское право во   всех   отраслях   было   заменено   законодательством буржуазного типа,  составленным  на  основе   заимствованных   с западно-европейских моделей.      В конечном  счете,   направление   и   глубина   воздействия мусульманского права  на  современные  правовые  системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического  и культурного развития.      Взяв за  основу  масштабы  применения  норм  мусульманского права и  степень  их  влияния  на  действующие законодательства, можно предложить следующую  классификацию  современных  правовых систем стран Востока.      Первую группу составляет правовые системы Саудовской Аравии и Ирана,   где   мусульманское   право   продолжает  применяться максимально широко.  Прежде всего, его нормы и принципы оказывают глубокое влияние    на    конституционное   законодательство   и сложившуюся здесь форму правления.  Конституция Ирана, например, закрепляет положение   об   обязательном   соответствии  шариату  всех принимаемых законов.1  Во исполнение данного положения здесь изданы законы,  ориентирующиеся на закрепление в своих статьях  общих  принципов  и  конкретных норм той или иной школы мусульманского права:  ханбалистской в Саудовской Аравии и джафаритской  в Иране.     

Если в Саудовской Аравии  мусульманское  право  никогда  не уступало своей  роли  явно преобладающего источника права,  то в Иране оно вновь заняло  ведущее  место  только  после  свержения шахского режима, в результате проводимого руководством исламской республики, курса      на      исламизацию      всех       сторон общественно-политической, экономической  и государственной жизни страны и даже сферы личных интересов  граждан.  В  подтверждение этого можно   указать  на  введение  системы  строгих,  а  порой жестоких наказаний за малейшее нарушение не только  юридических, но и  моральных норм,  относящихся в частности к одежде и формам проведения досуга мусульман.  Действующие в стране мусульманские суды, вопреки    элементарным   требованиям   справедливости   и демократической законности,  строго придерживаясь  мусульманских норм при  рассмотрении  дел,  нередко допускают явные нарушения и творят произвол. В  Иране   и   Саудовской   Аравии функционируют специальные учреждения мусульманского  контроля  и инспекции (хисба),  которые  без суда и следствия могут наложить мусульманское наказание  за  отклонение  от   правил   торговли, общественного порядка или норм морали.      Вторую группу составляют правовые системы Ливии, Пакистана, Судана. Хотя  сфера  действия  мусульманского  права не является здесь столь  всеобъемлющей  как  в  первой  группе,  но  все  же остается весьма   существенной,  в  последние  десятилетия  даже обнаруживают тенденцию к расширению.  Прежде  всего  принципы  и нормы мусульманского   права,   оказывают   заметное  влияние  на основные акты   конституционного   характера   и    деятельность государственного механизма   этих   стран.   Так  военный  режим Пакистана оправдывал отказ от  всеобщих  выборов  тем,  что  они якобы "не отвечают принципам ислама".  В Ливии в 1977 году Коран вообще был  объявлен  "законом  общества",  заменяющим   обычную конституцию.      Во всех перечисленных странах второй группы,  мусульманское право без  каких-либо  изъятий продолжает регулировать отношения личного статуса, сохраняются мусульманские суды.      Еще одну  многочисленную группу составляют правовые системы большинства арабских стран:  Египта,  Сирии,  Ирака,  Ливана,  а также   ряда   стран   Африки   (Сомали,   Мавритании)   и  Азии (Афганистан).      Их конституционное  право закрепляет,  как правило,  особые положения ислама и мусульманского права.  Так конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин,   а   мусульманское   право   является   источником законодательства.  Данное  конституционное положение практически реализуется в других  отраслях  права  и  судоустройства.  Но  с другой стороны  в  некоторых из стран (Ирак,  Сирия) наблюдается определенная демократизация   мусульманско-правовых    положений семейного законодательства. Не случайно,  в  ряде  стран был взят курс на конкретизацию норм мусульманского  права  и  их  закрепление   в   действующем законодательстве.  Так в Иране,  Пакистане,  Ливии, Судане сфера его  действия  охватывает  не  только  "личный  статус",  но   и уголовное   право   и   процесс,   отдельные  виды  финансово  - экономических отношений и даже институты государственного права.

Подобная практика  развития  правовых  систем  ряда стран в последние годы  вносит  известные  коррективы  и   в   структуру действующего здесь   мусульманского  права,  отдельные  нормы  и институты которого, ранее     вытесненные      законодательством, заимствующим западные  правовые  модели,  вновь  возрождаются  и начинают применяться на практике.

В настоящее время  Иджма рассматривается в качестве способа приспособления фикха к потребностям современного общества.

Сейчас идет  период  кодификации  мусульманского  права  во многих странах, среди них Пакистан, Индонезия, а в Турции с 1926 г. вообще от него   отказались.

1.1. Общая характеристика семейного  права мусульман.

Нет ни одного человека на Земле, в жизни которого не существовала бы семья. С детства каждый человек  окружен внимательными и добрыми  родителями, а вырастая, ищет себе любящую  и верную вторую половину, появляются дети… Далее мы рассмотрим, какую роль играет этот феномен в Исламе, что представляет из себя настоящая мусульманская семья, какие отношения складываются между супругами и какими правилами они регулируются.

Начнем с того, что мусульманское семейное право  окружено предрассудками. То, что в  Исламе разрешена полигамия, то, что  женщина носит одежду, полностью  скрывающую наиболее привлекательные  места ее тела, некоторые лимиты в ее поведении вызывают волну  непонимания и даже осуждения  со стороны немусульман, ведь все это так контрастирует с нравами и правилами современной жизни. Чтобы понять все эти особенности мусульманского семейного права, стоит заглянуть «за ширму» мусульманской семьи, и тогда мы увидим, что в действительности она из себя представляет.

Основными источниками  мусульманского семейного права, как  и мусульманского права в целом, являются: Коран, сунна (изречения и деяния Мухаммеда), кияс (аналогия), иджма (согласованное мнение крупных правоведов и богословов), фетвы (юридические заключения высших духовных лиц), адаты (традиции, обычаи арабов и других народов, исповедующих ислам).

Брак в Исламе рассматривается, как естественные узы между мужчиной и женщиной. Действительно, Аллах  в Коране говорит:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُواْ رَبَّكُمُ الَّذِي  خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ  وَخَلَقَ مِنْهَا

زَوْجَهَا وَبَثَّ  مِنْهُمَا رِجَالاً كَثِيرًا وَنِسَاء وَاتَّقُواْ اللّهَ الَّذِي تَسَاءلُونَ

بِهِ وَالأَرْحَامَ  إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيبًا

«O, люди! Будьте ответственны перед Богом вашим, 
Который произвел вас от одного-единственного человека,  
И от него Он произвел жену его,  
И от них обоих произошло много людей;  
Бойтесь Аллаха и того, с кем Он связал вас взаимными правами;  
Не прерывайте родственных отношений».

(Коран, 4:1)

Пророк Мухаммед, описывая сходство между мужчиной и  женщиной, сказал:

«Женщины и мужчины - словно дети-двойняшки».

В другой суре нам  напоминают, что мужчины и женщины  существуют не случайно, а их естественное влечение друг к другу - не просто совпадение. В Коране сказано, что Аллах создал любовь и взаимную привязанность  в сердцах супружеской пары, как  великое напоминание о Себе:

وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُم مِّنْ أَنفُسِكُمْ

أَزْوَاجًا لِّتَسْكُنُوا  إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُم مَّوَدَّةً وَرَحْمَةً

إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ  

«И среди Его  знаков - то,  
Что Он создал для вас жен из вашего же окружения,  
Чтобы вы находили в них любовь и утешение,  
И посеял между вами симпатию и привязанность.  
Истинно, в этом Знак для людей мыслящих».

(Коран, 30:20)

С самых истоков  Ислама Мусульманам внушалось, что  брачные отношения - это источник любви, сострадания и понимания. В частности, у мужчин поощряется внимательное, доброе отношение к  женам, что говорится и в Коране, и в высказываниях  Пророка Мухаммада.

В Коране сказано:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ

آمَنُواْ لاَ  يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَرِثُواْ  النِّسَاء كَرْهًا وَلاَ تَعْضُلُوهُنَّ

لِتَذْهَبُواْ بِبَعْضِ مَا آتَيْتُمُوهُنَّ إِلاَّ أَن  يَأْتِينَ بِفَاحِشَةٍ

مُّبَيِّنَةٍ وَعَاشِرُوهُنَّ  بِالْمَعْرُوفِ فَإِن كَرِهْتُمُوهُنَّ فَعَسَى

أَن تَكْرَهُواْ  شَيْئًا وَيَجْعَلَ اللّهُ فِيهِ  خَيْرًا كَثِيرًا

«Живите со своими женами в мире и согласии, 
Так как если вы их невзлюбите,  
Вы отвернетесь от источника радости и наслаждения, 
Предоставленного вам Аллахом».

(Коран, 4:19)

Пророк Мухаммед говорил:

«Лучший из вас  тот, кто является образцовым для  своей семьи (жены), как я являюсь  для своей.» 

В своем кратком  обзоре мусульманского права я не могу не обратить внимания на некоторые  его основные запреты и особенности.

Моральные и этические  нормы шариата запрещают посторонним  мужчинам и женщинам смотреть друг на друга. Мужчинам запрещено смотреть даже на волосы посторонней женщины, не говоря уж о лице или руках, на которые нельзя ни просто взглянуть, ни, конечно, полюбоваться. Причем мусульманину разрешается смотреть на лицо и руки «женщины священного писания» (христианки или иудейки), но не нарушая законы шариата, он не может видеть другие части тела христианки или иудейки. А от мусульманок шариат требует закрыть тело и волосы от посторонних мужчин, желательно даже и от несовершеннолетних мальчиков, которые «отличают хорошее от плохого». (В шариате часто употребляется это выражение в отношении несовершеннолетних мальчиков. При этом имеются в виду мальчики, уже что-то знающие об интимных отношениях полов).

Видеть срамные части тела посторонних запрещено (даже через стекло и их отражение в воде). Тело друг друга (все его части) могут видеть муж и жена и те мужчины и женщины, которые считаются махрамами (мать и сын, дочь и отец, тесть и невестка и т. д.), но последние могут смотреть только на дозволенные части тела.

Шариат запрещает  и мужчинам смотреть на тело посторонних  мужчин, как  и женщинам - на тело посторонних женщин с целью получения чувственного наслаждения. В наше время уже не запрещается рисовать и изображать живое существо, в том числе и человека, но шариат запрещает мужчине смотреть на портрет знакомой женщины, а также смотреть пристально и с чувственным наслаждением на портрет посторонней женщины. Шариат не допускает мысли об эстетическом наслаждении красотой человеческих фигур, изображенных на фото, портретах, в скульптуре, н поэтому смотреть друг на друга посторонним мужчинам и женщинам с точки зрения шариата считается аморальным.

Если мужчина  или женщина вынуждены, например, вымыть определенные части тела постороннему мужчине или женщине, то они не должны прикасаться непосредственно  к телу последних, а постараться  укутать их чем-нибудь. Эти правила  распространяются н на медицинских работников. Так, врач-мужчина, которому необходимо осмотреть больную женщину, может трогать руками ее тело, но, если можно обойтись лишь осмотром, он не должен касаться его. Если же необходимо ощупать руками ее тело, он не должен смотреть на него. То же и относительно срамных частей тела: врач может осмотреть их, но желательно все же (по шариату) - через зеркало[8].

При бракосочетании, если муж ставит условие, что женится  на девушке, и если выясняется, что  это не так, он имеет право расторгнуть  брак. Если мужчина за неимением  жены нарушил запрет ислама, т. е. имел интимные отношения с женщиной, шариат требует, чтобы он женился на ней. Учитывая легкость мусульманского развода, это требование шариата не создает никаких хлопот для мужчины. Однако с точки зрения мусульманской этики такой поступок может иметь неприятные последствия как для мужчины, так и для женщины, особенно если он станет известен посторонним, а именно общественное порицание, которое может повлечь отказ от вступления в брак с таким человеком.

Находиться в  безлюдном месте вдвоем посторонним  женщине и мужчине запрещено, даже если они находятся там для  молитвы. Если мусульманин или мусульманка  сознательно отрицает Бога или посланничество Мухаммеда и исламские обряды, шариат считает такого человека муртадом - отступником. Вероотступничество мужа или жены может служить причиной для расторжения брака. Если женщина, заключив брачный договор, до сближения с мужем стала вероотступницей, брак становится недействительным и она должна переждать период идда, прежде чем прежний брак снова может быть признан действительным, при условии, что жена вернулась в лоно исламской религии. Если же вероотступником станет мужчина, то его мусульманка-жена становится для него запретной, т. е. брак считается автоматически расторгнутым на том основании, что мусульманка не имеет права быть женой немусульманина.

Информация о работе Источники мусульманского права