Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 18:19, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексный анализ прав женщин и детей, их нормативного закрепления в международном праве и российском праве. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
• дать общую характеристику международно-правовым актам о правах ребенка и женщин;
• сформулировать проблемы правовой защиты женщин и детей;
• выработать предложения и рекомендации по совершенствованию международного регулирования и обеспечения прав женщин и детей.
Введение……………………………………………………………………….…...3
Глава I. Международная защита прав детей………………………….……….…5
§ 1. Международные документы о защите прав детей..………………………...5
§ 2. Реализация международных принципов по защите прав детей в РФ….....11
Глава II. Международная защита прав женщин……………………….………..14
§ 1. Международные документы, регламентирующие статус женщин и их право на защиту………………………………………………………………….…….…14
§ 2. Механизмы реализации прав женщин………………………………………20
Заключение………………………………………………………………….……..23
Библиографический список………………………………………………………24
§ 2. Реализация международных принципов по защите прав детей в РФ
13 июня 1990 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 1989 г., 15 сентября 1990 г. она вступила в силу на территории РФ. Позднее, в Конституции РФ, были отражены главные конвенционные принципы по защите детей: государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. ст. 7 и 38 Конституции РФ), каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей (ст. 39 Конституции РФ).
Также 24 июля 1998 г. был принят Федеральный закон N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Согласно ст. 6 ФЗ N 124, ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ст. 16.1 Федеральный закон N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» закрепляет
институт Уполномоченного по правам ребенка:
1. Уполномоченный при Президенте Российской
Федерации по правам ребенка в пределах
своих полномочий, предусмотренных соответствующим указом Президе
Институт уполномоченного по правам ребенка является дополнительным механизмом, обеспечивающим защиту прав ребенка во многих странах.
Государство обеспечивает защиту прав детей как на собственной территории, так и в пределах иностранного государства. Для организации и оказания услуг в области социального обеспечения, здравоохранения, образования и других сферах Указ Президента РФ от 13 апреля 2011 г. N 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан РФ» расширил список документов, удостоверяющих гражданство российских детей.
Остро стоит проблема правовой защиты детей, усыновленных в другой стране. Нормы части III «Семейные дела» Минской Конвенции стран СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам7 «…направлены на регламентацию действий по усыновлению в соответствии с законодательством той страны, гражданином которой является усыновитель»8.
По мнению А.Ю. Ястребовой, основой для заключения двусторонних международных договоров с Россией о правовой помощи по семейным делам должна стать Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления (РФ пока не ратифицировала, подписав ее в 2000 г.). Ст. 1 этой Конвенции устанавливает, что ее целью является создание гарантий осуществления межгосударственного усыновления только в интересах ребенка и с уважением его основных прав и обеспечение системы сотрудничества заинтересованных стран в этой области.
Для защиты прав ребенка нередки случаи обращения в Европейский Суд по правам человека. Так, Дмитрий Рябов из Санкт-Петербурга обратился в ЕСПЧ с жалобой на нарушение статьи 8 Конвенции (Конвенции от 4 ноября 1950 г. «О защите прав человека и основных свобод»), гарантирующей право на уважение личной и семейной жизни, в связи с тем, что решение суда об ограничении его родительских прав — на том основании, что он, страдая шизофренией, опасен для своего ребенка, которого отдали под опеку родителей его жены, страдавшей тем же заболеванием (к настоящему моменту она умерла), — необоснованно, и он фактически не может общаться со своим сыном, поскольку по судебному решению может делать это только в разрешения опекуна ребенка — своей тещи.
Европейский Суд по правам человека указал, что вмешательство властей в право на уважение личной и семейной жизни заявителя было осуществлено на основании закона. Статья 73 СК РФ предусматривает, что ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (в т.ч. психическое расстройство), и именно это применительно к делу Дмитрия Рябова было установлено национальным судом. Европейский Суд по правам человека также указал, что вмешательство в право заявителя на уважение его личной и семейной жизни было осуществлено в целях, на основании которых пункт 2 статьи 8 Конвенции позволяет осуществлять его: охрана здоровья и нравственности и защита прав и свобод других лиц. Следовательно, нет нарушения статьи 8 Конвенции9.
Постоянное сотрудничество государств в области защиты прав детей, поиск новых способов решения проблем, касающихся детей позволит обеспечить детям всего мира достойную жизнь и хорошее будущее.
Глава II. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЖЕНЩИН
§ 1. Международные документы, регламентирующие статус женщин и их право на защиту.
Уровень цивилизованности общества определяется, как уже доказано, его отношением к женщинам. В современную эпоху качественного обновления международных отношений права женщин реализуются в недостаточной мере ни в одной стране.
Основа для развития принципа недискриминации прав и свобод человека без различия расы, пола, языка, религии была заложена в Уставе ООН, где сказано, что государства – члены ООН готовы «утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин». Также провозглашается международное сотрудничество в «поощрении и развитии уважения к правам человека, и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии»10. С тех пор концепция равенства стала основополагающей принципом в борьбе за обеспечение прав женщин.
«Комиссия ООН по положению женщин, созданная в 1946 г., является функциональной комиссией ЭКОСОС. Она состоит из представителей 32 государств — членов ООН, избираемых ЭКОСОС (Экономическим и Социальным советом ООН) на 4 года»11. Данная Комиссия подготавливает рекомендации и доклады ЭКОСОС по содействию правам женщин в политической, экономической, гражданской и социальной областях и области образования, а также предоставляет рекомендации ЭКОСОС по срочным проблемам, требующим неотложного внимания в области прав женщин с целью применения того принципа, что мужчины и женщины должны обладать равными правами, а также разрабатывает предложения по претворению в жизнь таких рекомендаций.
В одном из первых международных документах по правам человека - Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., в ст. 2, было провозглашено: Декларации гласит, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения12.
ООН, защищая права женщин, организовывает конференции и принимает следующие документы:
Стоит рассмотреть подробнее правовые акты, противодействующие дискриминации женщин. В 1967 г. резолюцией 2263 (XXII) Генеральной Ассамблеи ООН от 7 ноября 1967 года была принята Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин. В Преамбуле Декларации констатируется тот факт, что, несмотря на осуществленный в вопросе равноправия прогресс, продолжает существовать значительная дискриминация в отношении женщин. Утверждается, что дискриминация в отношении женщин несовместима с достоинством женщины как человека, благосостоянием семьи и общества, мешает ее участию на равных условиях с мужчиной в политической, социальной, экономической и культурной жизни своей страны и является препятствием к полному развитию возможностей женщины в деле ее служения своей стране и человечеству. В связи с необходимостью обеспечить в законодательстве и в практике всеобщее признание принципа равенства мужчин и женщин принимается Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин.
В данной Декларации провозглашены основные положения: принцип равенства для мужчин и женщин должен быть включен в конституцию или иным образом гарантирован законом (п. а ст.1), обеспечение женщин правом голоса на выборах и право на избрание в публично избираемые органы; право голосовать на всех публичных референдумах; право доступа на государственную службу и право выполнения всех общественных функций (ст. 4), правом приобретения и наследования собственности, а также управления, пользования и распоряжения ею, включая собственность, приобретенную в период состояния в браке; правом на равное право и дееспособность; наделение одинаковыми с мужчинами правами в отношении законодательства о передвижении лиц. (ст. 6) Женщины должны иметь одинаковое с мужчиной право свободно выбирать супруга и вступать в брак только со своего свободного и полного согласия; женщины должны иметь равные с мужчинами права в период состояния в браке и при его расторжении. Во всех случаях интересы детей должны быть преобладающими; родители должны иметь равные права и обязанности в отношении своих детей. Во всех случаях интересы детей должны быть преобладающими (ст. 7); Далее, наделение женщин правом без дискриминации по признаку гражданского состояния или по другим признакам получать профессиональную подготовку, работать, свободно выбирать профессию и занятие и совершенствоваться в своей профессии и специальности, в том числе правом на равную с мужчинами оплату и равное материальное обеспечение за равный труд; правом на оплачиваемый отпуск, на пенсионное обеспечение и на материальное обеспечение в случае безработицы, болезни, по старости и в других случаях потери трудоспособности; правом на получение пособия на семью на одинаковых условиях с мужчинами (ст. 10)14.
Таким образом, в Декларации от 7 ноября 1967 была сделана
попытка принять антидискриминационные
в важнейших сферах жизни: политической,
экономической, трудовой и т.д. Позднее
была принята Конвенция ООН 1979 г. о ликвидации всех форм дискриминации
в отношении женщин, обязывающая правительства
обеспечить равные права для женщин во
всех областях жизни – гражданской, политической,
экономической, социальной, культурной.
Согласно ее Преамбуле, по-прежнему имеет место значительная
дискриминация в отношении женщин, в условиях
нищеты женщины имеют наименьший доступ
к продовольствию, здравоохранению, образованию,
профессиональной подготовке и возможностям
для трудоустройства, а также к другим
потребностям. Цель ее - принять меры,
необходимые для ликвидации такой дискриминации
во всех ее формах и проявлениях. «Конвенция устанавливает общие принципы
и меры достижения равных прав для женщин
во всем мире. СССР ратифицировал эту Конвенцию
в 1980 г. После распада Советского Союза
ее правопреемником по международным
пактам и договорам, в том числе и по вышеназванной
Конвенции, стала Российская Федерация»15.
§ 2. Механизмы реализации прав женщин
Для выполнения указанных задач были созданы механизмы: международные (универсальные и региональные) и внутригосударственные. Основными методами работы этих механизмов являются: обращение в международные органы, рассмотрение докладов государственных структур, назначение специальных советников, мониторинг положения женщин в отдельных государствах международными организациями, финансовая помощь государствам, контроль за соблюдением государствами взятых на себя обязательств, привлечение к международно-правовой ответственности. Универсальные международные механизмы защиты прав женщин реализуют специализированные органы, созданные на основе норм международного права:
Информация о работе Международная защита прав женщин и детей