Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 12:46, дипломная работа
Целью работы является рассмотрение процесса вступления РФ в ВТО, последствия и анализ правовых проблем такого вступления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть историю создания, а также дать общую характеристику Всемирной Торговой Организации; обозначить проблемы вступления РФ в ВТО, а также последствия вступления, рассмотреть правовые проблемы реализации обязательств на примере сфер государственных закупок и сельского хозяйства.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе вступления России во Всемирную торговую организацию.
Предметом исследования является механизм вступления России во Всемирную торговую организацию.
В то же самое время следует признать, что Всемирная торговая организация стала основным элементом многосторонней системы регулирования международной торговли. Членство в ВТО позволяет странам на недискриминационных условиях участвовать в международном экономическом сотрудничестве, иметь более предсказуемую и сопоставимую с другими странами правовую базу регулирования внешнеэкономической деятельности, в случае необходимости, оспаривать применяемые в отношении национальных производителей меры. Основные преимущества членства в ВТО заключаются в следующем:
Членство в столь масштабной организации имеет и определенные риски и сложности, которые возникают в результате принятия на себя определенных обязательства и адаптации национального внешнеторгового законодательства к нормам и правилам ВТО. К ним относятся:
Учитывая эти особенности для России, присоединение к ВТО не являлось самоцелью, а стало важным этапом на пути достижения устойчивого развития страны. Присоединению к ВТО предшествовал этап определения целей и приоритетов экономического развития, стратегических интересов, а также конкретных уступок и обязательств, которые были приняты страной в итоге проведения переговоров о присоединении. Основными целями стали:
В 1993 г. Российская Федерация направила заявку на присоединение к ГАТТ в качестве полноправного члена, и было положено начало переговорного процесса. С 1993 г. наряду с еще 30 государствами имела статус наблюдателя в ВТО. Для этого Россия представила Меморандум о внешнеторговом режиме16, который имел характер декларации о намерениях. Для ведения переговоров была сформирована Рабочая группа (РГ), наделенная мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО (в настоящее время состав рабочей группы насчитывает свыше 70 стран). Этот этап в практике присоединения к ВТО называется «информационным», когда основное внимание уделяется изучению соответствия национального законодательства нормам и правилам ВТО.
С 1998 г. начался так называемый «переговорный этап» переговоров, когда, после предоставления Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по поддержке сельского хозяйства, начались двусторонние переговоры со всеми членами Рабочей группы. В 1999 г. Российская Федерация представила также первые предложения по регулированию доступа на рынок услуг и с 2000 г. переговоры можно считать полномасштабными.
Для ведения переговоров была образована Комиссия Правительства РФ по вопросам ВТО17, которая в 2004 г. была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)18. Помимо этого, с 2000 г. при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работал Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям, с 2004 г. – Экспертный совет по регулированию ВЭД.
В 2001 г. был утвержден План мероприятий по приведению законодательства России в соответствие с нормами и правилами ВТО. В процессе вступления были приняты законы по всем аспектам регулирования ВЭД: «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О техническом регулировании»; «О таможенном регулировании в РФ».
Помимо этого, большую роль в процессе присоединения сыграли Торгово-промышленная палата России и Российский союз промышленников и предпринимателей, оказывающие консультационное и информационное содействие. Подготовка к присоединению включала в себя также создание рабочих групп и межведомственных комиссии для подготовки регионов РФ к условиям членства в ВТО.
В рамках процесса присоединения российская делегация вела переговоры по четырем направлениям19.
Требования партнеров по ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три группы:
Результатом проведенных переговоров стало:
В то же время, анализируя присоединение к ВТО, следует учитывать, что в перспективе основные тенденции развития экономики будут определяться не только и не столько участием в ВТО, а общим ходом экономического развития. До сих пор основными препятствиями экономического роста в нашей стране были чрезвычайно высокая инерционность экономики, как в целом, так и отдельных отраслей промышленности, в частности. Большинство отраслей промышленности крайне слабо реагируют на изменение мер, связанных с регулированием внешней торговли. Присоединение к ВТО в этих условиях становится дополнительным стимулом, однако ни в коем случае не может рассматриваться как панацея от накопившихся проблем или, наоборот, причиной всех негативных явлений в экономическом развитии страны.
10 июля 2012 г. в Госдуме РФ был ратифицирован пакет документов о присоединении России к ВТО, в том числе Протокол о присоединении России к ВТО, подписанный Сторонами 16 декабря 2011 г.25 в рамках министерской конференции.
Приблизительно с мая 2012 г. можно было наблюдать активизацию на различных уровнях процесса обсуждения последствий присоединения к ВТО.
Так, 6 июня 2012 Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев провёл совещание с участием представителей экспертного сообщества по вопросам развития экономики Российской Федерации в условиях вступления во Всемирную торговую организацию26.
Им было особо подчеркнуто, что основная задача заключается в том, чтобы максимально использовать выгоду от вступления в ВТО и в то же время минимизировать риски для отраслей, которые наиболее чувствительны к происходящим процессам.
Некоторыми инструментами поддержания конкурентоспособности отечественных предприятий, упомянутыми на совещании были:
На совещании была высказана обеспокоенность экспертного сообщества относительно достаточности мер и сроков их применения.
На этом же совещании директор Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития Российской Федерации М.Ю. Медведков подчеркнул, что для Правительства РФ подготовлено было три плана мер по адаптации к условиям членства России в ВТО. Идентифицировано около 400 мер, половина из которых предложена бизнесом, половина – федеральными органами исполнительной власти. Задача этих мер заключается в том, чтобы, с одной стороны, к присоединению к ВТО подойти с принятием соответствующих нормативных актов, необходимых для выполнения наших обязательств, других мер, а с другой стороны – использовать гибкость, которая содержится в наших обязательствах по ВТО для минимизации рисков, прежде всего связанных со снижением тарифной защиты27.
Принимаемые различными органами исполнительной власти общей и специальной компетенции наборы мер не могут быть не гибкими. Гибкость системы мер и их вариабельность в значительной мере определяются:
Также вполне естественно, что по многим аспектам присоединения к ВТО отдельные федеральные органы исполнительной власти будут вступать в разногласия с бизнес-сообществом, особенно в связи с анализируемыми критериями эффективности, различными для системы государственного управления и бизнес-практики.
Таким образом, еще предстоит пройти длительный переходный период к:
3 августа 2012 года Федеральным законом от 21 июля 2012 года №126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» Российская Федерация, после длительных переговоров, стала членом Всемирной Торговой Организации.
Правовое регулирование, а именно унификация национального законодательства, являющаяся неотъемлемым условием вступления России в ВТО осуществляется по ряду направлений.
Был принят ряд нормативно-правовых актов, среди которых федеральные законы об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, о валютном регулировании и валютном контроле, о техническом регулировании, пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и другие нормативные правовые акты.
Следует заметить, что на уровне государственных органов не разработана единая политика в сфере нормотворчества, которая обеспечила бы вхождение в ВТО, не закреплен перечень правовых актов, которые регулируют правоотношения, возникающие в данной сфере, а также не указана компетенция органов власти субъекта РФ по определению стратегии субъекта РФ в период вхождения в ВТО28.
Информация о работе Правовые проблемы реализации обязательств России в качестве члена ВТО