Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 12:46, дипломная работа
Целью работы является рассмотрение процесса вступления РФ в ВТО, последствия и анализ правовых проблем такого вступления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть историю создания, а также дать общую характеристику Всемирной Торговой Организации; обозначить проблемы вступления РФ в ВТО, а также последствия вступления, рассмотреть правовые проблемы реализации обязательств на примере сфер государственных закупок и сельского хозяйства.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе вступления России во Всемирную торговую организацию.
Предметом исследования является механизм вступления России во Всемирную торговую организацию.
Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов: "По данным Всемирного Банка, выгода от присоединения России к ВТО более чем скромная и составит 0,3% прибавки к ВВП, а в долгосрочной перспективе - 1,1% без учета потерь от открытия таможенных границ. Даже министр финансов А.Г. Силуанов признал, что из-за вступления в ВТО российский бюджет недосчитается в 2013 г. 310 млрд. руб. Накопленные потери до 2020 г. составят не менее 26 трлн. руб. Почти 3 годовых бюджета России. Наша страна вступает в ВТО, будучи абсолютно не готовой к этому и на невыгодных условиях. У России нет никаких экономических стимулов для вступления в ВТО. Основные экспортные статьи: сырье, топливно-энергетические товары и оружие не являются предметом регулирования ВТО. Поэтому единственное, чем обернется для страны присоединение к ВТО, - это окончательное закрепление за ней статуса сырьевого придатка Запада и рынка сбыта глобальных корпораций»43.
Глава Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов: «Наш малый и средний бизнес пока не в состоянии соревноваться с «захватчиками» ни по качеству товара, ни по цене. Вероятность завоевания чужих рынков при таком раскладе ничтожно мала, угроза лишиться своего, напротив, велика. Больше же всего пострадает агросектор»44.
Председатель Правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко: «После вступления в силу новых таможенных пошлин (в рамках ВТО) импортные поставки почти всех молочных продуктов вырастут, а внутреннее производство сократится. Ежегодные потери от понижения пошлин на сыры и творог составят 2,5 млрд руб., на молоко и сливки - 4,8 млрд руб. В условиях дефицита сырья и стремления снизить себестоимость продукта на прилавках будут преобладать молочные продукты, в производстве которых молочные жиры заменяются на растительные. Снижение стоимости молока повлечет снижение поголовья и валового надоя, сокращение рабочих мест на селе»45.
Исполнительный директор Российского союза предприятий холодильной промышленности Эдуард Багирян: «Россоюзхолодпром не был информирован об условиях вступления России в ВТО. Многие согласованные тарифы нелогичны. Это предоставит зарубежным производителям необоснованные конкурентные преимущества на рынке страны. В результате вступления России в ВТО будет окончательно прекращено отечественное производство холодильного оборудования и существенно усложнена деятельность его промышленных потребителей»46.
Научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики» Евгений Ясин: «Вступление в ВТО улучшит деловой климат и поможет России диверсифицировать экономику и снизить зависимость от ценовых колебаний на нефть»47.
Заведующий сектором политических проблем европейской интеграции Института мировой экономики и международных отношений РАН Сергей Уткин: «На самом деле проблемы, связанные с вступлением в ВТО, преувеличены. Абсолютное большинство стран мира уже является членами этой организации. По сути, это свод правил, который является общепринятым в торговле практически для всего мира. Мы будем учиться работать по этим правилам. Вся та критика, которая направлена в адрес ВТО, исходит от отдельных лоббистских организаций тех отраслей, которым придется предпринимать определенные усилия для того, чтобы в новых условиях стать конкурентоспособными. Я думаю, что эти отрасли смогут стать не слабее других. Страна у нас на достаточном уровне развития, чтобы справиться с теми вызовами, которые будут возникать в рамках международной организации»48.
Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов: «Вступление России в ВТО не станет тяжелым испытанием ни для отечественного автопрома, ни для сельского хозяйства - власть окажет этим отраслям всю возможную поддержку с помощью мер, не противоречащих нормам и принципам организации. Все российские ведомства создадут группы специалистов, которые будут отдельно заниматься вопросами ВТО и отстаиванием интересов производителей из своих отраслей. Координировать эту работу будет Минэкономразвития».
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев: «У нас есть такие возможности, которые позволят в условиях членства в ВТО защищать наши рынки, при этом я исхожу из того, что в будущем Беларусь и Казахстан, которые находятся на пути вступления в ВТО, присоединятся к этой организации. В приоритетах у Российской Федерации при вступлении в ВТО будет только одно - национальные интересы РФ»49.
Таким образом, вступление России в ВТО будет иметь как положительные, так и отрицательные моменты. Каких моментов больше в таком процессе покажет только время.
Соглашение по правительственным закупкам ВТО (далее – Соглашение) представляет собой необязательное многостороннее соглашение. Присоединение к данному Соглашению является добровольным в отличие от ГАТТ или ГАТС.
Соглашение стало одним из результатов Уругвайского раунда и вступило в силу с 1 января 1996 года. Им управляет Комитет по правительственным закупкам ВТО.
Соглашение базируется на принципах прозрачности, открытости и недискриминации при осуществлении государственных закупок.
В соответствии с п.1 ст.1 Соглашение подлежит применению относительно законов и процедур при проведении государственных закупок.
Для конкретных стран Соглашение определяет порог государственных закупок, с которого оно подлежит применению (п. 4 ст. 1). Такие пороги подлежат измерению в специальных правах заимствования и для многих стран, которые подписали Соглашение, одинаковы. Для многих стран пороговые значения определяются для рынка товаров – около 200 тыс. долл., для рынка услуг (за исключением строительства) –200 тыс. долл., для строительных услуг –7,7 мил. долл.50
Статья 3 устанавливает гарантии, что режимы недискриминации, национального регулирования и налогообложения будут распространять свои действия на зарубежные компании, которые имеют интерес в участии в государственных закупках.
Соглашение подробно описывает правила и процедуры проведения государственных закупок (ст. 13), в положенный срок информирование участников сторон о планировании провести тендеры, требования к тендерной документации (ст. 12), информирование о технических требованиях к товарам или услугам и другие моменты процедуры проведения государственных закупок.
Прозрачность процедуры государственных закупок осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 18 Соглашения. Данный пункт определяет, что организаторы торгов обязаны в течение 72 дней после заключения контракта разместить в СМИ информацию о количествах и стоимости товаров и услуг, закупаемых в соответствии с контрактом, имя победителя торгов, наибольшую и наименьшую стоимость, которые предлагались в процессе торгов.
В соответствии с п.2 ст.18 по запросу стороны, являющейся участницей Соглашения, обязана предоставить информацию о причинах отказа проигравшему, характеристики и конкурентные преимущества победителя, объяснения о применяющихся процедурах и правилах проведения процедуры государственных закупок.
Соглашение содержит возможность оспаривать нормативно-правых актов и итоги проведения государственных закупок с помощью Органа по урегулированию торговых споров ВТО, когда сторона сочтёт, что её интересы ущемляются или не соблюдаются (ст. 22). Таким образом, нарушение правил государственных закупок предполагает использование торговых санкций по отношению к нарушителю.
На декабрь 2011 года в Органе подверглись рассмотрению три спора относительно государственных закупок. Например, была рассмотрена жалоба США на действия в сфере государственных закупок Республики Корея при строительстве аэропортов.
Соглашение не затрагивает государственные закупки для защиты общественной морали, жизни и здоровья человека, военных нужд, прав интеллектуальной собственности безопасности, порядка, животных и растительного мира, и ряд других (ст. 23).
В России государственные закупки являются неотъемлемым элементом экономической политики и стимулом развития национального производства, поддержания занятости, обеспечения обороноспособности страны и продовольственной безопасности.
Действующее российское законодательство предполагает, что государственные закупки осуществляются только на торгах и содержит условие о возможности участия иностранных элементов. Иностранные компании могут использовать свой национальный режим при государственных закупках на территории РФ. Для этого необходимо, чтобы иностранное государство или группа государств также предоставляли национальный режим для отечественных компаний. Иначе для иностранных компаний при участии в торгах используется повышенный коэффициент в размере 15 процентов от цены контракта.
Формальное открытие возможности участия для зарубежных компаний к участию в торгах не всегда позволяет избежать их дискриминации.
В результате переговоров о присоединении к ВТО Россия поставила в известность её членов о своём желании присоединиться к Соглашению о правительственных закупках. Россия указала, что, став членом ВТО, она запросит предоставление статуса наблюдателя к Соглашению и начнёт процесс присоединения к нему в течение четырёх лет с момента присоединения. Но переговоры по присоединению не предполагает присоединение. Сроки проведения не ограничены. Это предполагает, что у Россия имеет право, а не обязательство по поводу присоединения к Соглашению. Например, Китай ведёт такие переговоры почти 9 лет, Австралия – 5 лет, Турция – 5 лет.
В ближайшем будущем присоединение России к Соглашению не будет. Логика проведения таких переговоров в ВТО свидетельствует, что основных обязательств от новых членов организации возможно добиваться на этапе согласования условий присоединения. Если страна уже является членом ВТО, то получить дополнительные обязательства и уступки практически невозможно.
Для России присоединение к Соглашению является достаточно важным.
Соглашение позволит увеличить прозрачность процедуры проведения государственных закупок в России и снизить коррупцию в данной сфере.
Требования Соглашения, предъявляемые к прозрачности процедуры проведения государственных закупок достаточно высоки. Когда имеются подозрения на предоставление необоснованных контрактов, члены Соглашения могут прибегнуть к консультациям, а в дальнейшем к процедуре торгового спора в ВТО.
Внимание со стороны членов Соглашения к рынку государственных закупок России и возможность оспаривать неправомерные решения через систему ВТО могут стать стимулом для повышения эффективности и снижения коррупционных факторов системы торгов по закупкам для нужд государства в нашей стране.
Повышение прозрачности и изменение процедур закупок в России будет влиять на повышение качества государственных услуг, в том числе за счёт использования качественных товаров и услуг, привлечения более профессиональных компаний к реализации госконтрактов, использования современных технологий. Использование здоровой и реальной конкуренции в сфере госзакупок, снижение факторов коррупционной направленности и стоимости товаров и услуг, подлежащих закупке, будут способствовать экономии средств бюджета.
России как участнице Соглашения будет открыт доступ на рынок государственных закупок других стран. Рынок государственных закупок представляет собой важную часть торговли мира. По оценкам ВТО, государственные закупки составляют приблизительно 10–15 % ВВП страны.
Кроме доступа к рынкам государственных закупок других стран, участие в Соглашении предполагает создание дополнительных возможностей для доступа российских компаний на рынки Болгарии, Румынии, Польши, Чехии, Словакии, Словении, Литвы, Латвии, Эстонии.
В случае присоединения новых стран к Соглашению, Россия получит возможность отстаивать включение в перечень обязательств секторов, которые интересуют отечественных экспортёров.
Соглашение предполагает наличие рисков, т.к. его подписание откроет рынок РФ по закупкам для зарубежных компаний.
Как правило, государственные закупки применяются властями как способ поддержки национальных производителей и поставщиков услуг.
При снижении тарифов по обязательствам по некоторым товарным позициям, государственные закупки могут в какой-то мере компенсировать отрицательные эффекты от тарифной либерализации для определенных отраслей экономики. Ведь размер государственных и муниципальных закупок в России составляет порядка 5 триллионов рублей.
Принимая во внимание нестабильность в мировой экономике, решение может быть полезным для поддержки российских компаний.
Проблема заключается в том, что некоторые российские компании обладают низкой конкурентоспособностью по сравнению с иностранными производителями. Поэтому возможности недискриминационного доступа на рынок государственных закупок зарубежных стран далеко не гарантируют получение государственных контрактов.
Таким образом, следует отметить наличие серьёзного риска того, что в экономическом плане эффект от доступа на рынок государственных закупок иностранных компаний не возместит потери, возможных от потери отечественного рынка государственных закупок. Учитывая невысокую конкурентоспособность большинства отечественных отраслей, доступ на рынок государственных закупок ведущих зарубежных стран не сможет компенсировать потерю национального рынка государственных закупок для отечественных компаний. Общий торговый эффект от открытия рынка госзакупок будет в таком случае не в пользу российских компаний. Это, безусловно, риск и причина тянуть с подписанием Соглашения.
Информация о работе Правовые проблемы реализации обязательств России в качестве члена ВТО