Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 12:46, дипломная работа
Целью работы является рассмотрение процесса вступления РФ в ВТО, последствия и анализ правовых проблем такого вступления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть историю создания, а также дать общую характеристику Всемирной Торговой Организации; обозначить проблемы вступления РФ в ВТО, а также последствия вступления, рассмотреть правовые проблемы реализации обязательств на примере сфер государственных закупок и сельского хозяйства.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе вступления России во Всемирную торговую организацию.
Предметом исследования является механизм вступления России во Всемирную торговую организацию.
С вступлением в ВТО в выигрыше из сельхозпроизводителей окажутся экспортеры традиционных продуктов, в частности зерна. Однако у российских производителей есть немало потенциальных товаров, которые будут иметь успех на Западе, в частности очень востребованные экологически чистые продукты питания.
Эти две основные проблемы предопределяют и стратегическую политику развития организаций АПК. В сложившихся экономических условиях руководителям аграрных предприятий, имеющим корпоративную организационную структуру, целесообразно представлять своим структурным подразделениям полную хозяйственную самостоятельность, что сделает прозрачным вклад каждого подразделения и повысит их индивидуальную ответственность, а также заинтересованность.
Заинтересованность каждого структурного подразделения в достижении поставленных целей, в выявлении внутренних резервов, повышении финансовой устойчивости организации в целом, привлечении государственной помощи, усилении рационального расхода сырьевой базы, эффективном ведении производства и получении высокорентабельной экологически чистой, качественной продукции должна быть основой нового подхода к формированию системы внутреннего контроля, ориентированного на результативность деятельности центров ответственности56.
Руководители сельскохозяйственных предприятий должны быть ориентированы на финансирование развития аграрно-промышленного бизнеса в другом формате: вместо прямого квотирования применять субсидии на обработку земли, покупку семян, строительство новых объектов, установку энергоэффективного оборудования, развитие инфраструктуры, иными словами, следуя мерам государственной поддержки сельского хозяйства и в соответствии с категориями, получившими в терминах ВТО название «корзина», отдавать предпочтение «зеленой корзине».
Современные требования к организации работы системы внутреннего контроля предполагают не только контроль рисков, но и содействие в получении государственной помощи по различным категориям в терминах ВТО с долгосрочным перспективным развитием сельского хозяйства, повышение информативности о качестве продукции, как требуемом стандартами, так и фактически достигнутом.
Таким образом, на первый план в совокупности объектов внутреннего контроля выступает качество продукции на всех технологических стадиях ее производства и реализации, особенно экологически чистая продукция, а также источники финансирования различных проектов сельскохозяйственных организаций.
Объективно обусловленная потребность в осуществлении усовершенствованной формы внутреннего контроля в аграрных предприятиях, учитывающей отраслевую диверсификацию, географическую удаленность структурных подразделений, связана с изменениями условий функционирования и системой их экономических взаимоотношений с государством, социальными структурами общества, его партнерами и собственниками, поэтому она должна отвечать следующим требованиям: способствовать повышению инициативы исполнителей и, следовательно, оперативности в управлении, обладать гибкостью, мобилизовывать неучтенные резервы повышения эффективности деятельности, обнаруживать системные ошибки. В целом организация системы внутреннего контроля с вступлением в ВТО должна отвечать задачам национальной и внутрихозяйственной политики предприятий АПК.
Особо следует сказать об общих условиях доступа на рынок сельскохозяйственной продукции.
В итоге переговоров по доступу на рынок сельскохозяйственной продукции было достигнута договоренность о том, что по завершении переходного периода средняя ставка импортной пошлины будет составлять 10,8% по сравнению с ныне действующей 13,2%. Отдельно необходимо отметить тот факт, что Россия оговорила возможность применения тарифных квот в торговле сельскохозяйственной продукцией. Они будут затрагивать торговлю свининой, говядиной, мясом птицы и некоторыми видами кисломолочной продукцией.
Наиболее чувствительными товарами, отечественное производство которых может больше всего пострадать от либерализации торговых правил при вступлении в ВТО, являются мясо и мясопродукты, молочные продукты с длительным сроком хранения (сыры, сухое молоко, и пр.) рис, сахар, сезонные овощи. До присоединения к ВТО они были лучше всего защищены тарифно-таможенным регулированием57.
Продовольственный рынок России в значительной степени будет открыт для недорогих сыров, конкурирующих c отечественными аналогами (ценовая планка, после которой пошлина не взимается, на них снижена почти вдвое), на сухое молоко пошлины будут снижены с 25 до 15 %.
Есть вопросы, остающиеся на сегодня открытыми для представителей молочной отрасли. Они касаются контроля качества и технических регламентов. В России действуют более жесткие, по сравнению со многими зарубежными странами, требования по микробиологии, по наличию антибиотиков и ряду аналогичных позиций. Члены ВТО в ряде случаев могут посчитать их избыточными и пытаться оспорить.
Вызывает большое беспокойство ситуация с будущим рисоводства. Пошлина, защищающая отрасль, должна быть снижена почти в три раза (со 120 евро за тонну до 45 евро). В результате российский рынок может оказаться наводненным дешевым и относительно низкокачественным рисом. Это способно вызвать значительные отрицательные последствия и необходимость решения социальных проблем жителей целых краев и областей, которые живут и работают на землях, приспособленных исключительно для производства этой культуры58.
Для России данный вопрос был одним из важнейших. Окончательный результат переговорного процесса, характеризующий величину максимально допустимого уровня государственной поддержки сельского хозяйства, выглядит следующим образом: $9 млрд. в 2012-2013 гг. с последующим снижением до $4,4млрд в 2018 году. Эти средства могут быть направлены, например, на компенсацию государством части затрат производителей сельскохозяйственной продукции на горюче-смазочные материалы, поддержание высоких закупочных цен а также низких ставок «аграрных» кредитов и т.д.
Фактически получается, что обязательства России по связыванию объема АМС на уровне $4,4 млрд. соответствуют уровню базового периода 2006-2008 годов. При этом, непосредственно после присоединения государство имеет возможность увеличивать уровень поддержки. Такой, в известной мере нестандартный подход, был увязан членами ВТО с тем, что Россия предоставляет гарантии сохранения в течение переходного периода сложившегося соотношения различных видов поддержки.
В частности, доля продуктово-специфической поддержки (т.е. с привязкой к определенному товару) в отношении к продуктово-неспецифической поддержки не будет превышать 30%. При этом, как утверждают специалисты, концентрация поддержки у нас никогда не превышала 15–16%. Данный уровень в целом соответствует среднему показателю такого соотношения, заложенному и в проекте госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».
Следует отметить, что для определения максимального уровня поддержки в $9 млрд. за основу расчетов российской стороной были взяты показатели 1993-1995 гг. Именно на этот период пришлось значительное списание долгов производителей сельскохозяйственной продукции, предпринятое в канун выборов 1996 года, которое было зачтено в суммарную величину поддержки. Дмитрий Рылько, директор Института конъюнктуры аграрного рынка, замечает, что единственный риск, возникающий при достигнутых по объемам поддержки соглашениях, обусловлен лишь возможными бюджетными ограничениями59. Иными словами, вопрос в том, сможет ли государство в ближайшие годы поднять до оговоренного уровня поддержки финансирование мероприятий «янтарной» корзины.
Вступление в ВТО будет способствовать изменению структуры господдержки российского сельского хозяйства. Значительные возможности открывает «зеленый ящик» мер поддержки, поскольку в ВТО их величина не оговаривается. Инструменты такой поддержки можно активно и очень гибко использовать: применять субсидии на обработку земли, покупку семян, строительство новых объектов, установку энергоэффективного оборудования, развивать логистику а так же производственную и социальную инфраструктуру на селе.
Такие меры являются стимулом для повышения эффективности производства в сельском хозяйстве, дают возможность работать на долгосрочную перспективу, в то время как прямые дотации просто поддерживают хозяйства на плаву и применяются как экстренные меры. Преобразование структуры господдержки российского сельского хозяйства позволит отказаться от губительной практики субсидирования процентов по кредитам, предотвратит возможность брать кредиты под фиктивные бизнес-планы, даст импульс для развития производства.
Некоторые эксперты прогнозируют по результатам присоединения к ВТО более тесное сотрудничество России с так называемой Кернской группой, объединяющей крупнейших экспортеров продовольствия (Австралию, Канаду, Аргентину, Бразилию, Новую Зеландию и др.). Россия имеет все основания, чтобы на этом направлении активно позиционировать.
Важным достижением России в ходе переговоров является сохранение в прежнем объеме квот на мясо птицы и говядину. Контролировать импорт птицы и говядины Россия будет бессрочно, импорт свинины – до 2020 года. В соответствии с договоренностями по вступлению в ВТО устанавливается следующий размер пошлин: для говядины – 15% внутри квоты и 55% сверх квоты. После отмены квоты будет плоский тариф − 27,5%. Для мяса птицы – 25% внутри квоты и 80% сверх квоты. После отмены квоты будет единая ставка таможенного тарифа − 37,5%. Пошлины на свинину внутри квоты будут сокращаться с 15% до 0 в течение переходного периода. Вне квоты пошлины будут снижаться с 75% до 65%. С 2020 года, после отмены квоты, будет применяться единая таможенная пошлина в размере 25%. На ввоз мясопродуктов (свиного шпика, субпродуктов и пр.) пошлина снижается с 25% до 15%. Особо стоит отметить, что произойдет резкое снижение уровня пошлин на живых свиней, ввозимых в Россию, с момента присоединения к ВТО: с 40% до 5% (в 8 раз)60.
Последствия вступления в ВТО для производителей мяса и мясопродуктов весьма неоднозначны.
Весьма благоприятная ситуация складывается на рынке птицы, поскольку он имеет хорошую защиту и доля импорта может составить не более 10%. В создавшихся условиях окажется под угрозой, по мнению большинства экспертов, дальнейшее развитие наиболее быстрорастущей сейчас отрасли – свиноводства. Участники рынка прогнозируют, что со снижением пошлины на ввоз живых свиней в Россию немедленно поставят на убой рекордное количество животных - более 1 млн. голов. В результате объем свинины вкупе с поставляемыми субпродуктами может составить 1 млн. тонн61.
Серьезными негативными последствиями может обернуться доступ на российский рынок так называемой «высококачественной» (мраморной) говядины62. Раньше она ввозилась сверх квот, но при этом облагалась 15%-ной внутриквотной пошлиной. Теперь «высококачественная» говядина не подпадает под режим тарифных квот и ввозится по ставке ввозной пошлины в 15%. Несколько лет назад минимальную цену на такую говядину подняли с 3 до 8 евро/кг, что стало большой победой отраслевого бизнеса. Теперь же не разрешено применять эту меру для говядины из США, Канады и Аргентины. Можно прогнозировать, что это решение распространится и на другие страны. Недобросовестные экспортеры будут иметь возможность ввозить в Россию под видом «высококачественной» говядины сверх квоты обычные говяжьи отруба и даже тримминг по демпинговым ценам.
Подводя итоги, можно сказать определенно, что если сравнивать масштабы государственной поддержки производства мяса в России и за рубежом, то условия присоединения к ВТО сопряжены с серьезными угрозами для российских производителей этой продукции. Так же очевидно, что сложнее всего адаптироваться к новым условиям будет мелким и средним предприятиям. Крупные агрохолдинги, модернизированные предприятия имеют в этом отношении больше возможностей.
Вступление в ВТО – крайне серьезный шаг, ознаменовавший новый этап в развитии отечественной экономики. С одной стороны, на примере опыта наших бывших прибалтийских республик, давно вошедших в ВТО, мы видим, что при открытии внутренних рынков происходит утрата национального контроля над целыми отраслями экономики. Подобная угроза, очевидно, ожидает и Россию. Каждое государство в силу ряда географических, климатических, экономических факторов занимает то или иное место в мировом разделении труда. Не будем лукавить, для многих Россия сырьевая страна. Однако, при объективной невыгодности большинства собственных производств, на мой взгляд это стороннее мнение, не имеющее ничего общего с реальностью. У России есть огромный потенциал, который в скором времени перестанет быть просто потенциалом, а принесет свои плоды.
Последний экономический кризис показал - сам по себе, в одиночку, теперь никто не сможет существовать. Все государства так или иначе стали частью огромной торговой площадки, и с каждым годом интеграционные процессы становятся все объемнее и глубже.
Вступив сейчас в быстро развивающееся мировое торгово-экономическое пространство, нужно попытаться грамотно защитить свои интересы, с выгодой использовать открывающиеся возможности. Сопротивление нарастающим глобализационным процессам в мире сегодня видится бессмысленным и антипродуктивным.
Следует сказать и о том, что главнейшим регулятором конкурентоспособности страны являются курс национальной валюты и механизм его формирования. Он определяет объемы и структуру экспорта и импорта. С помощью только одного этого мощнейшего инструмента можно исключить или свести к минимуму любые негативные процессы.
Некоторые эксперты называют такие цифры: снижение даже самых высоких защитных пошлин на ввоз импортного товара (в соответствии с нормами ВТО) полностью нивелируется изменением курса рубля на 5 - 7%.
Вероятно, Правительству следует подумать о плановом, «ручном» снижении курса с еле заметным, но постоянным трендом. Это будет полезно как с экономической и политической точек зрения, так и в плане социальной обстановки в стране. Этот рычаг, к сожалению, прямолинеен и неизбирателен. Его эффективное использование возможно лишь в совокупности с другими мерами регулирования (налоги, госзаказы, размеры таможенных пошлин и др.). Остается надеяться на профессионализм наших переговорщиков в Женеве и экономистов в Правительстве.
Информация о работе Правовые проблемы реализации обязательств России в качестве члена ВТО