Правовые проблемы реализации обязательств России в качестве члена ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 12:46, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение процесса вступления РФ в ВТО, последствия и анализ правовых проблем такого вступления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть историю создания, а также дать общую характеристику Всемирной Торговой Организации; обозначить проблемы вступления РФ в ВТО, а также последствия вступления, рассмотреть правовые проблемы реализации обязательств на примере сфер государственных закупок и сельского хозяйства.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе вступления России во Всемирную торговую организацию.
Предметом исследования является механизм вступления России во Всемирную торговую организацию.

Вложенные файлы: 1 файл

Сивачева итог(1).docx

— 143.68 Кб (Скачать файл)

Присоединение РФ к Всемирной торговой организации вызывает, что совершенно нормально, противоположные точки зрения. Однако негатив в СМИ значительно преобладает, и это наводит на мысль, что в стране формируется мощное движение противников ВТО. Организовано движение против вступления России в ВТО. Что примечательно, данный интернет ресурс35, функционирует до сих пор, несмотря на присоединение нашей страны к Всемирной Торговой Организации.

Существует ряд объективных причин, по которым вступление России во Всемирную торговую организацию выгодно:

1. По  оценкам Минэкономразвития, уже  сегодня ежегодный ущерб российской  экономики от антидемпинговых  процедур других государств в  отношении российских компаний  в связи с тем, что РФ до  сих пор не является членом  ВТО, составляет около 3 млрд долл. США. На сегодняшний день против  России применяется порядка 150 различных  заградительных процедур. Совершенно  очевидно, особенно в условиях  затянувшегося мирового экономического  кризиса, что с каждым годом  отсрочки вхождения нашей страны  в ВТО их число будет только  увеличиваться. Расчеты независимых  экспертов показывают, что через  несколько лет после вступления  РФ в ВТО возможный выигрыш  финансовых потоков составит  до 18 млрд долл. США36.

2. Вступление  в ВТО может предоставить российским  производителям доступ к более  дешевым импортным материалам  и комплектующим, а населению  страны - к более дешевым и качественным  товарам и услугам и, следовательно, будет способствовать повышению  уровня жизни.

3. Россия, возможно, станет постоянным участником  переговоров в организации и  сможет отстаивать выгодные для  себя позиции и защищать интересы  как своих производителей, так  и своих экспортеров на внешних  рынках. ВТО для этого предоставляет  все возможности. В последнее  время отмечен существенный рост  исковых обращений, направленных  против российских производителей. Будучи членом ВТО, Россия сможет  использовать надлежащие механизмы  для результативного разрешения  любых торговых споров.

4. Несмотря  на то, что на начальном этапе открытие внутренних рынков может повлечь негативные процессы в национальной экономике, даже с учетом льгот в период переходных процессов, практика показывает, что в долгосрочной перспективе принятие международных правил в области торговли оказывает положительное влияние на рост экономики в стране.

5. Присоединение  к ВТО позволит привести российское  внешнеторговое законодательство  к цивилизованным мировым нормам, сделать правила игры для всех  участников рынка постоянными  и предсказуемыми, что в конечном  итоге должно перестать "пугать" добросовестный бизнес и будет  способствовать развитию внешней  торговли.

6. Все  предприятия будут просто вынуждены  заняться вопросами повышения  производительности труда. Повышение  конкуренции на внутреннем рынке  заставит товаропроизводителей  оптимизировать затраты на производство, разрабатывать программы и мероприятия  по снижению себестоимости выпускаемой  продукции, вкладывать большие средства  в развитие производства. Сегодня  есть мнение, что на вновь открывающиеся  для нас рынки основная масса  российских товаров попасть не  сможет, но это тем не менее  послужит реальным стимулом развития  производства. Наиболее конкурентными, по оценке специалистов, будут  являться: тяжелое машиностроение, металлургия, производство удобрений, оборонная промышленность и связанные  с ней интеллектуальные технологии  и инновации37.

7. Возможный  приток на наш рынок новейших  технологий (хотелось бы думать, что с запада будет поставляться  не просто товар, но и реальные  передовые технологии по его  производству). Здесь, правда, нужно  оговориться. Если какое-либо государство добилось в ходе переговоров для себя высоких таможенных пошлин на ввоз импортной продукции, то везти к нему технологии и строить производства на его территории становится экономически оправданным, а если его таможенные барьеры малы, то к чему такие затраты - проще привезти готовый товар.

8. Существующие  таможенные тарифы в РФ и  сейчас крайне низки, особенно  это заметно в сравнении с  ведущими экономиками. Снижение  тарифов при вступлении в ВТО  на основании принятых нами  обязательств будет незначительным  и не окажет фатального влияния  на ситуацию. Возможности государства  оказывать поддержку проблемным  отраслям будут, конечно, ограничены  новыми нормами, но они тем  не менее будут. И мы видим  на примере США и ряда европейских  стран, что есть масса инструментов  для решения подобных задач.

9. В ходе  новой игры по прозрачным правилам  должно произойти заметное ослабление  отраслевого и регионального  лоббирования новых законов. Кроме  того, аналитиками ожидается снижение  коррупционной составляющей на  всех уровнях.

Наша промышленность, как совершенно неконкурентоспособная по многим направлениям, имеет высокие шансы потерпеть сокрушительное поражение в предстоящем сражении. И на то есть следующие причины.

1. Промышленным  предприятиям, зачастую выжимающим  все до последней капли из  средств производства, доставшихся  им по наследству от СССР, придется  противостоять в открытой борьбе  мощным, эффективным корпорациям. А  в силу ряда совершенно объективных  причин, таких как уникальность  российской экономики по климатическим  условиям, отличающимся от любой  другой страны мира, наличие огромных  транспортных расстояний между  промышленными, складскими, торговыми  объектами и т.д., российские предприятия  просто физически не могут  быть конкурентоспособными. Так, например, доля транспортных затрат в  себестоимости отечественной продукции  составляет порядка 15 - 35% в зависимости  от региона страны38. В европейских странах с развитой рыночной экономикой эта цифра держится на уровне 7%. А энергоемкость ВВП (в данном случае ВВП - валовой внутренний продукт) России в 2,5 раза выше среднемирового уровня39. Эти цифры говорят о многом. В мировой практике еще не было примера, где столь негативным образом сочетались указанные выше экономически значимые факторы. Россия в этом смысле уникальна. Наиболее уязвимыми, по мнению многих экспертов, считаются: аграрный сектор, обрабатывающая промышленность, автомобилестроительная и авиастроительная промышленность, судостроение, электронная промышленность, легкая промышленность и транспорт, фармацевтическая и пищевая промышленность, общественное питание.

2. Наплыв  импорта приведет к остановке  ряда самых неэффективных производств. Возможно нарастание безработицы  в ближайшем будущем. В стране  придется принимать меры по  повышению мобильности рабочей  силы. Высвобождающиеся в результате  сокращений кадры должны будут  эффективно перенаправляться на  развивающиеся предприятия. Особенно  опасна ситуация с моногородами. Остановка градообразующего предприятия, как правило, приводит к взрыву  экономической, социальной и криминальной  обстановки в регионе (по подсчетам  аналитиков, такая угроза будет  существовать для более чем 400 городов, жизнь которых полностью  зависит от одного работающего  предприятия).

3. Россия, вступая в ВТО, берет на себя  обязательства по ослаблению  одного из основных своих конкурентных  преимуществ. Это постепенное (в  течение нескольких лет) выравнивание (повышение) внутренних цен на  энергоносители и транспортные  тарифы в соответствии с мировыми. Это может напрямую отразиться  и на без того высокой себестоимости  производства в нашей стране, приведет к возможному росту  инфляции и снижению конкурентоспособности  на мировом рынке продукции  наших ударных энергоемких производств, таких как металлургия, возможному  уменьшению уровня социальной ответственности крупных компаний, снижению заработной платы. К сведению: в Китае и Индии 30 долл. США - хорошая заработная плата, на зарплату в 10 - 15 долл. США - огромные очереди желающих, а 200 долл. США в месяц получает руководитель предприятия40.

4. Ситуация, при которой иностранные финансовые  институты смогут поглотить нашу  инертную банковскую систему, вполне  допустима. Не секрет, что крупнейшие  предприятия страны держат немалые  средства в иностранных банках. Капитализация западных банков  значительно выше наших. Открытие  филиалов иностранных финансовых  компаний в нашей стране, по  сути, могло бы предоставить возможность  и простым российским гражданам  пользоваться более значительными, долгосрочными и, главное, дешевыми  кредитными ресурсами, а также  более качественными услугами  в этой сфере. На сегодняшний  день в странах Западной Европы  ипотечный кредит можно взять  под 1,5%, а потребительский - под 4% годовых. Правда, банковский сектор достаточно  консервативен и вообще редко "бежит впереди паровоза". Банки  будут ждать улучшения инвестиционного  климата. Кроме того, при вступлении  в ВТО Россия отстаивает свою  принципиальную позицию по этому  вопросу: поскольку наша экономика  к конкуренции в банковском  секторе совершенно не готова, иностранные банки вообще не  будут иметь права открывать  свои прямые филиалы, а только  работать через дочерние структуры, где их капиталы не смогут  превышать 50%. По крайней мере  таковы изначальные договоренности. Что касается страховщиков, то  иностранные страховые компании  смогут открывать филиалы в  России, но лишь через 9 лет после  вступления ее в ВТО. Так что  и тут есть время для организации  эффективного конкурентного бизнеса.

5. Возможны  негативные последствия для социальной  сферы. Когда на предприятии начинаются  серьезные проблемы, оно в первую  очередь избавляется от социальной  нагрузки, а именно от детских  садов, поликлиник, домов отдыха. Очевидно, социальная напряженность неизбежна.

6. Поскольку  ВТО позиционирует себя как  чисто торговая организация и  инструменты экологического характера  ей вроде бы неинтересны, ожидается  снижение уровня защиты населения  нашей страны от товаров, содержащих, например, генномодифицированные вещества. Государства, которые хотят ограничить  ввоз такой продукции на свои  внутренние рынки, вынуждены платить  большие штрафы.

7. Таможенные  сборы на сегодняшний день  формируют в среднем 50% федерального  бюджета. Снижение таможенных пошлин  по многим позициям при вступлении  в ВТО может отрицательно сказаться  на поступлении средств в бюджет. Справедливости ради надо отметить, что это снижение не будет  критичным как в силу роста  объема импорта, так и в силу  того, что государство получает  колоссальные прибыли от продажи  нефти. Кто знает, что будет с  ценами на нефть в ближайшее  время? От конкретных прогнозов  эксперты ОПЕК, как им и положено, воздерживаются. Они сулят рынку  уверенный, но незначительный тренд  на повышение в течение ближайшего  календарного года.

Наши производители в основном опасаются падения заградительных пошлин, которые сегодня помогают защищать внутренний рынок от наплыва иностранных товаров. Больше всего в настоящее время обсуждается в СМИ судьба нашего многострадального автопрома. Для него, конечно, вступление в ВТО смерти подобно: если в результате значительного снижения пошлин на иномарки и запчасти к ним произойдет резкое снижение их стоимости (даже с учетом ввода утилизационного сбора как специального демпфирующего средства на этот случай), рынок сбыта отечественных автомобилей может просто кануть в Лету.

Но главным «пострадавшим», по мнению многих экспертов, станет сельское хозяйство. Вступление России в ВТО сопряжено с рядом ограничений в отношении реализации национальной аграрно-продовольственной политики. Эта тема стала, пожалуй, самой острой и дискуссионной. Вопрос стоит уже не в плоскости "вступать - не вступать", а в необходимости глубокого анализа последствий этого шага с точки зрения как объемов государственной поддержки, так и величины таможенных тарифов по защите этого сектора.

Сельское хозяйство не только в России, но и во всех цивилизованных странах поддерживается государством, о чем мы говорили ранее. На этом фоне выделяются США, Канада, страны ЕС, Австралия и Япония. Что касается России, то сегодня уровень поддержки отечественного труженика села крайне низок и без рассуждений о ВТО. Поэтому продукция нашего агропрома по большинству позиций не является конкурентоспособной. Для России разрешенный уровень поддержки будет составлять 9 млрд долл. США и в дальнейшем государство обязуется снижать поддержку еще на 5 - 10% каждые 5 лет. Можно было бы особо не убиваться по этому поводу, тем более зная о том, как другие страны - члены ВТО в случае необходимости обходят подобные преграды, используя различные схемы. Так, по оценке ряда экспертов, общий объем государственных дотаций сельскому хозяйству в Соединенных Штатах составляет порядка 100 млрд долл. США в год. Отметим, что из-за климатических, географических, транспортных и прочих условий энергоемкость сельскохозяйственного производства в России в 4 раза выше, чем в США, а металлоемкость - примерно в 5 раз. Что касается таможенных пошлин, то, по данным Минэкономразвития, ставка пошлины на ввоз в страны Евросоюза белого замороженного мяса крупного рогатого скота составляет 215%, у нас - 15%; на ввоз пшеницы - 173%, у нас - 5%; на ввоз кукурузы - 84%, в нашей стране - 5%41.

Недавнее увеличение пошлин на импорт мяса (имеются в виду пошлины, которые действовали до вступления России в ВТО) вдохнуло вторую жизнь в предприятия, и мы наблюдали значительный рост производства мясной и молочной продукции в стране. Было создано большое количество рабочих мест, а покупатель получил качественный товар по адекватной цене. Ослабление таможенных барьеров по импорту говядины, свинины, мяса птицы, молочной продукции нанесет нашим животноводам ощутимой силы удар, от которого они могут и не оправиться. Тогда как передовые страны давно более чем на 100% обеспечивают себя продовольствием и не прочь продавать излишки по соответствующим ценам на новых рынках. Это, безусловно, может представлять реальную угрозу для производителей в сложившейся ситуации.

Причем проблемы нашего сельского хозяйства олицетворяют собой общее положение дел в стране. Только здесь они еще более усугублены: сложная обстановка с правами собственности на землю, отсутствие программ и стимулов развития производств на селе, низкая плодородность земель (плодородность земель на большей территории РФ в среднем в 2,5 раза ниже, чем в США и странах еврозоны, находящихся в благоприятных климатических условиях), колоссальные транспортные расходы, значительная изношенность техники, отсутствие эффективных кадров, способных организовать рентабельное производство и сбыт продукции, недоступность кредитных программ. Список можно продолжить и дальше. Большинство хозяйств сегодня решает проблемы не развития, а выживания. Необходимо учитывать и крайне сложную ситуацию с трудовыми ресурсами на селе: несмотря на то что рабочая сила у нас одна из самых образованных в мире (даже учитывая страны с более высоким уровнем доходов на душу населения), ситуация на селе характеризуется значительным средним возрастом трудящихся и постоянным уменьшением их численности. Очевидно, что система оказания поддержки этому сектору должна быть полностью пересмотрена, причем независимо от вступления в ВТО.

В сельском хозяйстве средства должны направляться не на латание бездонных дыр, не на текущие проблемы хозяйств, а на выстраивание новой эффективной инфраструктуры. И вступление в ВТО в этом смысле должно стать для нашего сельского хозяйства своеобразной точкой отсчета.

Сегодня дискуссия на эту тему приобрела новый виток активности. Обратимся к высказываниям некоторых известных экономистов, промышленников и политиков.

Известный западный экономист Фридрих Лист установил следующий закон. Повсеместное и тотальное установление принципа свободной торговли, максимальное снижение пошлин и способствование предельной рыночной либерализации на практике усиливают то общество, которое давно и успешно идет по рыночному пути, но при этом ослабляют, экономически и политически подрывают то общество, которое имело иную хозяйственную историю и вступает в рыночные отношения с другими более развитыми странами тогда, когда внутренний рынок находится еще в зачаточном состоянии42.

Информация о работе Правовые проблемы реализации обязательств России в качестве члена ВТО