Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:05, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и методы науки КПЗС.
2. Основные источники КП в ЗС
....
80. " Система сдержек и противовесов".
81. Правительство в системе высших органов государства.
82. Основные способы формирования правительств (парламентский и внепарламентский, однопартийное и коалиционное).

Вложенные файлы: 1 файл

kpzs_finish.docx

— 268.48 Кб (Скачать файл)

1. Предмет и методы науки КПЗС.

КПЗС есть система внутренне  согласованных юридических норм. Данная система состоит из отраслей права, которые представляют собой правила особого рода, поддерживаемые госуд. принуждением. Все они содержатся в различных правовых актах: конституциях, законах, декретах президента и т. д.

КПЗС регулируются четыре главные сферы общественных отношений:

1) основы  конституционного строя

2) основы  правового положения человека  и гражданина

3) основы  государственного устройства

4) основы  организации гос.власти и м\с\у. 

Следовательно, можно толковать  «конституционное право зарубежных стран» как самостоятельную отрасль  права конкретной страны.

Наука КПЗС – это совокупность теорий, учений, взглядов, кот. формируют практические советы, закономерности развития с целью совершенствования конституционно –правовых норм и отношений.

Предмет - государственное право конкретных стран или, а также общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционных норм. Три точки зрения относительно предмета: 1) определить невозможно, т.к. дифференцирован опыт разных стран; 2) 4 сферы общественных отношений; 4) в зависимости от страны, кол-во сфер общественных отношений будет меняться.

Методы:

  • сравнительный анализ – сравнение способов и методов правового регулирования ;
  • историко-сравнительный метод - учет общих и исторических факторов, под воздействием которых формируется политический и конституционный строй. Позволяет рассматривать конституционный строй как стадию исторического процесса, видеть в нем исходное состояние для дальнейшего политического развития;
  • метод конкретного правового анализа – изучение разного рода частностей. Конкретный анализ дополняет и исправляет выстроенные типологии и открытые закономерности многочисленными и важными деталями, исключениями.

 

 

2. Основные источники КП в ЗС

Источники КПЗС - нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Система источников каждой страны имеет свои особенности, которые определяются национальными традициями, формой правления, формой национально-государственного устройства, иными факторами.

Источники:

1) Конституция - основной источник права;

2) Законы:

-конституционные  (вносят изменение и дополняют  конституцию);

-органические (принимаются в усложненном порядке);

-чрезвычайные (принимаются на коротный срок);

-обычные  (принимаются в обычном порядке  парламентом).

3) Подзаконные НПА, акты министерств и ведомств, акты главы государства,  акты Правительства - если они регулируют 4 сферы общественных отношений. 

4) Международные и федеративные договоры;

6) Акты органов конституционного контроля – официальное толкование конституции;

7) Прецедентное право - примеры решений судов высоких инстанций, публикуемые и становящиеся основой для принятия остальными судами аналогичных решений по аналогичным делам;

8) Конституционные соглашения - сложившееся правило в практике, которое имеет устный характер и не может использоваться судебной защитой в случае его нарушения. Характерны для стран англо-саксонской системы.

9) правовая доктрина  - решения по конституционным вопросам, принимаемые на правовых актах и на трудах выдающихся юристов – специалистов по конституционному праву

10)Специфические источники:

-религиозные  источники;

-декларации (политических и правящих партий);

-хартии;

-программы;

11) Локальные источники – городские уставы

 

3. Конституционное соглашение: понятие, сущность, виды.

Конституционное соглашение - это неписанное, не закрепленное в правовой норме правило, складывающееся в процессе практической деятельности в связи с теми или иными конституционными положениями в результате длительного и единообразного его применения, исполнение + не обеспечивается принудительной силой государства и не подлежит судебной защите.

К числу КС относятся, такие правила: кабинет несет ответственность  перед парламентом за общее ведение  дел; партия, лидирующая  в данное время в палате общин, имеет право  на распределение министерских мест; лидер этой партии д.б. назначен главою правительства и др. Все эти правила составляют Конституционную мораль. Ими постоянно руководствуются, но так как они не пользуются судебной защитой, то есть их нельзя считать законами.

Почему политическим соглашениям  повинуются также строго как велениям закона? Причины приводятся разные: страх перед импичментом, влияние общ мнения и др. Но К-е соглашения вряд ли могли бы держаться только на силе общественного мнения, если бы не существовало главного страха - перед законом. Суть заключается в том, что нарушение принципов К-ии и К-ых соглашений почти тотчас ж приводит виновного к столкновению с судами и правом страны.

Виды:

1. Конституционные соглашения, регламентирующие отношения «монарх—кабинет министров»:

– монарх поручает лидеру партии или  блока партий, победивших на выборах  в Палату общин, сформировать Правительство;

– Монарх назначает министров по рекомендации Премьер-министра;

– назначаемые министры образуют "Правительство", в рамках которого создается "Кабинет"; в его состав входят министры, именуемые членами  Тайного совета;

– Монарх в осуществлении своих  законных полномочий обязан следовать  советам Кабинета в лице Премьер-министра;

– Монарх обязан подписать законопроект, принятый Парламентом;

– Правительство осуществляет свои полномочия до тех пор, пока оно не утратило доверие большинства членов Палаты общин. В случае если Палата общин проголосует за недоверие, Правительство должно подать в отставку или Монарх должен распустить Палату общин;

– министры несут коллективную ответственность  перед Парламентом по общим вопросам политики Правительства и персональную ответственность за деятельность возглавляемых ими министерств.

К этой же группе конституционных  соглашений можно отнести ряд  правил политической практики, воспринятых некоторыми государствами — членами Британского Содружества Наций (Commonwealth):

– британский монарх назначает Генерал-губернатора  государства — члена Содружества  по совету Премьер-министра этого государства;

– Генерал-губернатор государства  — члена Содружества представляет Корону, а не британское правительство  и действует по совету правительства  своей страны.

2. Конституционные соглашения, регулирующие отношения между палатами парламента:

– парламентское большинство не должно лишать возможности высказываться  парламентское меньшинство. Обязанность Спикера — следить за этим;

– замещение вакансий в комитетах  Парламента должно осуществляться пропорционально  представительству политических партий в палате. Некоторые конституционные соглашения утратили свое значение в связи с закреплением аналогичных норм в парламентских законах.

 

4. Основные способы принятия и изменения К

По порядку принятия конституции зарубежных стран подразделяются на: дарованные; принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом); одобренные на референдуме.

  • «Дарованные» конституции — основополагающие документы, дарованные единоличной властью монарха без участия представительных органов (Малайзия). Это наименее демократический способ принятия основного закона. Они были распространены в период перехода от абсолютизма к конституционной монархии.
  • Способ принятия конституций представительным органом, которым может быть как учредительное собрание (конституционный конвент, учредительный конгресс, конституционное собрание), так и парламент, образованный на основании предшествующих легитимных актов. Учредительное собрание — это специально формируемый с целью выработки и (или) принятия конституции высший государственный орган, избранный народом. Данный орган прекращает свою деятельность после принятия нового основного закона (Болгарии, Камбоджи, Бразилии). Этот орган получил наименование конституанты. Принятие конституции законодательным органом — парламентом страны осуществляется в особом усложненном порядке. Как правило, для этого требуется квалифицированное большинство голосов депутатов
  • Конституции, одобренные на референдуме, по праву считаются демократическими по способу своего принятия. Конституционный референдум получил распространение в послевоенное время. Конституционный проект разрабатывается либо специально созданным для этого учредительным собранием (Конституция Франции Четвертой Республики), либо правительством (Конституция Пятой Республики), после чего выносится на референдум (Ирландии, Дании, Испании, на Филиппинах). В условиях демократического правления применяется сочетание двух способов: одобрение конституции представительным органом и окончательное утверждение на референдуме.

По способу изменения конституции делятся на:

  • Гибкие конституции могут быть изменены в том же порядке, что и обычный закон, либо в более упрощенном порядке. Ими являются, прежде всего, неписаные конституции, а также конституции государств с монархической формой правления (Княжество Монако, ряд государств Ближнего Востока).
  • К жестким относятся те конституции, для внесения изменений и дополнений в которые предусмотрен особый усложненный порядок. Жесткость конституций может обеспечиваться по-разному: требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония); принятием поправок на референдуме (Франция); повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция); утверждением поправок субъектами федерации (ФРГ, США).
  • К смешанным относятся те конституции, для внесения изменений и дополнений в которые для разных глав предусмотрен разный порядок (гибкий, жесткий, невозможность внесения изменений)

 

5. Особенности, формы и виды К ЗС

Конституция – это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством – с другой, а также основы организации самого государства

Особенности

1.   Все Конституции в той либо иной форме провозглашают лозунг народного суверенитета. США -  «Мы, народ Соединенных Штатов... торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию...»; Испания - «Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства»

2.   Все конституции в той либо иной форме закрепляют институт собственности. Исторически эти нормы восходят к французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.: «Так как собственность является неприкосновенным и священным правом, то никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения». Охраняемая конституцией собственность составляет основу всего конституционного здания.

3. В конституциях обычно воспроизводятся и закрепляются основные принципы теории разделения властей. В некоторых конституциях (Италия, Франция) концепция разделения властей не выражена семантически явно, она как бы подразумевается, из нее исходят. В других (американская, датская, японская) принципы разделения властей четко сформулированы в соответствующих статьях. Так, принцип разделения властей, дополненный системой «сдержек и противовесов», положен в основу американской Конституции.

4. Все конституции устанавливают и закрепляют форму правления государства — республику или монархию. В конституционном тексте это может быть выражено прямо или косвенно. Испания - «политической формой испанского государства является парламентарная монархия».  Конституция США не называет прямо форму правления всего Союза, однако перечисленные в Конституции институты являются республиканскими по порядку формирования, взаимодействию между собой и порядку осуществления функций. Кроме того, в ней установлена республиканская форма правления для штатов. Монархическая форма правления чаще определяется косвенно или выводится логически из текста конституции. Так, форма правления Японии прямо не называется в Конституции, но поскольку главой государства является наследственный Император, то очевидно, что Япония — монархия.

5. Конституции устанавливают и закрепляют унитарную или федеративную форму государственного устройства. По поводу унитарной формы государственного устройства прямые предписания чаще всего отсутствуют (Франция, Япония), хотя в латиноамериканских конституциях такие прямые указания встречаются (Колумбия) . И в федеративных государствах далеко не всегда встречается термин «федерация» или его производные. Прямое упоминание о федерации встречается, например, в конституциях стран Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, и др.). Нередко в конституциях используются синонимы (в соответствии со сложившейся в данном государстве терминологией). Так, конституции США, Индии и ФРГ говорят о Союзе. Таким образом, название не отражает формы государственного устройства в рамках принятых в науке классификаций, однако содержательный анализ норм конституции позволяет судить и о государственном устройстве.

6. Все конституции в той либо иной форме провозглашают и устанавливают права и свободы человека и гражданина. Обычно в самом тексте конституции содержится соответствующая глава или раздел. В новейших конституциях правовое положение человека и гражданина разработано весьма обстоятельно, детально. В новейшие конституции включаются новые права и свободы. Однако существуют конституции, в основном тексте которых отсутствуют разделы о правах и свободах или даже упоминания о них. Так, в первоначальном тексте Конституции США не было специальной статьи или раздела о правовом положении личности (в дальнейшем первые 10 поправок были приняты и названы Биллем о правах). Своеобразно решен вопрос о регулировании прав и свобод во французской Конституции. Ее важной составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

7.   Все конституции определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем. В их число входят Глава государства, правительство и парламент. В конституциях устанавливаются также основы регулирования выборов, референдумов и законодательства. Во многих послевоенных конституциях получил закрепление институт конституционного надзора (Франция, Италия, ФРГ). Все более широкое распространение получает институт уполномоченного по правам человека.

Информация о работе Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»