Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:05, шпаргалка
1. Предмет и методы науки КПЗС.
2. Основные источники КП в ЗС
....
80. " Система сдержек и противовесов".
81. Правительство в системе высших органов государства.
82. Основные способы формирования правительств (парламентский и внепарламентский, однопартийное и коалиционное).
Второе чтение происходит с докладом автора и содокладом постоянной комиссии. На этой стадии обсуждается и голосуется каждая статья проекта, обсуждаются и голосуются поправки. В странах англосаксонского права спикер, используя свои большие полномочия, нередко применяет прием «кенгуру» — по своему выбору ставит на голосование одни поправки, игнорируя другие. Для ограничения времени прений используется также прием «гильотина» — заранее назначается время прекращения прений, и те, кто уже записался, но не получил слова, лишаются возможности выступить. В разных странах для выступления в нижней палате предоставляется от 10 до 40 минут. Нельзя выступать дважды. В верхней палате регламент для выступлений, как правило, отсутствует. Свободное обсуждение предполагает, что выступать может каждый. Выступающий дает оценку проекта, вносит предложения о его принятии, отклонении, изменении или дополнении.
В третьем чтении обсуждается и голосуется проект в целом. На этой стадии возможны только редакционные поправки. После этого представители фракций могут выступать только с кратким заявлением по мотивам голосования, объясняя свою позицию.
Принятие закона осуществляется путем голосования на пленарном заседании и требует определенного большинства.
Члены парламента голосуют разными способами: с помощью электронной системы (нажимая определенные кнопки на своем пульте), бюллетенями, поднятием руки, в ответственных случаях используется поименное голосование. В некоторых странах возможно голосование по доверенности за отсутствующего депутата. Если нет возражений оппозиции, голосование не проводится, считается, что решение достигнуто путем консенсуса (Индонезия, Испания).
73. Способы преодоления разногласий между палатами по законопроекту.
После обсуждения в одной из палат, законопроект передается в другую, где рассматривается в том же порядке. Эта палата может принять законопроект, может внести в текст поправки, может отвергнуть. Если права нижней палаты шире, чем верхней, то возражения или поправки последней могут быть отклонены при повторном голосовании большинством членов в нижней палате. А в странах, где палаты обладают равными правами в области законодательства применяются два метода:
1. Метод "челнока": последовательная передача законопроекта из одной палаты в другую до тех пор, пока либо не примут идентичный текст, либо обе отвергнут законопроект.
2. Метод "Согласительная комиссия": она вырабатывает текст законопроекта и передает его палатам, а они либо принимают текст, либо отвергают и вновь передают комиссии
3) созыв совместного заседания обеих палат с общим голосованием. Так как нижняя палата почти всегда многочисленнее верхней, закон принимается в редакции нижней палаты
74. Право вето главы государства: понятие, виды, порядок преодоления.
Конституционная теория в ряде зарубежных государств рассматривает главу государства как непременного участника законодательного процесса. Юридическим выражением этой концепции является то, что законопроект получает силу только тогда, когда он санкционируется главой государств. Вето – отказ от санкционирования законопроекта. Виды:
1.Абсолютное, или резолютивное вето состоит в том, что отказ главы государства утвердить принятый парламентом законопроект является окончательным и безусловным и преодолеть его нельзя.
2.Относительное, или отлагательное вето представляет собой такой запрет, налагаемый главой государства на законопроект, который либо может быть преодолен парламентом, либо носит временный характер. Опротестованный законопроект вместе с посланием направляется главой государства парламенту, который может поступить двояко:
а) принять возражения главы государства, внести соответствующие изменения в законопроект и вновь отправить его для получения санкции (капитуляция);
б) отклонить
возражения главы государства, для
чего необходимо повторное одобрение
законопроекта квалифицированны
3.Выборочное вето. Обычно глава государства может одобрить или опротестовать весь законопроект целиком, а не отдельные статьи его. Это создает массу неудобств, так как порою президенту или монарху приходится либо одобрять законопроект с неугодными ему статьями, либо опротестовывать в целом приемлемый законопроект из-за неугодных ему статей. Выборочное вето - явление довольно редкое. В США, например, этим правом пользуются лишь губернаторы некоторых штатов. Президент лишен такой возможности. Определенный пробел, содержащийся в конституционных положениях, привел к появлению практики так называемого «карманного вето». Если Президент получил билль меньше чем за 10 дней до окончания сессии Конгресса, он может просто его не подписать, и билль никогда не станет законом, если не пройдет всю процедуру заново на следующей сессии Конгресса
75. Парламент Великобритании.
Парламент Великобритании – законодательный орган власти, состоящий из палаты Лордов и Палаты общин. Основные функции: представительство нации, законодательство, принятие бюджета и контроль за деятельностью правительства
Созыв и роспуск Парламента – это прерогатива монарха, осуществляемая путем издания королевской прокламации по предложению премьер-министра. Парламентские сессии созываются ежегодно, обычно в конце октября – начало ноября. Каждая сессия парламента открывается тронной речью монарха, которая составляется премьер-министром и содержит программу деятельности правительства на год. Кворум для принятия законов в палате общин – 40, в палате лордов – 3 . Голосование проходит путем вставания, или путем перехода по правую руку от спикера, кто за, и по левую – кто против.
Палата общин: 659 членов, избираемых по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства на 5 лет. Часто бывает роспуск и досрочные выборы. Руководит заседаниями палаты спикер. Он назначается монархом на 5 лет, выходит из состава своей партии, голосует при равенстве голосов. 3 вида комитетов: специализированные, неспециализированные, создаваемые на период сессии. Омбудсман- парламентский уполномоченный по делам администрации. Назначается правительством, проводит расследования правонарушающей деятельности органов ИВ. Он расследует дела если нельзя обратиться в суд
Палата лордов: большинство членов палаты занимают по наследству, это лица, обладающие дворянским титулом не ниже барона. Наследственные пэры получают право участвовать в заседаниях палаты с 21 года. Часть лордов – пожизненные пэры, они получают этот титул от королевы, или после окончания деятельности спикера. Кроме того существует 2 разновидности лордов по должности: 26 духовных лордов и 12 судебных. Руководит палатой лорд-канцлер, назначаемый королевой по представлению премьер-министра на 5 лет. Он же является главой судебной власти.
Законопроекты вносятся в Палату общин: от имени монарха проекты вносят министры, они же обычно вносят все общие проекты, а частные (персонального характера) поступают в виде петиций. Палата лордов имеет право вето (возврат в Палату общин), преодолеваемое большинством Палаты общин, но только на сессии следующего года.
76. Конгресс США.
Конгресс США состоит из 2 палат - палата представителей и сената.
Палата представителей избирается на 2 года в составе 435 депутатов по одномандатным округам. Избранными м.б. только граждане США (с цензом оседлости не менее 7 лет), достигшие 25 лет, и проживающие в том штате, где они баллотируются. Заседаниями руководит спикер. Полномочия спикера: определяет повестку дня, назначает членов согласительной комиссии, руководит вспомогательным аппаратом. Голосует при равенстве голосов.
Сенат — является органом представительства штатов. Независимо от численности населения каждый из 50 штатов представлен двумя депутатами. Сенаторы избираются на 6 лет, каждые 2 года состав сената переизбирается только на 1/3. В Сенате председательствует вице-президент.
Общие полномочия: принятие закона, (поскольку обе палаты равноправны); финансовые (установление и взимание налогов, пошлин, сборов, чеканка монеты); в области экономики (обеспечение благосостояния США, вопросы торговли с иностранными государствами, содействие развитию науки и др.); в области обороны (обьявление войны, оборона, набор армии и флота), охрана общещственного порядка (создание милиции для исполнения ф.з., подавления мятежей) и осуществлять др. законодательные полномочия.
Конгресс также
может принимать резолюции,
77. Парламент ФРГ.
В Германии двухпалатный парламент: верхняя палата – бундесрат, и нижняя палата – бундестаг – 50% избирается по земельным партийным спискам с 5% заградительным барьером, избираемых путём прямых, свободных, равных выборов при тайном голосовании
Функции: законотворчество, решение финансово-бюджетных вопросов, орган контрольных вопросов (право депутатского запроса, контрольная деятельность комитетов и комиссий).
В германском парламенте тщательно разработан законодательный процесс и право законодательной инициативы. Существует процедура трех чтений законопроекта. Право законодательной инициативы у: Правительства, члены Бундесрата, члены Бундестага. Для внесения законопроекта требуется поддержка не менее чем 15 депутатов нижней палаты.
При отклонении нижней палатой правительственного законопроекта, президент может объявить состояние законодательной необходимости и тогда законопроект принимается только верхней палатой по предложению правительства. Партийно-фракционный принцип лежит в основе деятельности нижней палаты, т.е. там действует правящая партия и примыкающие к ней. Комитеты Бундестага образуются по принципу пропорционального представительства фракций.
Бундесрат: 68 членов, назначенных правительствами земель. Срок не устанавливается. Число представителей 3-6 в зависимости от численности населения каждой земли. Создаются руководящие и вспомогательные органы. Председатель Бундесрата переизбирается ежегодно. Заседания созывается по мере надобности. Председатель обязан созвать заседание по требованию представителей 2-х земель.
Бундестаг может выразить канцлеру недоверие, при условии что может быть избран новый канцлер-конструктивный вотум недоверия. Канцлер избирается по предложению президента Бундестагом без обсуждения.
78. Правовое положение депутатов парламентов.
В большинстве
стран члены парламента являются
профессиональными
В подавляющем большинстве стран депутаты имеют так называемый свободный мандат- рассматриваются как представители всего народа, а не только своего избирательного округа, депутатский иммунитет- депутат не может быть подвергнут задержанию или аресту, против него не м.б. возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом кот. он является.
Депутат вправе участвовать в работе парламента, его комиссий, других органов, свободно выступать и голосовать, обладает правом запроса или вопроса к высшим должностным лицам государства на заседании парламента или вне его. Депутат обязан присутствовать на сессиях парламента, участвовать в пленарных заседаниях. В подавляющем большинстве стран депутатам не разрешается состоять на гос. Службе. Парламентариям запрещается: участвовать в сделках с государственным имуществом, получать вознаграждение и т.д.
Депутат выполняет
депутатские обязанности на общественных
началах, получая небольшое
79. Предпринимательские организации и группы давления.
Предпринимательская организация– защита интересов определённых слоёв населения. Торгово-промышленные палаты, Союзы работодателей, отраслевые/межотраслевые союзы и объединения. Одним из средств, которыми пользуются предприниматели является локаут то есть закрытие предпринимателями своих предприятий с массовым увольнением рабочих, чтобы заставить их отказаться от выставляемых ими требований или согласиться на худшие условия труда.
Во многих
странах сложились целые
Лоббисты делятся на две группы: профессиональные лоббисты и служащие, занимающиеся лоббированием в интересах работодателя.
80. " Система сдержек и противовесов".
существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из них не имеет ни формального, ни фактического верховенства
Информация о работе Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»