Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:05, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и методы науки КПЗС.
2. Основные источники КП в ЗС
....
80. " Система сдержек и противовесов".
81. Правительство в системе высших органов государства.
82. Основные способы формирования правительств (парламентский и внепарламентский, однопартийное и коалиционное).

Вложенные файлы: 1 файл

kpzs_finish.docx

— 268.48 Кб (Скачать файл)

Президент США  не может распустить Конгресс и Конгресс не может сместить Президента. Президент  может задержать законопроект путём  вето, но конгресс может преодолеть в 2/3 голосов.

Вертикальное разделение властей: 1.разничение предметов ведения путём установления п-па верховенства ФЗ. 2. разграничение полномочий между органами Г власти и мсу. Могут создаваться избираемые и назначаемые органы. Разделение властей - Направлено против авторитаризма, тоталитаризма.

 

81. Правительство в системе высших органов государства.

Правительство- коллегиальный орган общей компетенции, осущ-ий руководство испол-ой и распорядительной деятельностью в стране. Совет министров, кабинет, кабинет министров, федеральное правительство (Германия), правительство (Чехия)

1.Отношения правительства с парламентом зависят от формы правления. В президентских республиках правительство, возглавляемое президентом, формируется внепарламентским путем и не несет за свою деятельность ответственности перед парламентом.   В парламентарных странах   несет политическую ответственность перед парламентом, формируется парламентским путем и обязано уйти в отставку в случае выражения ему вотума недоверия, оно фактически контролирует и направляет деятельность парламента.

2. Отношения правительства с главой государства могут быть рассмотрены только применительно к парламентским странам. В президентских республиках президент лично возглавляет правительство. В парламентских странах глава государства может осуществить свою конституционную компетенцию только через правительство или с его санкции. 

3.Отношения правительства с политическими партиями зависят, прежде всего, от формы правления. В парламентарных странах правительство тесно связано с политическими партиями, так как оно опирается на партийное большинство в парламенте, являющееся конституционной основой его существования.   В президентских республиках взаимоотношения правительства с партиями носят иной характер по той причине, что исполнительный орган власти не зависит от парламентского большинства. В свою очередь парламент в этих странах не подвержен угрозе роспуска, что укрепляет его позиции по отношению к правительству. Правительство в президентских республиках в меньшей степени заинтересовано в контроле над парламентскими фракциями, но это не означает, что такой контроль отсутствует.

Правительство в президентских республиках  осуществляет контроль над парламентом  не через партийные фракции, а  непосредственно, причем этот контроль сохраняется и тогда, когда правительство  и парламентское большинство принадлежат к различным партиям.

правительство занимает центральное место в  системе высших органов государственной  власти, хотя это положение не закрепляется конституциями; правительство является основным инструментом осуществления как внутренней, так и внешней политики; правительство осуществляет контроль над крупными политическими партиями при любой форме правления.

 

82. Основные способы формирования правительств (парламентский и внепарламентский, однопартийное и коалиционное).

В зависимости от формы правления  и в связи со степенью участия  парламента в формировании правительства можно разграничить две основные модели формальной процедуры образования правительства: 

  • Парламентская модель: образование правительства на базе итогов парламентских выборов Это характерно для парламентарных республик и монархий и многих смешанных республик.  Уполномочие на формирование правительства в этих странах получает та партия или партийная коалиция, которая победита на выборах и получила большинство мест в парламенте. В Великобритании глава государства имеет право назначения премьер-министра. В ФРГ глава правительства - федеральный канцлер - предлагается бундестагу президентом, но последний решает этот вопрос только после консультации с лидерами крупнейших партийных фракций.
  • Внепарламентская модель формирования центральной исполнительной власти характерна для президентских республик и дуалистических монархий, а также и некоторых смешанных республик. Уполномочие на формирование правительства в этих странах имеет юридически своим источником не парламент, а избирательный корпус, так как правительство формируется президентом, избираемым посредством непарламентских выборов. Роль парламентов даже юридически невелика.(США). Состав и структура правительства в ряде стран (например, в Великобритании) никак не регулируются, что позволяет каждому новому главе правительства самому определять, какие министерства ему нужны и с каким кругом ведения. В других странах, напротив, структура исполнительной власти урегулирована законом (США, Швейцария, Испания).
  • Однопартийное правительство в демократическом государстве бывает при парламентарной или смешанной форме правления в том случае, когда одна из политических партий получила в результате выборов абсолютное большинство мест в парламенте. В президентских республиках,  президент обычно формирует его из представителей своей партии.
  • Коалиционное при парламентарной или смешанной форме правления,   это результат соглашения между партиями об общей правительственной программе.  Возможно создание и правительства меньшинства, опирающегося на выборочную поддержку неправительственных партий.  

 

83. Правовое положение главы правительства.

Названия  главы правительства бывают различны. Нередко глава правительства называется председателем совета министров или председателем правительства, Федеральный канцлер в Германии и Австрии.

Часто он принимает  решения от имени правительства. При нём создаются различные  органы — ведомство федерального канцлера в Германии, гражданский и военный кабинеты во Франции. У него есть личный секретариат. Для предварительного решения вопросов или для их окончательного решения он созывает совещания близких ему министров.

Премьер-министры имеют высокий должностной оклад. При правительстве создается орган управления делами правительства. Управляющий делами правительства называется министром по делам правительства.

Некоторые лица бессменно занимали должность премьер-министра почти полтора десятка лет, в отдельных странах Они сменяются очень быстро, хотя в той же Италии А. Фанфани занимал эту должность шесть раз на короткие сроки.

Полномочия: подбирает членов, увольняет их. Формально члены правительства назначаются и смещаются главой Г, но он обязан действовать по предложению главы правительства. С прекращением полномочий главы правительства прекращаются полномочия всего правительства. Франция: Президент назначает премьер-министра, ФРГ: избирается Бундестагом по представлению Президента.

 

84. Делегированное законодательство: сущность, причины, достоинства и недостатки. Делегированное законодательство в Великобритании и Швеции.

Делегированное  законодательство - в некоторых государствах издание правительством (Франция, Италия) или главой государства (Беларусь) по уполномочию парламента нормативных актов, фактически обладающих силой закона. Делегированное законодательство – объективный процесс. В отличие от обычной нормоустанавливающей деятельности правительства, при Д. з. парламент отказывается от своих законодательных полномочий в пользу правительства. Акт Д. з. издаётся по вопросам, входящим в исключительную компетенцию парламента. Издавать нормы в порядке Д. з. могут как сами правительства, так и любые подчинённые им исполнительные ведомства (министерства, департаменты, управления, бюро и т.д.). Делегация законодательных полномочий парламентом правительству может быть осуществлена прямо (парламент принимает закон, в котором указывается, какой орган, по каким вопросам и на какой срок получает право издания актов в порядке Д. з.) или косвенно (парламентский закон составляется в очень общих выражениях, и применить его без соответствующей нормоустанавливающей деятельности исполнительных органов власти невозможно).

Акты, принятые в порядке Д. з., вступают в силу либо только после одобрения  их парламентской резолюцией («разрешительная  процедура»), либо немедленно после  издания (в последующем могут  быть аннулированы парламентской резолюцией — «запретительная процедура»).  

Д. з. открыто противоречит провозглашённым  демократическим принципам буржуазного  конституционализма и парламентаризма, т.к. оно резко сокращает права и компетенцию выборных законодательных органов. Конституции многих буржуазных государств (США, Бельгии, Швейцарии, Дании) либо запрещают Д. з., либо не содержат положений, предусматривающих его, тем не менее оно применяется и в этих странах. Конституции буржуазных государств, принятые после 2-й мировой войны прямо предусматривают возможность Д. з.

Многие современные буржуазные специалисты по проблемам государства  и права оправдывают распространение Д. з. возрастающей сложностью государственного управления и необходимостью специальных познаний для этого. В этих условиях, считают они, парламент должен ограничиться закреплением в законах общих принципов, уступив право их детализации тем ведомствам, которые обладают соответствующей технической квалификацией. В действительности, однако, Д. з. представляет собой одно из наиболее откровенных выражений кризиса буржуазного парламентаризма и законности, является проявлением бесконтрольности правящих кругов.

 

85. Местное управление и самоуправление в зарубежных странах: понятие и сущность.

Территория  государства делится на административно-территориальные  единицы. Такого деления нет только в очень мелких островных государствах. В каждой из таких единиц есть либо назначенное должностное лицо, управляющее ею, либо назначенное должностное лицо и избранный гражданами совет, либо только избранный совет, выбираемые его председатель и мэр. Местные органы самоуправления и управления территориальных коллективов это тоже публичная власть, но не государственная, а власть населения. Органы МСУ автономны по вопросам их компетенции, и по этим вопросам центральные органы не вправе давать указания, как органам самоуправления следует решить тот или иной вопрос. Они вправе и обязаны вмешаться, если орган самоуправления нарушает закон. Принципы: в первую очередь это наверное автономность(как мне кажется), самостоятельность, первичность, принцип остаточной компетенции.

Управление  на местах осуществляется органами местного управления, а также органами, представляющими центральную власть. Местным (или муниципальным) управлением именуется управление делами, главным образом, местного значения, осуществляемое выборными органами, которые уполномочены представлять население той или иной административно-территориальной единицы, и их административным аппаратом.

Чаще всего считается, что М\У может быть в шир. и узк. смыслах. Под М\У в шир.смысле понимается управление делами определенной территории (территориальной единицы), осуществляемое на началах централизации или самоуправление назначаемыми или избираемыми органами. Под М\У в узк.смысле понимают низовое звено единой системы гос.управления, осуществляемое назначаемыми чиновниками, которые руководят развитием отдельной территории в целях реализации общегосударственных (региональных) программ, мероприятий, занимается регулированием и контролем местных дел.

М\С\У - право и действительная способность  местных сообществ самостоятельно и под свою ответственность через формируемые ими органы осуществлять контроль и управление переданной в их ведение государством части общественных дел на благо населения и при частом и широком участии этого населения (одна из частей м\у в шир.смысле).

 

 

86. Порядок формирования, структура и полномочия муниципальных органов. Структура местных органов.

Органы местного самоуправления состоят  из выборных учреждений ( советов, собраний ) и исполнительного аппарата.

а) Совет.  имеют, как правило, небольшой численный состав: в США - от 5 до 25 ( очень редко до 50 ); в Великобритании - до 75; во Франции , ФРГ, Италии - до 80    образуют постоянные и временные комиссии и комитеты. ) вопросам образования, социальных дел и полиции.) Роль комиссий в различных странах неодинакова. Преимущественно они играют вспомогательную, подготовительно-совещательную, роль

б) Исполнительный аппарат. . К органам общей компетенции относятся мэры, управляющие, исполнительные коллегиальные органы.   В ряде стран (ФРГ, Япония) мэры одновременно выступают как представители центрального правительства. Франции генеральный совет департамента избирает из своего состава бюро,  Италии является наличие коллегиальных административных органов общей компетенции -исполнительных джунт, которые являются руководящими звеньями местной администрации и отчитываются о своей деятельности перед советом.

Важным элементом исполнительного  аппарата являются органы специальной ( отраслевой ) компетенции - отделы, бюро, управления и т.п. Наиболее распространенными являются - юридический отдел, финансовый отдел, отдел здравоохранения и охраны окружающей среды, отдел образования и др.

Формирование  муниципальных органов.

1) Муниципальные выборы. Муниципальные выборы проводятся на тех принципах,   всеобщность, равенство, тайна голосования. Для избрания муниципальных советников преимущественно выборы прямые.

Информация о работе Шпаргалка по «Конституционному праву зарубежных стран»